Внеурочное мероприятие 2 класс"Семейный бюджет"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Друзякина Наталья Николаевна

Внеурочное мероприятие "Семейный бюджет"  пмогает детям познакомиться с понятиями экономика, бюджет, расходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочное мероприятие28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

на тему «Семейный бюджет»

Цель: Познакомить детей с понятием «семейный бюджет».

Задачи:

  1. Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
  2. Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
  3. Научить детей бережно относиться к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

Методы обучения:

Словесный - объяснение, беседа, диалог.

Наглядный - просмотр слайдов, карточки с терминами и иллюстрации.

Практический - работа на компьютерах (тест), расчет доходов и расходов, ролевая игра.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:

-карточки со словами: пенсия, зарплата, стипендия, пособие, пенсия по инвалидности;

-карточки со словами: плеер, швейная машина, стиральная машина, холодильник, розовая кофточка.

- фартук, платок, галстук, книга, костыль, ручки.

-Бланки для игры «Распредели бюджет»

Средства ТСО: презентация, аудио запись, интерактивный тест.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать,                                                                                                                            И друг другу помогать.

2.Беседа о понятиях: семья, бюджет.

Слайд

-На предыдущем занятии мы знакомились с новой профессией. Как она называется? (бухгалтер, экономист)

- Где  работают люди этой профессии? В чём заключается смысл их работы? (расчетать бюджет государства, предприятия).

=Тема нашего занятия связана с тем словом, которое перепуталось на слайде. Отгадайте БЮДЖЕТ

- Что  означает слово БЮДЖЕТ??

Бюджет – в переводе с английского языка денежная сумка.

С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.

Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия.

— Из чего состоит бюджет?(доходы и расходы государства)

- А существует ли понятие Бюджет СЕМЬИ?

- Из чего будет складываться Бюджет семьи?

Слайд

Доходы семьи – это поступления денежных средств,  из разных источников.

Что такое доход? (разные виды денежных поступлений)

“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность

Слайд

Что такое расход? (денежные затраты)

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

- Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

-Сегодня на занятии вы попробуете составить бюджет семьи и экономно им распоряжаться.

- Для этого вы разделены на группы. Задания вы будете выполнять вместе.

Для того, что бы вы работали плодотворно и дружно, давайте вспомним правила работы в группе.

СЛАЙД

ПРАВИЛА:

  1. Слушаем друг друга
  2. Участвует каждый
  3. Говорим по делу
  4. Обращаемся по имени
  5. Обращаемся культурно
  6. Работаем для себя
  7. Работаем для других
  8. Возражаешь – предлагай!

 

З.Ролевая игра «Источники доходов семьи».

Дети сидят в трех группах. У каждой группы есть конверты с заданиями.

Задание.

-В ваши группа  находят по 2 члена большой и дружной семьи Ивановых.

В 1 группе- МАМА и ДЕДУШКА. ()

2 группа – Папа и сын студент

3 группа – Бабушка и дядя -инвалин

У вас в конверте №1 Лежат карточки с  названиями Источников доходов. Вам надо выбрать, какие подходят вашим героям.

 А вы должны проверить правильность выбора. Дружная семья встаёт в ряд. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Теперь проверим, так ли это? Проверка. Поднимите зеленые сигнальные карточки, кто считает, что  варианты верные., кто считает, что источники доходов выбраны верно. (Дети читают хором источники доходов).

Мама, Папа- Зарплата.

Бабушка, дедушка, инвалид- пенсия.

Мама с Маленькой дочкой- Пособие.

Старший брат- Стипендия.

- А какие источники доходом могут быть у семьи? Это непостоянные источники доходов.

 Учитель - Молодцы!

  1. Понятия «гонорар, процент, прибыль»

-Какие еще источники доходов вы знаете?

Слайд

Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Между кем и кем могут заключаться так» договора? Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги.

Процент - Если семья имеет сбережения, которые находятся на хранении в
банке, то от банка семья получает определенную сумму денег, которая

называется процент.

Прибыль - Если кто- то из членов семьи имеет собственную фирму или собственно, предприятие, то он будет получать не зарплату, а прибыль от работы этого предприятия.

-Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать? (Премия, лотерея).  

Задание для всех групп.       Слушайте внимательно.                                                                                                                        

             

-А что же входит в понятие РАСХОДЫ семьи?

СЛАЙД

– Как вы считаете,  Важно ли планировать бюджет семьи?

 – Кто планирует бюджет в вашей семье?

– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

- Мы продолжаем с вам работать по теме Бюджет семьи.         Я сейчас включу вам отрывок из мультфильма, вы его внимательно смотрите и запоминайте. Он поможет вам справиться со следующим заданием.                                                

  Сейчас вы попробуете  спланировать семейный бюджет своей семьи.

Слайд

5.Игра «Распредели бюджет»

— Давайте проделаем опыт У вас на столах лежит конверт с номером__2___.

Задание:

Ваши  семьи получили  листы, на которых будут написаны названия товаров.

-Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц.

-Не забудьте, что существует еще ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Их также надо отметить в вашем списке галочкой.

Начинаем работать.

-А теперь я вам дам по второму листу. На своих листах проставьте цены рядом с выбранными вами товарами услугами.

-Сложите все рубли. Какая сумма у вас получилась?

-А теперь я скажу, что бюджет вашей семьи рассчитан на 100 рублей в месяц.

-У кого сумма больше этой цифры? Что образовалось в вашем семейном бюджете? (Дефицит рублей.) СЛАЙД

-У кого сумма меньше 100? Что вы смогли сделать? (Отложить сбережения.)

-Что мы выяснили?

СЛАЙД

-Что планировать семейный бюджет нужно исходя из доходов. Как правильно спланировать свой бюджет?

СЛАЙД

-Надо экономить, отличать необходимые потребности от тех, без которых человек может обойтись.

СЛАЙД

- Посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:

1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….

2) Расходы не должны превышать….

3) По доходам и….

Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.

– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

— Что значит экономить?

СЛАЙД

    Экономика – слово, пришедшее к нам из греческого языка. Оно означает :  управление хозяйством.

Ты уже знаешь, что главные хозяева в доме мама и папа. Все остальные члены семьи тоже хозяева в доме. А значит, каждый должен знать, как правильно вести хозяйство, как им управлять.

— Чем отличается экономный человек, от жадного человека?

— На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

– А на чём нельзя экономить?

Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.

  1. Практическое задание.

- Посмотрите  на СЛАЙД . Там изображены карточки со словами-товарами, а вы должны выстроится в таком порядке, чтобы распределить последовательность расходов на эти товары по необходимости:

-плеер

-швейная машина

-стиральная машина

-холодильник –

розовая кофточка

Слайд

Проверим:

  1. Холодильник
  2. Стиральная машина
  3. Швейная машина
  4. плеер
  5. Розовая кофточка

СЛАЙД

Вывод: Надо обдумывать каждую покупку, осознавать необходимость приобретения данной вещи.

-Важно ли уметь планировать семейный бюджет?                                                                             -Конечно, очень важно! Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно. Вот мы с вами и вернулись к тому, с чего начинали наш урок, к «Семейному  бюджету».

  1. Игра «Да, нет»

А теперь поиграем в игру «Да, нет» и узнаем как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное говорите да, если не правильное - нет.

1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет. (Да)

2.Чаще обедайте в ресторанах и кафе. (Нет)

  1. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. (Да)
  2. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. (Нет)
  3. Экономя семейный бюджет - откажись от экскурсии в музей. (Нет)
  4. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. (Нет)
  5. Бережно относись к своим вещам. (Да)
  6. Чаще пользуйтесь услугами такси. (Нет)
  7. Старайся больше ходить пешком. (Да)

10.Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями. (Нет)

У нас с вами получились правила экономного человека. В конверте  номер у вас есть эти правила. Составьте их и приклейте. У каждой группы  получилась  ПАМЯТКА.

7. Рефлексия занятия

-Сегодня на занятии вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.

-Какие новое понятие вы сегодня узнали? (Бюджет семьи, проценты, прибыль, гонорар)

-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет?

-Важно, чтобы расходы не превышали доходы, а для этого надо грамотно планировать доходы и расходы. Если вы будете тратить деньги бездумно, то никогда не станете богатыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...

урок по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

Что такое семейный бюджет.Из чего он складывается .Как ведется хозяйство....

УМК "Школа России" 3 класс. Семейный бюджет

Цель деятельности учителя:- познакомить с семейным бюджетом;- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;- развивать познавательный интерес, речь детей, л...

Внеурочное занятие "Планирование семейного бюджета".

Занятие способствовует формированию у воспитанников навыков планирования семейного бюджета на основе моделирования различных ситуаций....

Окружающий мир 3 класс "Семейный бюджет"

Урок: Окружающий мирТема: Семейный бюджетЦель:познакомить с семейным бюджетом.Планируемые результаты:Предметные: учащиеся научатся объяснять, что та­кое семейный бюджет, из чего он складывается, к...