Разработка урока Окружающий мир, 1 класс, Явления природы .
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Кулешова Анастасия Алексеевна
Разработка  урока  по образовательной системе “Начальная школа ХХI 
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.
Тема  урока :  Явления  природы .
Тип  урока : Открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Явления природы20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по образовательной системе “Начальная школа ХХI века”.

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова.

Тема  урока :  Явления  природы .

Тип  урока : Открытие нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме  урока .

Задачи:


  1. Дать представление о характерных признаках  явлений  природы  в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой  природе .

  2. Развитие представления учащихся о многообразии  явлений  природы  в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

  3. Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие  природы , культуру поведения при фронтальной работе.


^ Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать цель на  уроке  с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

^ Планируемый результат.

Предметные:

Иметь представление о характерных признаках  явлений  природы  в разные времена года.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на  уроке  с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме  урока  (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Методы обучения:  проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:


  • фронтальная работа;

  • парная;

  • индивидуальная.


Оборудование:


  • учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;

  • рабочая тетрадь по окружающему миру.

  • мультимедиа установка, компьютер;

  • карточки с изображением времен года,  явлений  природы  для практической работы.




Ход  урока 

I. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)

- Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.

– А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
– А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)    

  – Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок ? (Интересным, весёлым, познавательным)
– Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
– Итак, чему будет посвящён наш  урок ? (Изучению нового)

 ^ II. Актуализация опорных знаний (2 минуты)

Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое, 
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … природа.

- А какая природа бывает? (Живая и неживая)

Сейчас мы с вами проведём речевую разминку

- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.

- Дождь бывает зимой?

- Снег бывает :?

- Град бывает:?

- Листопад бывает:?

- Иней бывает..?

- Гроза бывает:?

- Туман бывает :?

- Радуга бывает:?

- На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока.(явления природы)

^ III. Постановка проблемы(1 мин)

- Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о  явлениях  природы .)

- Мы поговорим о  явлениях  природы , в разные времена года. 

^ IV. ”Открытие” нового знания (17 мин)

- Я в вопросах вам называла явления природы. А что такое "явление"?

- Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова " явление" (показываю как работать со словарём).

"Явление природы- всякое обнаружение чего-нибудь".

Откройте учебник на с. 40,41,42.

- Что изображено на этих картинках? Перечислите. (дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман)

- Что вы перечислили? (явления природы) 

^ Посмотрите на доске ребус. На нём зашифрованно явление природы. Разгадайте.

- Какое явление природы у вас получилось? (дождь)

Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?

А как дождь попадает в тучу?

Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло в водой? Давайте проверим.

То же происходит и на поверхности земли. вода испаряется непрерывно и в большом количестве. она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.

Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.

на доску прикрепляется карточка облако.

- Капельки соединяются. становятся крупнее. Так образуется туча.

- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.

вывешивается карточка с дождём.

посмотрите. как образуются тучи и осадки.

учитель показывает опыт.

опыт

Плотно сжать сухой комочек ваты. затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.

Учитель поясняет детям все действия:

- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.

^ Динамическая пауза. Метод «Электрическая цепь»

Сейчас мы с вами отдохнём, получим заряд энергии для следующей работы. 

Постройтесь по росту. Рассчитайтесь по порядку 1,2. Первые номера 2 шага вперёд. Повернитесь к своим товарищам. Возьмитесь за руки, образуя цепь..Задача передать сигнал по цепочке. Когда сигнал получит первый ученик, он хватает предмет со стола. Играем молча.

Молодцы! Отдохнули! Садитесь!

А может ли дождь быть во все времена?

^ Это мы с вами узнаем поработав в группе.

– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)

– Сколько их? (4)

– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.

Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.

Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу. 

Выберите, кто будет отвечать.

 Выслушиваются выступления каждой группы. 
На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года. 

- На какой вопрос мы должны были ответить?( А может ли дождь быть во все времена?)

V. Первичное закрепление (2 мин)

1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)

Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.

Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. (5 мин)

^ Работа в парах.

У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением  явлений  природы . Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это  явление .(Фронтальная проверка) 

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3)


  1. ^ Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»


Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.

Дождь Метель

Снег Листопад

Радуга Ледоход

Туман Иней

Таяние снега Гром и молния


Сделаем вывод нашего урока: изменения в  природе : дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это  явления  природы 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на  уроке  (3 мин)

– О чем мы говорили на  уроке ?

Что узнали нового?

Хочется ли узнать ещё больше по этой теме?

– Достигли ли поставленных целей?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.

Если вам понравился  урок  и у вас  урок  вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.

Спасибо всем за  урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...