Адаптированная программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающегося 4 класса с нарушением опорно-двигательной системы 2019- 2020 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Белобородова Светлана Новомировна

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1598), примерными программами по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. – М.: Посвещение, 2011, авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016.

 

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontsevoy_i._4g_okr_mir_ap.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Адаптированная  программа учебного предмета

«Окружающий мир»

для  обучающегося 4 «г» с нарушением опорно-двигательной системы

2019- 2020 учебный год

Учитель: Белобородова Светлана Новомировна

Квалификационная категория:  высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

                                                                                             г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1598), примерными программами по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. – М.: Посвещение, 2011, авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Концевой Илья, обучающийся 4 «Г» класса, решением психолого-медико-педагогической комиссии Советского района выведен на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Индивидуальные особенности обучающейся:

Удерживает вертикальное положение: сидя в специальном кресле с поддерживающими ремнями.  Самостоятельно не передвигается. Ведущая рука левая. Развитие манипулятивной функции:  ограничена.

Также:

– неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития;

– выраженность астенических проявлений — повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;

– ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире;

– трудности в формировании пространственных представлений;

– психоорганические проявления — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти;

–познавательная активность выше среднего , которая проявляется в выборочном  интересе к заданиям, средней  сосредоточенности, медлительности.

Направления коррекционно-развивающей работы:

– развитие двигательной деятельности;

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия;

– развитие ручной умелости

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к  учителю, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.

Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 часов (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по" лучения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Человек и природа

Обучающийся научится:

–узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

–описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

–сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

–проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

–и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

–использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

–использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

–использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

–обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

–определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

–понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

–использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

–моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

–осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

–пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

–выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

–планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

–узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

–различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

–используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

–оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

–использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

–осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

–ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

–наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

–проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

–определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (15 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (9 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч) Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч) Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (25 ч) Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

 Современная Россия (9 ч) Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Тематическое планирование

4 класс

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности
обучающегося

Коррекционно-развивающая
направленность

1.

Земля и человечество

9

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.            

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома, историка, эколога.                                

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.                                          

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.                                                          

Различать планеты и их спутники.                                                        

Устанавливать причинно-следственные связи  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.                                  

Моделировать изучаемые созвездия.                                                      

Работать с терминологическим словарём.                                              

Сравнивать глобус и карту полушарий.                                                  

Находить условные знаки на карте полушарий.                                    

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.        

Обеспечение доступности учебной информации для  восприятия.

Развитие пространственных представлений и ориентации;

расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; коррекция мелкой моторики

увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи.

 Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи.

Развитие кинестетического восприятия;

– развитие ручной умелости

2.

Природа России

10

. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.      

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.                                                                                                            

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.                                                                                                                                                                        Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.          

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.    

Знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.                                                        

Устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами.    

Находить на карте природных зон области высотной поясности.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон.                                                          

Рассказывать об освоении природных богатств в природных зонах.

Обеспечение доступности учебной информации для восприятия; коррекция мелкой моторики

Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

– развитие сенсорных функций.

Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений.

3.

Родной край – часть большой страны

15

. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  

Знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.                                                                                                  

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.              

 - Обсуждать меры по охране поверхности своего края.                          

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.                                                                                 Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу.                                                                                                    

Сравнивать изученные полезные ископаемые.                                        

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.                              

Наблюдать объекты и явления природы.                                              

Определять природные объекты с помощью атласа определителя.

Различать сорта культурных растений.                                                                                                  

Выполнить тесты с выбором ответа.                                                        

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.  

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Обеспечение доступности учебной информации для  восприятия; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; коррекция мелкой моторики

Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

4.

Страницы всемирной истории

25

Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность исторических периодов.                                                                                                             Обсуждать роль огня и приручения животных.                                        

Анализировать иллюстрации учебника.                                                      

Понимать роль археологии и изучении первобытного общества.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.                                                                        

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков.                                                                                               Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.  

Работать с терминологическим словариком.                                              

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Обеспечение доступности учебной информации для восприятия; обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; коррекция мелкой моторики

5.

Современная Россия

9

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.                                                                             Анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка, обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.                                                                                              

Работать с терминологическим словарём.                                                

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.                                                                                                  Различать прерогативы Президента, Федерального собрания  и Правительства.                                                                                             Следить за государственными делами  по программам новостей    ТВ  и печатным средствам массовой информации.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.                                                                                                    Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;                                                                      

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.      

Моделировать символы своего класса, семьи.                                          

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                              

Знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина.  

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае,

Совершать виртуальные экскурсии  с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники  истории и культуры.                                                                                                      Рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Обеспечение доступности учебной информации для восприятия:

– развитие двигательной деятельности;

– развитие игровой деятельности;

– развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

– развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия;

– развитие ручной умелости

ИТОГО

68

Приложение 1

Перечень проверочных работ на 2019-2020 учебный год

  1. Проверочная работа по разделу «Что и кто?»
  2. Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?»
  3. Проверочная работа по разделу «Где и когда?»
  4. Проверочная работа по разделу «Почему и зачем?»

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 уч. год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание уроков        

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч.)

1

Природа.

ОБЖ. Причины

несчастных случаев и

 аварий на улицах и

 дорогах.

1

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно. Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве, о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 

2

Человек.

ОБЖ. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

1

3

Наши проекты:

«Богатства, отданные людям».

ОБЖ. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология?

Региональный компонент. Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи. Папоротники, лишайники.

1

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры

животных, исчезнувших по вине

человека. Охрана природы.

Заповедники и национальные парки.

6

Природа в опасности!  Охрана природы.

ОБЖ. Световые сигналы на пешеходных переходах.

1

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

7

Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир».

Рег. комп. Ягоды нашего края.

 Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА  (19 ч.)

8

Тела. Вещества. Частицы.

ОБЖ. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.

1

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Соль, сахар как примеры твердых

веществ.

Определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

Состав, свойства.

ОБЖ. Пожар в

 общественных местах, причина пожара. Правила поведения при пожаре.

1

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека.

Называть состав и свойства воздуха.

11

Вода и жизнь.

Рег. комп. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные.

1

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

12

Превращения и

круговорот воды.

ОБЖ. Возникновение

пожара в общественном транспорте, правила

поведения.

1

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

13

Берегите воду!

Рег. комп. Роль заповедников Югры в охране природы.

1

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды.

Называть причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

14

Что такое почва?

Рег. комп. Многообразие природных ископаемых на карте родного края.

1

Почва, ее значение для живой природы. Значение плодородия почвы для жизни  растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

 Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

15

Разнообразие растений.

1

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях

Отличать растения одной группы от другой, рассказывать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных.

Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений.

17

Размножение

и развитие растений.

1

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Называть этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

18

Охрана растений.

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к

растениям.

Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Называть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

19

Разнообразие животных.

1

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Размножение и развитие животных разных групп.

Классифицировать животных и их групповые признаки.

Относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей  питания

20

Кто что ест? Цепи

питания.

ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

1

21

Наши проекты:

«Разнообразие природы родного края».

1

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

22

Размножение и развитие животных.

1

Называть  способы размножения животных.

23

Охрана животных.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным . Факто-ры отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Определять причины исчезновения животных. Составитьэкологические правила, которые должны выполнять люди.

24

В царстве грибов.

ОБЖ. Защита квартиры от воров и грабителей.

1

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов.

Группировать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Составить правила сбора грибов.

25

Великий  круговорот жизни.

1

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Определять основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

26

Обобщение по разделу: «Эта удивительная

 природа».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ч.)

27

Организм человека.

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Называть внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.

28

Органы чувств.

ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

1

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык,  кожа, их роль в восприятии мира.

Называть органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Составить правила бережного отношения к органам чувств.

29

Надежная защита

организма.

Рег. комп. Нефть, газ,

 каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о

происхождении нефти.

1

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

Называть функции кожи. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

30

Опора тела  и движение.

ОБЖ. Особенности

поведения с незнакомыми людьми.

1

Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Называть строение тела человека. Показывать основные кости скелета. Составить правила посадки за столом и выполнять их.

31

Наше питание.

Пищеварительная система.

1

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма.

Называть органы пищеварительной системы. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

32

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

Систематизация знаний о разнообразии питательных веществ.

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

33

Дыхание и кровообращение.

ОБЖ. Соблюдение мер

безопасности при

пользовании

электрическими приборами в быту.

1

Система органов. Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

Называть  органы дыхания и выделения. Заботиться о своём здоровье.

34

Умей предупреждать

болезни.

1

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Называть основные факторы закаливания, закаливать свой организм.

35

Здоровый образ жизни.

1

Определить  главные правила здорового образа жизни, выполнять их

36

Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье».

Рег. комп. Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о народах Югры.

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

НАША  БЕЗОПАСНОСТЬ   (8 ч.  )

37

Огонь, вода и газ.

1

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила поведения  по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

38

Чтобы путь был

счастливым.

ОБЖ. Лифт. Правила пользования лифтом.

1

Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

39

Дорожные знаки.

Рег. комп. Географические названия – свидетели

 прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб твоего города.

1

Правила безопасного поведения на дорогах.  Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.

Определять и называть  основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.

40

Наши проекты: «Кто нас защищает?»

1

Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

41

Опасные места.

1

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.

Определять опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

42

Природа и наша безопасность.

ОБЖ. Отравления.

 Причины отравлений

газообразными или

вдыхаемыми токсическими веществами.

1

Опасности природного характера (о  молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

43

Экологическая

безопасность.

1

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

44

Обобщение по теме:

 «Наша безопасность».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

ЧЕМУ  УЧИТ  ЭКОНОМИКА? ( 11 ч. )

45

Для чего нужна

экономика?

ОБЖ. Профилактика отравления. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь.

1

Потребности людей. Удовлетворение потребностей  людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Определять понятие экономика, главную задачу экономики.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Рег. комп. Музей твоего города. Ценность для

 потомков исторических находок.

1

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд  умственный и физический. Роль образования в экономике.

Называть  основные составляющие экономики.

47

Полезные ископаемые.

ОБЖ. Чрезвычайные

ситуации природного

 происхождения –

 «стихийные бедствия».

1

Понятие о полезных  ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

Определять и называть основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

48

Растениеводство.

1

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края.

Отличать культурные растения от дикорастущих. Рзличать культурные растения.

49

Животноводство.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Называть особенности разведения и содержания домашних животных.

50

Какая бывает

промышленность?

ОБЖ. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, смерчи, снегопады, наводнения.

1

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия,  машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая

промышленность.

Называть отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

51

Наши проекты:

«Экономика родного края».

1

Знакомство с экономикой родного края.

Изучить  материалы учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

52

Что такое деньги?

ОБЖ. Последствия

стихийных бедствий,

мероприятия по защите.

1

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

Определять роль денег в экономике. Определять и называть современные российские монеты.

53

Государственный

бюджет.

1

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54

Семейный бюджет.

ОБЖ. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1

Семья – первый коллектив ребенка. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Составить основы семейного бюджета.

55

Экономика и экология. Обобщение по теме: «Чему учит

экономика?».

Проверочная работа.

1

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Формулировать задачи экологии и две стороны экономики. Составлять простейшие экологические прогнозы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (13часов)

56

Золотое кольцо России

1

Золотое кольцо  России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России

57.

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский,.

1

58.

Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново,Суздаль, Владимир.

1

Называть некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте

59

Проект «Музей путешествий».

1

Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий.

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал), оформлять экспозицию музея;

60.

Наши ближайшие соседи.

1

Государства граничащие с Россией, их столицы.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы

61.

На севере Европы.

1

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

62.

Что такое Бенилюкс.

1

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

63

В центре Европы.

1

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

                

64

По Франции и Великобритании.

1

Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Показывать на карте страны, расположенные в центре Европы.

65.

На юге Европы.

1

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

66.

По знаменитым местам мира.

1

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

67.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

Выполнять тесты с выбором ответа

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

68.

Итоговый урок-викторина

1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Список литературы для обучающихся: 

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016. 

Список литературы для учителя:

1. Герасимов, В. П. Животный мир нашей Родины : пособие для учителя нач. кл. / В. П. Герасимов. – М. : Просвещение, 1985.

2. Горощенко, В. П. Природа и люди : хрестоматия по природоведению для учителей / В. П. Горощенко. – М. : Просвещение, 1971.

3. Левитан, Е. П. Путешествие по Вселенной. Моя первая книга / Е. П. Левитан. – М. : Просвещение,

Цифровые образовательные ресурсы:

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

Оборудование и приборы:

1. Компьютер

2. Интерактивная доска.

3. Магнитная доска.

Дидактический материал:

 -таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений

(по возможности);        и

  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  • живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающейся с нарушением опорно-двигательного аппарата 4 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), с...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающейся 4 «а» класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Программа составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Приме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Жизнедеятельность человека» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования(программа 6. 4))

      Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Жизнедеятельность человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным станд...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Окружающий мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3), 2 класс

Данное тематическое планирование предназначено для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью по варианту 6.3 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. планирование соответствует ФГО...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету «Развитие речи» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3) 2 класс

Данное планирование предназначено для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью по варианту 6.3 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данное планирование соответствует требовани...