окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА(68)
Название раздела | Краткое содержание | Кол-во часов |
Человек и природа | Географическая карта. Важнейшие природные объекты своей страны. Района. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношении е человека к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | 19 |
Человек и общество | Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно- смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно"нравственное благополучие граждан. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт"- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно"нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. | 48 |
Правила безопасной жизни | Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 1 |
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Окружающий мир» в 4 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Кол-во часов | |
Мы- граждане единого Отечества | 13 ч | ||
| 20 ч | ||
Путешествие по реке времени | 26 ч. | ||
Мы строим будущее России | 9 ч | ||
ИТОГО | 68 ч. |
Родной край - Татарстан* (является сквозным, даётся в ходе изучения сопутствующих тем- 10 тем)
Поверхность Альметьевского района.
Нефть и газ – богатство нашего края.
Заповедники нашего края.
Водные объекты нашего города.
Растительный и животный мир нашего края
Наша республика на карте России.
Леса нашего края.
Экологические проблемы России и нашего края.
Наш край в годы войны. Я помню, я горжусь.
Казань - столица нашей Республики.
Правила дорожного движения
- Вводное занятие «Юный пешеход»
- «Путешествие в прошлое»
- Дорога, что ты расскажешь о себе?
- Участники дорожного движения
- Транспорт на дорогах нашего города
- Безопасность на дороге - зависит от нас
- Средства регулирования дорожного движения
- Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)
- Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)
- Железнодорожный переезд
- Итоговое занятие «Круговорот в стране дорожных знаков
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Дата | |
План | Факт. | |||
Мы – граждане единого Отечества (13 ч) | ||||
1 | Общество – это мы! | 1 | 04..09 | |
2 | Российский народ | 1 | 07.09 | |
3 | Конституция России. | 1 | 11.09 | |
4 | Права ребёнка. Тест по теме «Конституция РФ». ПДД «Юный пешеход» | 1 | 14.09 | |
5 | Государственное устройство России. | 1 | 18.09 | |
6 | Российский союз равных. | 1 | 21.09 | |
7 | Государственная граница России | 1 | 25.09 | |
8-9 | Путешествие за границу России | 2 | 28.09 02.10 | |
10 | Сокровища России и их хранители. ПДД «Путешествие в прошлое» | 1 | 05.10 | |
11 | Творческий союз | 1 | 09.10 | |
12 | Альбом путешествий. Гербы, флаги и столицы субъектов России. Наша республика на карте России. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | 12.10 | |
13 | Итоговый тест по разделу: «Мы – граждане единого Отечества» | 1 | 16.10 | |
По родным просторам (20 ч) | ||||
14 | Работа над ошибками. Карта – наш экскурсовод | 1 | 19.10 | |
15 | По равнинам и горам. Поверхность Альметьевского района. | 1 | 23.10 | |
16 | В поисках подземных кладовых. Нефть и газ – богатство нашего края. Проверочная работа по теме «По равнинам и горам». ПДД «Дорога, что ты расскажешь о себе?» | 1 | 26.10 | |
17 | Наши реки. | 1 | 30.10 | |
18 | Озёра – краса земли | 1 | 09.11 | |
19 | По морским просторам. Водные объекты нашего города. | 1 | 13.11 | |
20 | С севера на юг. ПДД «Участники дорожного движения» | 1 | 16.11 | |
21 | В ледяной пустыне | 1 | 20.11 | |
22 | В холодной тундре. | 1 | 23.11 | |
23 | Среди лесов. Леса нашего края. | 1 | 27.11 | |
24 | В широкой степи. | 1 | 30.11 | |
25 | В жаркой пустыне. ПДД «Транспорт на дорогах нашего города» | 1 | 4.12 | |
26 | У тёплого моря. | 1 | 7.12 | |
27 | Мы - дети родной земли. Проверочная работа по теме «Природные зоны России» | 1 | 11.12 | |
28 | В содружестве с природой. Растительный и животный мир нашего края. | 1 | 14.02 | |
29 | Как сберечь природу России. ПДД «Безопасность на дороге - зависит от нас» | 1 | 18.12 | |
30 | По страницам Красной книги. Экологические проблемы России и нашего края. | 1 | 21.12 | |
31 | По заповедникам и национальным паркам. Заповедники нашего края. | 1 | 25.12 | |
32 | Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки | 1 | 11.01 | |
33 | Контрольная работа по разделу «По родным просторам» | 1 | 15.01 | |
Путешествие по реке времени (26 ч) | ||||
34 | В путь по реке времени. Практическая работа. ПДД «Средства регулирования дорожного движения» | 1 | 18.01 | |
35 | Путешествуем с археологами | 1 | 22.01 | |
36 | По страницам летописи. Практическая работа | 1 | 25.01 | |
37 | Истоки древней Руси | 1 | 29.01 | |
38 | Мудрый выбор | 1 | 01.02 | |
39 | Наследница Киевской Руси. Практическая работа | 1 | 05.02 | |
40 | Москва - преемница Владимира. Проверочная работа | 1 | 08.02 | |
41 | Начало Московского царства. | 1 | 12.02 | |
42 | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | 15.02 | |
43 | На пути к единству. ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)» | 1 | 19.02 | |
44 | Начало Российской империи. | 1 | 22.02 | |
45 | «Жизнь -Отечеству, честь - никому» | 26.02 | ||
46 | Отечественная война 1812. | 1 | 01.03 | |
47 | Великий путь. Тест по теме «Отечественная война 1812 года».ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)» | 1 | 05.03 | |
48 | Золотой век театра и музыки | 1 | 12.03 | |
49 | Расцвет изобразительного искусства и литературы. Проверочная работа | 1 | 15.03 | |
50 | В поисках справедливости | 1 | 19.03 | |
51-52 | Век бед и побед Наш край в годы войны | 2 | 22.03 02.04 | |
53 | «Вставай страна огромная». Наш край в годы войны | 1 | 5.04 | |
54 | Трудовой фронт России . | 1 | 9.04 | |
55 | «Нет в России семьи такой». ПДД. Железнодорожный переезд | 1 | 12.04 | |
56 | После великой войны | 1 | 16.04 | |
57 | Достижения 1950- 1970х годов | 1 | 19.04 | |
58 | Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны | 1 | 23.04 | |
59 | Контрольная работа | 1 | 26.04 | |
Мы строим будущее России(9 ч) | ||||
60 | Современная Россия. ПДД «Круговорот в стране дорожных знаков» | 1 | 30.04 | |
61 | Хороша честь, когда есть, что есть. | 1 | 03.05 | |
62 | Умная сила России | 1 | 07.05 | |
63 | Светлая душа России | 1 | 10.05 | |
64 | Начни с себя | 1 | 14.05 | |
65 | Я строю будущее России. Отправимся на экскурсию | 1 | 17.05 | |
66 | Промежуточная аттестация | 1 | 21.05 | |
67 | Отправимся на экскурсию. Казань - столица нашей Республики. | 1 | 24.05 | |
68 | Повторение пройденного материала | 1 | 28.05 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...