окружающий мир в 4 классе.Тема "Материки"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Рожкова Юлия Ивановна

Закрепления изучения темы по материкам.Можно провести как итоговое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_materiki.docx410.18 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Рожкова Юлия Ивановна

Тема урока: Путешествие по материкам 

Тип урока: урок закрепления полученных  знаний.

Форма урока: урок путешествие.

Используемые технологии: развивающего обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.

Цели  урока:

  1. Деятельностная: научить детей находить знания, анализируя текст учебника, дополнительную информацию и физическую карту полушарий, выполняя задания в группе.
  2. Содержательная: сформировать представления об особенностях природы материков Земли через совместную коллективную деятельность, расширить знания учеников за счёт описания самых выдающихся объектов, находящихся, обитающих на материках земли.

Задачи

1. обучающие: сформировать знания об особенностях природы и географических объектах каждого материка; Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля

2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа  и текстом учебника,  оценивать работу своей команды;

3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в группе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: Объяснять особенности природы и географических объектов на материках. Определять специфику природы  материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты.

Метапредметные: Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, умение фиксировать затруднения и способы выхода из затруднений, осуществлять контроль и самоконтроль, оценивать свою работу и работу товарищей.

Личностные: Понимание специфических черт природы материков. Осознание причин уникальности природы и рельефа материков.

Формы работы учащихся: работа в  группах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Открытый урок по окружающему миру 4 класс ФГОС.

Этап урока

Деятельность учителя

№ Слайда

презентации

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивационный этап

(самоопределение) к учебной деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Дети в классе, каждый на своем месте.

Минутка «Здравствуйте!». Повернулись, ребята, к гостям.

Поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с большого и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

- успеха(указательными);

- большого(средними);

- во всем(безымянными);

- и везде (мизинцами);

- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

  Включение обучающихся в учебную деятельность.   2мин

1.Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, пришло много гостей. Гости хотят посмотреть, как мы умеем работать на уроке. Давайте покажем всем наши лучшие качества.

- Ребята, знаете ли вы, кто самый трудолюбивый в мире насекомых?(Самые трудолюбивые в мире – пчёлы.)

- Как вы думаете почему?

Чтобы собрать нектар, достаточный для приготовления 100 граммов меда, пчеле нужно облететь не меньше 1 миллиона цветков. Люди издавна многому научились у пчёл: трудолюбию, упорству, умению совместно трудиться. Эти качества пригодятся нам на сегодняшнем занятии.

Как пчелы наполняют соты медом, так и мы в течение занятия будем накапливать и закреплять знания.

Вы заметили, что на ваших столах лежат памятки «Правила работы»

               Правила работы в группах:

1.Выполнять задания в команде организованно, помогая друг другу, не мешая другим.

2.Как только команда выполнила задание - поднимаем руку.

3. Отвечаем только после того, как учитель вам предоставил  слово.

4. За правильно выполненные задания команда будет получать соты (жетоны).

5. За нарушение дисциплины команда будет терять соты (жетоны).

 Всем понятно? Хорошо. По окончанию нашего урока, мы изготовим карту- плакат, который поможет нам в дальнейшем готовится к Всероссийской Проверочной Работе. Начинаем.

1.Слушают, осознают значимость

работы на уроке.

1. Внимание, уважение к окружающим (Коммуникативные УУД)

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. (Личностные УУД);

 2. Актуализация знаний определение темы занятия Постановка цели и задач урока

Способствует акцентированию внимания на основных моментах изучаемого материала.

Ребята с кажите:

-1. Как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой. (материки).

2А кто-нибудь знает, сколько всего материков на Земле? (6 ).

На сегодняшнем занятии  мы побываем на всех материках.

- 3. Верно ,а  значит мы совершим что?  ( Путешествие)

       (мы совершим виртуальное путешествие по материкам)

И так нашего занятия «Путешествие по материкам».

Как вы думаете

-  Что можно узнать, путешествуя по материкам?(расположения, животных, растительный мир и т.д.)

- 4.Что нам может помочь в путешествии? (географическая карта)

Вспомните.

 -5.А что такое карта? (уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков).

1

2

3

4

1Определяют личностно-значимую тему урока.

Взаимодействуют с учителем

Выделение существенной информации из слов учителя (познавательные УУД) Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  Построение понятных для собеседникавысказываний, суждений. (Коммуникативные УД)

 3. самостоятельное изучение нового материала

Цель: Распределение между членами команды заданий.

Работа с текстом учебника и атласом.

закрепление способов действий, вызвавших затруднения

После выступления пяти  групп

Физкультминутка

  4.Работа с картой

во время выступления команд показ презентации

На ваших столах лежат конверты.

     Откройте конверт №1 и внимательно прочитайте задания, которые вам нужно будет выполнить. Время  на выполнение заданий – 5 минут.

По истечении указанного времени два представителя от команды выйдут к карте с выполненными заданиями, один человек будет зачитывать задания по порядку, так как они записаны в таблице, называть верный ответ, а другой будет показывать  объекты  на карте. (по 2-3 минуты на выступление каждой группы).  Итого 7-13 мин.

  1. Начинает команда «зелёных» начинаем путешествие с Евразии.
  2. К доске выходит команда «фиолетовых», отправляемся в Африку.
  3. Слово предоставляется команде «жёлтых», мы побываем с вами в Северной Америке.
  4. Время выступления команды «оранжевых».  Отправляемся в Южную  Америку.
  5. С командой «красных» посетим Австралию.

   На скольких материках мы побывали? (5)

Название

Расположение

Растительный и животный мир

Особенности (реки, моря, горы)

         

Физкультминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки,

Сразу станем всем бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

   На скольких материках мы побывали? (5)

   Где не были? (В Антарктиде)

Шестой материк Антарктида  отличается от всех остальных материков тем, что покрыт мощным слоем льда. Его средняя толщина 2 км. максимальная-4,5 км. Подо льдом в Антарктиде тоже есть горы и равнины. Это самый холодный материк Земли. Там была зафиксирована температура -89,2 *С.

5

6-11

12-17

18-23

24-26

27-32

33-34

Самостоятельно выполняют задание

Решают кто пойдёт к доске

Поиск и выбор необходимой информации в тексте учебника , атласе (Познавательные УУД);

Инициативное сотрудничество в группе в поиске и выборе необходимой информации, коррекция затруднений (Коммуникативные УУД);

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

5.Самостоятельная работа проверка по эталону

Ребята возьмите конверт №2 Выполните 3 задания. Распределите задания между всеми участниками команды. Ребята, за эту работу, Вы, будете оценены- отметкой в журнал .Тестовую работу выполняет часть команды, вторая половина работает над контурной картой. Время 3 мин.

Тест по теме «Материки»

1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?

А. Килиманджаро, Африка 
Б. Мак-Кинли, Северная Америка 
В. Аконкагуа, Южная Америка 
С. Джомолунгма, Евразия

4. На каком материке находится наша страна?

А. Евразия 
Б. Северная Америка 
В. Антарктида 
С. Австралия

5. Составьте пару: материк – характеристика.

1. Самый большой материк.     а) Антарктида 

2. Самый жаркий материк.       б) Африка 

3. Самый маленький материк.   в) Евразия

4. Самый холодный материк.     г) Австралия

Проверяем задания:

1.А,      2.В,

3.С,      4. А,

5.1-В, 2-Б. 3-Г, 4-А.

http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/01_sashko/194/14.jpg

35

36,37

37

Распределяют задания между собой,

Выполняют, помогая друг другу.

Контроль и оценка (Регулятивные УУД)

Самоконтроь понимания вопросов и знания правильных ответов

Определение способов и условий действия для  выполнения заданий (Познавательные общеучебные УУД);

Задание

Ребята возьмите конверт №3 Выполните задание. Соберите карту мира. Разместите животных на материке, растения. Разместите свою работу на общую карту.

Мы сегодня путешествовали по физической карте полушарий

Физическими называются карты на которых изображены равнины, горы, моря, реки, озёра и другие природные объекты.

38

Решают поставленную задачу путем комплексного изучения карт атласа

6.Рефлексия

деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей самостоятельной) деятельности.

7. подведение

итогов занятия

выставление отметок

Ребята. Давайте просмотрим небольшой ролик о материках. И проверим правильно ли вы составили карту.

Просмотр ролика.

Рефлексия в виде приема «Закончи предложения (интервью)». Учащиеся по очереди читают начало фразы из рефлексивного ряда и продолжают ее. Рефлексивный ряд:

Подведём итоги путешествия.

Побывали….

выполняли …

работали с…

мне понравилось….

было интересно…

Узнали, что на земле самое, самое……..

Подсчитаем количество собранного нектара.

Команда жёлтых       Команда зелёных        Команда красных    

           Команда оранжевых          Команда синих  

39

40

Подводят итоги.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Познавательные общеучебныеУУД)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД, (Личностные УУД);

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (Коммуникативные УУД)

8. Домашнее задание

Подготовить материал по нашему краю.

41

Слушают учителя и записывают дом.задание в дневник

Характеристики материков Евразия

Евразия

Евразия - наибольший из современных материков, который находится в Северном полушарии. Только этот материк окружают сразу четыре океана: Северный Ледовитый с севера, Тихий с востока, Индийский с юга и на западе Атлантический. На континенте есть самое большое по своей площади озеро - Каспийское море и самое глубокое озеро Байкал. Прячутся в облаках самые большие горы Гималаи с наивысшей точкой земли Джомолунгмой. Здесь растет самый большой лес - Сибирская тайга. На нем проживает больше половины всего населения планеты.

Африка

Африка

Африка - самый жаркий материк на Земле ,второй по величине континент. С востока омывается Индийским, а с запада Атлантическим океанами, на севере Средиземным морем. На материке расположилась самая большая пустыня Сахара. С юга на север течет длиннейшая река Нил. Именно здесь зародилось человечество около ста тысяч лет назад. Заселив Африку, человек постепенно расселился сперва в Азию, потом в Европу, и затем были освоены Америка и Австралия.

Северная Америка

Северная Америка

Северная Америка расположена в Северном полушарии. Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны окружают её. На континенте расположен самый большой вулкан Йеллоустонский. Тут растут одни из самых больших деревьев в мире - секвойи. Они высотой до ста пятнадцати метров и толщиной до семи с лишним метров. Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Южная Америка

Южная Америка

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности. Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка. Большая часть материка Южная Америка расположена в южном полушарии. Южноамериканский водопад Анхель имеет наибольшую высоту. Также здесь лежит пустыня Атакама, где есть места, в которых не идет дождь.

Австралия

Австралия

Австралия — это самый маленький континент. Всю его территорию занимает одноименное государство. Большой Барьерный риф - главная достопримечательность этого материка. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья. Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений. Она заселена уникальными сумчатыми животными. Это как известные всем кенгуру, так и менее известные сумчатые кроты, муравьеды, вомбаты. Еще одно уникальное австралийское животное - утконос

Антарктида

Антарктида

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC. Населяют континент тюлени и пингвины. Материк не принадлежит какому-либо государству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...