Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученика.Мы считаем, что развитие личностных качеств ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса (что является целью индивидуализированного обучения) поможет преодолеть эту проблему.Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» учащиеся, увидев проблему, предлагали решения, «слабые», получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie_mladshih_shkolnikov.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА «КОСИНСКАЯ»

Г. МОСКВЫ

Статья

Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира

подготовил

учитель биологии

Клестов Александр Алексеевич

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученика. К сожалению, в педагогике неуспеваемость – значимая проблема. Учитывая многообразие причин данной проблемы, их обнаружение является проблематичным для педагога. Необходимо понимать, что неуспеваемость напрямую связана с индивидуальными особенностями ребенка, а также с условиями, в которых происходит их становление .

Мы считаем, что развитие личностных качеств ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса (что является целью индивидуализированного обучения) поможет преодолеть эту проблему. Одним из важных условий для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников, в том числе на уроках окружающего мира, на наш взгляд, является психологическая готовность (подготовленность) учителя. Учитель в отношении с учениками должен быть откровенным, таким каким он есть на самом деле, он должен уметь осознавать свое отношение к другим людям, должен правильно понимать душевный мир ученика. Учащегося нужно принимать тепло, положительно к нему относиться, понимать его чувство страха, неуверенности при обучении. А для младших школьников это особенно важно, учитывая их психологические возрастные особенности.

В целом направленность учителя на реализацию личностного подхода в обучении можно охарактеризовать следующими показателями :

  • самообоснование учителем своих действий, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации;
  • непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования;
  • целеполагание и целереализация на основе авторской модели образования;
  • осознание и принятие статуса ученика как субъекта деятельности; совместное с учениками осмысливание (наделение смыслом) элементов содержания образования;
  • рефлексия своего личностного и профессионального поведения;
  • ответственность за принимаемые решения;
  • ориентация на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения;
  • создание положительного эмоционального фона при проведении учебных занятий и в свободном общении со школьниками; корректное, доброжелательное отношение к учащимся и др.

Учитель, отказываясь от традиционной монологической методики с её установками «передать, внушить, привить», должен работать на уровне ценностей, потребностей, нравственных норм, создавая ситуацию самоутверждения ученика, помогая ему реализовать, проявить, раскрыть себя. Последнее возможно в момент соутверждения, соподдержки, совместного добывания истины .

Для успешной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира учителю необходимо овладеть такими операциями, как:

  • Тестирование, диагностика, распознавание личностных качеств учащихся.
  • Постановка целей персонального, субъектного развития учащихся с учетом возрастных норм социализации личности, изучения индивидуально-личностного потенциала учащихся.
  • Разработка и применение мер оценки развития учащихся, личностно-совершенствующих возможностей урока, собственной результативности.
  • Применение технологий традиционного обучения в сочетании с технологиями проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, интеграции, игровых технологий и т.д., создание на их основе совокупности методов личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся младших классов .

Учителю необходимо вести постоянный учёт индивидуальных возможностей учащихся, а учащемуся проводить анализ своих возможностей (при самоанализе, при рефлексии). Все это позволит анализировать развитие у учащихся в процессе обучения самостоятельности, самооценки, целеполагания, познавательного интереса и других качеств.

Также необходимо учитывать специфические возрастные особенности развития младших школьников (рисунок 1).

Особенности развития школьников 8-9 лет (3класс)

Психологические: Ребенок в этот период начинает воспринимать себя частью общества. У него меняется мировоззрение и появляется собственный взгляд на жизнь, его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Происходит формирование абстрактно-логического мышления, изменяется характер функционирования памяти.  Они уже достаточно самостоятельны, с успехом решают детские кроссворды, развязывают головоломки на развитие логики, памяти и внимательности, очень любознательны и интересуются всем вокруг.

Общение с друзьями для них теперь важнее, чем время, проведенное с родителями .

 

Физиологические: в этот период ребенок продолжает расти, происходит изменение пропорций тела. Наступает определенный этап физического созревания организма. К 8-9 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития .

Развиваются персональные качества учащихся

Построение методики обучения основывается на учете возрастных особенностей младших школьников .

Рисунок 1. Особенности развития школьников 8-9 лет

Основной особенностью интеллектуального аспекта психологического развития ребенка 8-9 лет является потребность в исследовании всего нового . Ребенок отлично улавливает хронологическое течение времени, законы последовательности и последствий, способен выражать определенную точку зрения по вопрос. Чувствует понятия «расстояние» и «пространство». Любознательность 8-9-летнего ребенка выходит на новый уровень, и теперь им недостаточно односложного объяснения, требуется четкий, понятный, развернутый ответ, а лучше эмпирическое доказательство. Психологические особенности детей 8-9 лет можно выявлять следующими способами :

  • вести процесс обучения и воспитания через исследование;
  • стараться углубляться в факты и события, которые лежат на поверхности;
  • ставить вопросы, на которые можно ответить, лишь углубившись в информацию, указать ребенку пути поиска необходимой информации .

У ребенка наблюдаются эмоциональные перемены. В возрасте 8-9 лет ребенок очень бурно проявляет свои чувства и эмоции. Его основной принцип: «сначала говорю – потом думаю». С позиции взрослого, разумеется, такой способ самовыражения недопустим, однако, для ребенка – это «безлимитный» способ выразить свое «Я». Кроме того, в этом возрасте у детей активно развивается чувство юмора. Также, за шутками, дети часто скрывают свои страхи, они хотят выглядеть смельчаками в глазах сверстников и старших товарищей .

В 8-9 лет ребенок уже привык к ритму жизни школьника, пытается самостоятельно строить отношения в коллективе, планирует свободное время.

Поэтому обучение младших школьников должно предусматривать согласованное комплексное применение различных методов, средств, форм обучения и чередование способов деятельности.

Не менее важным условием реализации личностно-ориентированного подхода в обучении является создание особой среды в образовательном учреждении, способствующей развитию личности учащихся: команда педагогов-единомышленников в школе, ориентированных на развитие индивидуальности учащихся посредством особенностей учебного предмета; предметные методики личностно-ориентированного обучения; учебные ситуации, побуждающие развитие личности учащихся .

Общность обозначенных элементов способствует развитию личности, помогает в выборе направлений и способов самореализации, учащихся в процессе учёбы.

Таким образом, по нашему мнению, главными составляющими образовательного процесса в современных условиях, способствующими развитию личности младших школьников, становятся: инициативность ребёнка, поощрение интереса к познанию, ориентация на практику, нацеленность на личность, дифференциация, смена роли учителя, замена методов, средств и форм организации обучения, а также и способов работы .

В качестве метода остановимся на применении метода контроля знаний и умений учащихся.

При организации письменного опроса учащийся может самостоятельно выбрать формы и способы ответа по изученному ранее материалу, в соответствии со своими психофизическими особенностями и приоритетами: а) тест; б) графический диктант; в) терминологический диктант; г) задания на дидактической карточке; д) решение задачи; е) кроссворд; ж) рецензия работы другого ученика и т. д. .

Если это устный опрос, то: ответ у доски, ответ с места, ответ при взаимном опросе учащихся (при работе в парах или в мини-группах), или разная форма ответа: ответ по вопросам учителя, ответа по вопросам текста параграфа, ответ по вопросам одноклассников, по изученным терминам, объяснение опыта или практической работы, ответ по составленной дома схеме, плану, опорному конспекту, рисунку и т. п. (с их демонстрацией во время ответа); ответ по таблице, модели, муляжу и т. п., рецензия ответа другого учащегося и т.д.

Такой выбор методов контроля позволяет учащемуся овладеть разными способами ответа, что также способствует разностороннему развитию личности учащегося.

Из средств, используемых в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира следует выделить: традиционные средства предъявления нового учебного материала; средства сопровождения; средства контроля и самоконтроля .

Средства сопровождения и средства контроля и самоконтроля учащихся наиболее эффективно стимулируют развитие личностных качеств учащихся .

В психолого-педагогической науке существуют разные понимания термина «сопровождение». Впервые термин появился в 1993 г. у Бардиер Г. и Ромазан И. в книге «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» . Авторы книги определяли сопровождение как особый метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Козырева Е.А. трактует сопровождение как систему профессиональной деятельности педагога, направленную на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребёнка с ориентацией на зону его ближайшего развития .

Так, в качестве средств сопровождения можно использовать :

  • диагностические листы, включающие оценку исходного уровня развития некоторых качеств личности учащегося (например, уровень целеполагания, сформированности самооценки, познавательного интереса и т.д.) и оценку уровня развития перечисленных качеств за определенный период времени (например, учебную четверть, учебный год или за время изучения темы, раздела и т.д.);
  • характеристики учащегося;
  • рецензии на индивидуальные практические и творческие работы учащегося;
  • рекомендации к дальнейшей работе, составленные учителем на основе анализа учебной деятельности учащегося за определенный период времени;
  • справочный раздаточный материал для учащихся, оказывающий им помощь при работе на уроках окружающего мира и др.

Из форм организации учебной работы с учащимися следует отметить традиционные: уроки, связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, внеурочные работы, внеклассные работы и факультативы . Также формы организации обучения подразделяют на индивидуальную, групповую и коллективную .

Индивидуальная работа учащихся при личностно-ориентированном обучении младших школьников на уроках окружающего мира предполагает наибольшие возможности для развития личности школьников, так как именно при самостоятельной индивидуальной работе развивается активность, самостоятельность, упорство в достижении цели и получении результата. Индивидуальные работы могут быть разными по продолжительности: в пределах одного урока, ряда уроков, в пределах изучаемой тем, ряда тем; по характеру содержания: теоретические и .

Гильбух Ю.З. в своей работе «Психологические предпосылки сотрудничества учителей и учащихся» пишет, что «идеалом личностно-ориентированной групповой работы является сотрудничество всех участников учебного процесса. В этом случае ученик имеет право на искренность, на собственное мнение, на сомнение в правильности действий учителя и т. п.» .Поэтому необходимо учитывать, что при групповой работе личностно-ориентированный подход проявляется в предоставлении учащимся права выбора партнеров, видов деятельности, в которых учащийся может самореализоваться: чтение вслух, выступление от группы, составление схемы, формулирование определений и т. д., выбор методов оценивания: самооценка, оценка одноклассников, оценка учителя; в самоанализе своей деятельности на уроке, ее результативности и т.д.

Задача учителя – создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» учащиеся, увидев проблему, предлагали решения, «слабые», получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / под ред. Б.Е. Райкова. М.: АПН РСФСР, 1953. 206 с.
  2. Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Издательство Казан.ун-та, 1982. 224 с.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2003. 192с.
  4. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах : учебное пособие для студ. фак. пед. и метод. нач. обр. педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с.
  5. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 509 с.
  6. Платонов К.К., Адаскин В.И. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Высшая школа, 1966. 224 с.
  7. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. М.: Профит Стайл, 2007. 432 с.
  8. Пономарева И.Н. Идеи А.Я. Герда о развивающем обучении школьников / Герценовские чтения, поев, наследию А.Я. Герда. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 10–11.
  9. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Нач. шк. 21 в.» / рук.проекта проф. Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Графф, 2001. 104 с.
  10. Райков Б.Е. Академик В. Зуев, его жизнь и труды. М.–Л.: Академия наук, 1955. 351 с.
  11. Райков Б.Е. Валериан Викторович Половцов, его жизнь и труды. М.–Л.: Академия наук, 1956. 330 с.
  12. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград: Перемена, 2014. 150 с.
  13. Ситник Л. Р. Методика личностно-ориентированного обучения учащихся в курсе биологии : дис. канд. пед. наук. СПб., 2005. 190 с.  
  14. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.
  15. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
  16.  Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2001. 176 с.
  17. Якиманская И.С., Якунина О.И., Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. №3. С. 76–


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Технологии личностного ориентирования в обучении младших школьников

Транслирование собственного педагогического опыта...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...