окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Валиева Гульназ Акдасовна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_1.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                                                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА(68)

Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Человек и природа

Географическая карта. Важнейшие природные объекты своей страны. Района. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношении е человека к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир. Особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

19

Человек и общество

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно- смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно"нравственное благополучие граждан. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт"- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно"нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры.

48

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

1

Место  предмета в базисном учебном плане.

В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа «Окружающий мир»  в 4 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 68  часов в год (34 недели).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема раздела

Кол-во часов

Мы- граждане единого Отечества

13 ч

По родным просторам

20 ч

Путешествие по реке времени  

26 ч.

Мы строим будущее России

9 ч

ИТОГО

68 ч.

Родной край - Татарстан* (является сквозным, даётся в ходе изучения  сопутствующих тем- 10 тем)

        Поверхность Альметьевского района.

        Нефть и газ – богатство нашего края.

        Заповедники нашего края.

        Водные  объекты нашего города.

        Растительный  и животный мир  нашего края

        Наша республика на карте России.

        Леса нашего края.

        Экологические проблемы России и нашего края.

        Наш край в годы войны. Я помню, я горжусь.

        Казань - столица нашей Республики.

Правила дорожного движения

  • Вводное занятие «Юный пешеход»
  • «Путешествие в прошлое»
  • Дорога, что ты расскажешь о себе?
  • Участники дорожного движения
  • Транспорт на дорогах нашего города
  • Безопасность на дороге - зависит от нас
  • Средства регулирования дорожного движения
  • Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето)
  • Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)
  • Железнодорожный переезд
  • Итоговое занятие «Круговорот в стране дорожных знаков

                                                                 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во час.

Дата

 

 План

           Факт.

Мы – граждане единого Отечества (13 ч)

1

Общество – это мы!

1

04..09

2

Российский народ

1

07.09

3

Конституция России.

1

11.09

4

Права ребёнка. Тест по теме «Конституция РФ». ПДД «Юный пешеход»

1

14.09

5

Государственное устройство России.

1

18.09

6

Российский союз равных.

1

21.09

7

Государственная граница России

1

25.09

8-9

Путешествие за границу России

2

28.09

02.10

10

Сокровища России и их хранители.

ПДД «Путешествие в прошлое»

1

05.10

11

Творческий союз

1

09.10

12

Альбом путешествий. Гербы, флаги  и  столицы субъектов России. Наша республика на карте России. Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

1

12.10

13

Итоговый тест по разделу: «Мы – граждане единого Отечества»

1

16.10

По родным просторам (20 ч)

14

Работа над ошибками. Карта – наш экскурсовод

1

19.10

15

По равнинам и горам. Поверхность Альметьевского района.

1

23.10

16

В поисках подземных кладовых. Нефть и газ – богатство нашего края.

Проверочная работа по теме «По равнинам и горам». ПДД «Дорога, что ты расскажешь о себе?»

1

26.10

17

Наши реки.

1

    30.10

18

Озёра – краса земли

1

09.11

19

По морским просторам. Водные  объекты нашего города.

1

13.11

20

С севера на юг. ПДД «Участники дорожного движения»

1

16.11

21

В ледяной пустыне

1

20.11

22

В холодной тундре.

1

23.11

23

Среди лесов. Леса нашего края.

1

27.11

24

В широкой степи.

1

30.11

25

В жаркой пустыне. ПДД «Транспорт на дорогах нашего города»

1

4.12

26

У тёплого моря.

1

7.12

27

Мы - дети родной земли. Проверочная работа по теме «Природные зоны России»

1

11.12

28

В содружестве с природой. Растительный и животный мир нашего края.

1

14.02

29

Как сберечь природу России. ПДД «Безопасность на дороге - зависит от нас»

1

18.12

30

По страницам Красной книги. Экологические проблемы России и нашего края.

1

21.12

31

По заповедникам и национальным паркам. Заповедники нашего края.

1

25.12

32

Альбом путешествий. Красная книга, заповедники и национальные парки

1

   11.01

33

Контрольная работа по разделу «По родным просторам»

1

 15.01

Путешествие по реке времени (26 ч)

34

В путь по реке времени. Практическая работа. ПДД «Средства регулирования дорожного движения»

1

18.01

35

Путешествуем с археологами

1

22.01

36

По страницам летописи. Практическая работа

1

25.01

37

Истоки древней Руси

1

29.01

38

Мудрый выбор

1

01.02

39

Наследница Киевской Руси. Практическая работа

1

05.02

40

Москва - преемница Владимира. Проверочная работа

1

08.02

41

Начало Московского царства.

1

   12.02

42

Подвижники Руси и землепроходцы.

1

15.02

43

На пути к единству. ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (осень, зима)»

1

19.02

44

Начало Российской империи.

1

22.02

45

«Жизнь -Отечеству, честь - никому»

26.02

46

Отечественная война 1812.

1

01.03

47

Великий путь. Тест по теме «Отечественная война 1812 года».ПДД «Безопасность на дороге в разное время года (весна, лето

1

05.03

48

Золотой век театра и музыки

1

12.03

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы. Проверочная работа

1

15.03

50

В поисках справедливости

1

19.03

51-52

Век бед и побед

Наш край в годы войны

2

22.03

02.04

53

«Вставай страна огромная». Наш край в годы войны

1

5.04

54

Трудовой фронт России .

1

9.04

55

«Нет в России семьи такой». ПДД. Железнодорожный переезд

1

12.04

56

После великой войны

1

16.04

57

Достижения 1950- 1970х годов

1

19.04

58

Альбом путешествий. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны

1

23.04

59

Контрольная работа

1

26.04

Мы строим будущее России(9 ч)

60

Современная Россия. ПДД  «Круговорот в стране дорожных знаков»

1

30.04

61

Хороша честь, когда есть, что есть.

1

03.05

62

Умная сила России

1

07.05

63

Светлая душа России

1

10.05

64

Начни с себя

1

14.05

65

Я строю будущее  России. Отправимся на экскурсию

1

17.05

66

Промежуточная аттестация

1

21.05

67

Отправимся на экскурсию. Казань - столица нашей Республики.

1

24.05

68

Повторение пройденного материала

1

28.05

                                               

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...