Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 4 класса.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ксензова Елена Васильевна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mir_prirody_i_cheloveka_4_klass.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на метод совете

__________________

 «    »                           г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР  МБОУ «НСШ»

________Хлебникова В.Н

«»                                     г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Новомитропольская СШ» ________Ануфриев Е.И.

«    »                  г.  

Приказ №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 индивидуального обучения

по учебному предмету «Мир природы и человека»

для 4 класса

начального общего образования

на 2019 -2020 учебный год

Составитель:

 учитель Ксензова Елена Васильевна

с. Новомитрополька

Рабочая программа

По предмету «Мир природы и человека» для обучающейся Валуевой Марии.

Основание: заключение ПМПК № 4 от 14.10.2016 г.

Планирование составлено на основе  

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина. Мир природы и человека, 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях - М. «Просвещение», 2018 год.

Класс: 4.

Количество часов по учебному плану и календарному графику

 МБОУ «НСШ», утверждённому на 2019-2020  учебный год 17 часов,

 в неделю 0,5 часа.

 

Пояснительная записка

      Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану

  разработана на основе:

1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 (с изменениями);  

3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ №  253 от 31.03.2014 г.;

5.Адаптированная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».

6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения»

7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.

8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

       Цель программы: 

-обеспечение доступного и качественного образования,

-формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества,

-формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса.

Для гарантированного получения школьного образования, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья за основу взят второй вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.

Задачи программы: 

1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 
2.Создание комфортной обстановки для получения учащейся образования. 

Ценности программы: 

-Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности ребенка. 
-Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Адресность программы:

     Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы 4 класса Валуевой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание ДЦП, ребенок - инвалид).

     Составленная программа для условий надомного обучения, 0,5 часа в неделю.

          Продолжительность занятий 35-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и    индивидуальных особенностей обучающейся

        Вариант 6.3 предполагает, что обучающаяся с НОДА Валуева Мария получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися.

  Специфика предмета «Мир природы и человека» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации связей всех дисциплин начальной школы.  «Мир природы и человека» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии  совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.    

  Предмет «Мир природы и человека» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Изучение данного предмета помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.  В ходе изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.  У младших школьников формируется фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

 .


Описание места учебного предмета в учебном плане

Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ «Новомитропольская СШ», составлен на

основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

-на обеспечение базового образования;

-на реализацию системы развивающего обучения.

    На изучение курса отводится 17 часов  из расчёта 0,5 часа в неделю.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  Личностные

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 -  воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

Предметные

- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- узнавать и называть изученных объектов на наглядном материале;

- отнесение изученных объектов  к определенным группам (видо - родрвые понятия);

- ухаживание за комнатными растениями;

- представление об элементарных правилах поведения в природе и обществе;

- знание требований к режиму дня и понимание необходимости его выполнения;

- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни.


Содержание учебного предмета.

 

 Сезонные изменения. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

 Неживая природа. Строения и состава почвы. Влияние на рост и развитие растений. Образования почвы, ее состав и свойства.  Поверхности Земли и их разнообразия поверхности. Рельеф.

Растения. Огород. Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов. Бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой. Ягоды.        Рябина, калина, клюква, брусника или        другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

Лес. Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями.

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов. Растения поля.  Рожь, пшеница, овес, гречиха. Узнавание, различение.

Животные. Домашние животные. Коза, овца, корова, свинья, лошадь. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

Насекомые. Муравей, пчела, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.  Рыбы. Виды рыб. Аквариумные рыбы.

Человек. Мозг. Работа мозга. Когда мозг отдыхает. Режим дня.

 Охрана природы. Загрязнение воздуха. Защита водоема. Заповедники. Красная книга. Лесничества. Уход за лесом. Зоопарки. Обитатели зоопарка. Уход за ними.

 

 


. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№п\п

Темы разделов

Виды деятельности

Количество часов

1

Сезонные изменения

Формировать представления о сезонных изменениях в природе (осень, зима, весна, лето).                                                                                                                                                  Уметь различать и характеризовать приметы  основные признаки и приметы четырех времен года. Познакомить с изменениями в жизни людей, растений и животных в зависимости от сезона.

7

2

Неживая природа

Изучение особенности строения и состава почвы, определяющие её уникальную способность обеспечивать рост и развитие растений. Формировать представления о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Расширить представления учащихся о поверхности Земли. Формирование образов разнообразия поверхности.

2

3

Растения

Закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях. Выделяя такие группы растений. Как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека.

2

4

Животные

Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Изучение новых  групп: насекомые, рыбы, водоплавающие птицы (дикие и домашние). Особенности их строения, приспособление к среде обитания и пользе для человека.  

3

5

Человек

Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Взаимосвязь человека и окружающий природы. Бережное отношение к природе как среде обитания человека, ее охране.

3

Итого

17

№ п/п

Темы уроков

Количество часов

Дата проведения урока

Сезонные изменения

1

Осень. Растения осенью. Животные осенью.

1

2

Труд людей осенью.

1

3

Зима. Растения зимой. Животные зимой.

1

4

Труд людей зимой.

1

5

Весна. Растения весной. Животные весной.

1

6

Труд людей весной

1

7

Лето. Растения летом. Животные летом

1

Неживая природа

8

Почва. Состав почвы

1

9

Рельеф

1

Растения

10

Огород. Лес. Сад. Растения поля.

1

11

Растения культурные, дикорастущие и лекарственные

1

Животные

12

Домашние животные

1

13

Птицы. Дикие птицы. Домашние птицы. Куры

1

14

Насекомые. Пчёлы. Рыбы.

1

Человек

15

Мозг человека. Режим дня

1

16

Охрана природы. Заповедники

1

17

Лесничества. Зоопарки

1

Итого

17

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).
  • Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина. Мир природы и человека, 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2 частях - М. «Просвещение», 2018 год.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 1-4 классов на 2015-2016 учебный год

Данная адаптированная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1–4 кл. под...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)

В соответствии с учебным планом специальных (  коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" для учащихся с ОВЗ (обучение на дому) 4 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающегося на дому составлена с учетом познавательной деятельности учащегося, уровня его общего и речевого развития, подготовки к усвоению учеб...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" для учащихся 4 класса

Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовате...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для учащихся 2 класса, обучающихся на дому (вариант 6.3)

Адаптированная  рабочая программа по физической культуре 2 класс (третий год обучения) для обучающихся  с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (Вариант 7.2) 1(1 дополнительного) - 4 классов

Данная программа адресована учащимся 1(1 дополнительного) – 4 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа №2 име...