Урок окружающего мира "Как растения расселяются"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

              Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

      Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

                           2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

                           3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

                         1.Таблица «Части растений»

                         2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

                         3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

                         4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

   

                                                              Ход урока

  1. Организационный момент

      Прозвенел звонок,

      Начинается урок

      Все за парты сядем дружно,

      Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  2. Фронтальная работа                                                                                       Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

  - Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

 Чем отличаются эти растения в природе?

        Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

       Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

       Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений»  покажите части на таблице.)

       Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

       Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

       Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

       Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

    Учитель. Есть ли у картофеля семена?

     Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

3.Физкультминутка

Игра «Да» - «Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

  Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)

                    б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

                    в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

                    г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

                    д) У всех растений есть корни? (да)

                    е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

4. Сообщение темы и цели урока.

     Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

      На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

     А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

     Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

    Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

    Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

     5.Открытие новых знаний и первичное закрепление.                      Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

     Дети. Посадили люди.

     Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

 - Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

 - Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика)  Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

   Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

   Практическая работа.

   На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

  - Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  6. Работа по учебнику.

   Дети рассматривают  центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?»  Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

   Учитель. Зачем птица несет плоды?

  Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

  Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

  Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

  Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

 Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

  Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  7. Физкультминутка.

  Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

8.Закрепление.

  Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

    Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод:  Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

   Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

9. Итог урока.

  Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

  Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.

Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...

презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"

На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...

Презентация к уроку Окружающего мира "Растения"

Ядовитые растения встречающиеся в Росии. Иллюстрации, воздействие на организм человека...

Тест к уроку окружающего мира "Растения. Группы растений", 3-4 класс

Тест к уроку окружающего мира "Растения.Группы растений", 3- 4 класс...