Главные вкладки

    Рабочая программа Окружающий мир 3 класс Школа России
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

    Екатерина Николаевна Пшеничная

    Рабочая программа Окружающий мир  3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx54.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с:

    1. Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

    2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576.

    3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    4. Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

    На основе:

    Авторской программы по окружающему миру для 1-4 класса авт. Плешаков А. А. (Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4 классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение»,2011 г);

    Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

    • Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
    • Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
    • Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Плешаков А. А/ – М.: Просвещение, 2018.
    • Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.
    • Тесты для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.

    Общая характеристика учебного курса

    Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

    • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
    • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
    • развитие экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.

    Основные задачи курса:

    • формировать у обучающихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
    • воспитывать нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
    • овладевать основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
    • формировать у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
    • систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивать интерес к их познанию.

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно -научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

    Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1) идея многообразия мира;

    2) идея целостности мира;

    3) идея уважения к миру.

    Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. Д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

    Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
    • Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Результаты освоения учебного предмета «окружающий мир»

    Личностные результаты

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

    При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

    1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты

    У обучающегося будут сформированы:

    • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
    • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
    • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
    • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;
    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
    • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
    • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
    • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
    • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
    • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
    • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
    • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
    • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные

    Обучающийся научится:

    • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
    • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
    • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
    • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
    • планировать свои действия в течение урока;
    • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
    • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
    • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
    • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

    Познавательные

    Обучающийся научится:

    • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
    • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
    • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
    • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
    • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
    • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
    • сравнивать объекты по различным признакам;
    • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;
    • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
    • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
    • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
    • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

    Коммуникативные

    Обучающийся научится:

    • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
    • формулировать ответы на вопросы;
    • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
    • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
    • признавать свои ошибки, озвучивать их;
    • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
    • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
    • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
    • составлять рассказ на заданную тему;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

    Предметные результаты

    Обучающийся научится:

    • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
    • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
    • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
    • определять  и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
    • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
    • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
    • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
    • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
    • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
    • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
    • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
    • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
    • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
    • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
    • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
    • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
    • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
    • вырабатывать правильную осанку;
    • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
    • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
    • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
    • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
    • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
    • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
    • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
    • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
    • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения  к природным богатствам;
    • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
    • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
    • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
    • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
    • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
    • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
    • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
    • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

    Место учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования  на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 3 классы – 68 часов (34 учебные недели).

    Содержание учебного предмета

    Как устроен мир (7 ч)

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

    Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

    Эта удивительная природа (19 ч)

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

    Мы и наше здоровье (10 ч)

    Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

    Наша безопасность (8 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

    Чему учит экономика (13 ч)

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

    Путешествие по городам и странам (12 ч)

    Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

    Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

    Тематическое планирование

    Наименование разделов

    Всего часов

    1

    Как устроен мир

    7

    2

    Эта удивительная природа

    19

    3

    Мы и наше здоровье

    10

    4

    Наша безопасность

    8

    5

    Чему учит экономика

    12

    6

    Путешествие по городам и странам

    12

     

    Итого:

    68

    Перечень учебно-методических средств обучения.

    1. Авторская программа по окружающему миру для 1-4 класса авт. Плешаков А. А. (Сборник рабочих программ «Школа России» для 1- 4 классов в общеобразовательных учреждениях/- М.: «Просвещение»,2011 г)

    2. Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

    3. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

    4. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Плешаков А. А/ – М.: Просвещение, 2018.

    5. Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.

    6. Тесты для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2018.

    Календарно-тематическое планирование

    Предмет

    Вариант

    Окружающий мир

    Окружающий мир 3кл.А.А.Плешаков

    Раздел

    Тема урока

    Кол-во часов

    Содержание урока

    Как устроен мир(7ч)

    Природа. Значение природы для людей.

    1

    Природа. Разнообразие природы и ее классификация. Значение природы в жизни человека.

     

    Человек.Ступеньки познания.

    1

    Внутренний мир человека. Познание окружающего мира-результат познавательной деятельности человека. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями.

     

    Проект «Богатства, отданные людям».

    1

    Проектная деятельность. История села, символы, исторические достопримечательности села, известные люди села. Защита проекта.

     

    Общество.

    1

    Человек как член общества, а семья-часть общества. Представление о гражданстве. Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек-часть природы и общества.

     

    Что такое экология.

    1

    Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

     

    Природа в опасности.

    1

    Животные, исчезнувшие по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

     

    Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа

    1

    Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

    Эта удивительная природа(19ч)

    Тела,вещества,частицы.

    1

    Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые,жидкие, газообразные.Соль,сахар как примеры твердых веществ. Воздух смесь газообразных веществ. Значение воздуха для растений, животных, человека.

     

    Разнообразие веществ.

    1

    Вещества- поваренная соль, сахар, крахмал, кислота.

     

    Воздух и его охрана.

    1

    Воздух. Состав и свойства воздуха. Меры по охране воздуха.

     

    Вода и жизнь.Свойства воды.

    1

    Вода и ее свойства, распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды.

     

    Превращения и круговорот воды в природе.

    1

    Вода. Свойства воды. Три состояния веществ твердое, жидкое, газообразное. Круговорот воды в природе.

     

    Берегите воду.

    1

    Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию.

     

    Что такое почва.

    1

    Почва ее значение для живой природы. Свойства и состав почвы.

     

    Разнообразие растений.

    1

    Растения и их разнообразие. Роль растений в природе и в жизни человека. Ботаника-наука о растениях.

     

    Солнце,растения и мы с вами.

    1

    Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни животных.

     

    Размножение и развитие растений.

    1

    Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода).

     

    Охрана растений.

    1

    Роль растений в природе и в жизни человека, бережное отношение людей к растениям.

     

    Разнообразие животных.

    1

    Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология-наука о животных.

     

    Кто что ест.Цепи питания.

    1

    Классификация животных по способу питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов.

     

    Проект «Разнообразие природы родного края».

    1

    Правила поведения в лесу. Экологическая пирамида. Невидимая пищевая сеть. Невидимая экологическая пирамида.

     

    Размножение и развитие животных.

    1

    Размножение и развитие животных разных групп.

     

    Охрана животных.

    1

    Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Меры по охране животного мира.

     

    В царстве грибов.

    1

    Разнообразие грибов. Грибы, занесенные в Красную книгу. Правила сборов грибов.

     

    Великий круговорот жизни.

    1

    Круговорот веществ.Основные звенья круговорота веществ.

     

    Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа.

    1

    Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

    Мы и наше здоровье(10ч)

    Организм человека.

    1

    Анатомия,физиология,гигиена как науки.Понятия об органах и системе органов тела человека:нервная,пищеварительная,кровеносная системы.

     

    Органы чувств.

    1

    Органы чувств человекаглаза,уши,нос,язык,кожа,их роль в восприятии мира.

     

    Надежная защита организма.

    1

    Орган защиты от повреждений и внешних воздействий-кожа;еесвойства и гигиена.Первая помощь при повреждении кожных покровов.

     

    Опора тела и движение.

    1

    Опорно-двигательная система,ее роль в организме человека

     

    Наше питание.

    1

    Разнообразие питательных веществ.Пищеварительная система,ее строение и сохранение правильной осанки.

     

    Проект «Школа кулинаров».

    1

     

     

    Дыхание и кровообращение.

    1

    Дыхательная и кровеносные системы,их строение и работа.

     

    Умей предупреждать болезни.

    1

    Способы закаливания организма.Правила поведения в случае заболевания.

     

    Здоровый образ жизни.

    1

    Понятие о здоровом образе жизни.

     

    Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».Проверочная работа.

    1

    Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

    Наша безопасность(8ч)

    Огонь,вода и газ.

    1

    Действия при пожаре,аварии водопровода,утечке газа.

     

    Чтобы путь был счастливым.

    1

    Правила поведения по дороге в школу,при переходе улицы ,езде на велосипеде, в автомобиле,общественном транспорте.

     

    Дорожные знаки.

    1

    Дорожные знаки.

     

    Проект "Кто нас защищает".

    1

    Алгоритм работы над проектом.

     

    Опасные места.

    1

    Правила поведения в опасных местах:на балконе,в лифтах,на стройке.

     

    Природа и наша безопасность

    1

    Опасности природного характера.

     

    Экологическая безопасность.

    1

    Правила поведения во время грозы,при общение с животными.

     

    Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа.

    1

    Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

    Чему учит экономика (12 ч)

    Для чего нужна экономика

    1

    Потребности людей.Товары и услуги.

     

    Природные богатства и труд людей-основа экономики.

    1

    Использование природных богатств в экономике.Роль труда людей в экономике..

     

    Полезные ископаемые.

    1

    Понятие о полезных ископаемых.Значение,способы добычи,охрана полезных ископаемых.

     

    Растениеводство.

    1

    Сельское хозяйство как составная часть экономики.Классификация культурных растений.

     

    Животноводство.

    1

    Животноводство как отрасль сельского хозяйства.Труд животноводов и  растениеводов.

     

    Какая бывает промышленность.

    1

    Промышленность как составная часть экономики.Отрасли промышленности.

     

    Проект "Экономика родного края."

    1

    Алгоритм работы над проектом.

     

    Что такое деньги.

    1

    Обмен товарами:бартер,купля-продажа.Роль денег в экономике.

     

    Государственный бюджет.

    1

    Понятие о государственном бюджете,расходах и доходах.Источники доходов.

     

    Семейный бюджет.

    1

    Понятие о семейном бюджете,доходах и расходах.

     

    Экономика и экология.

    1

    Экологические прогнозы,их влияние на экономику.

     

    Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа.

    1

    Систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу.

    Путешествие по городам и странам(12ч)

    Золотое кольцо России.

    2

    Золотое кольцо России-слава и гордость страны.

     

    Проект"Музей путешествий".

    1

    Сбор экспонатов для музея,оформление экспозиции музея.

     

    Наши ближайшие соседи.

    1

    Государства,граничащие с Россией,их столицы.

     

    На севере Европы.

    1

    Страны севера Европы,их столицы,государственное устройство,государственные языки,флаги,достопримечательности.

     

    Что такое Бенилюкс.

    1

    Страны Бенилюкса,их столицы,государственное устройство,флаги,достопримечательности.

     

    В центре Европы.

    1

    Страны центра Европы,их столицы,флаги,достопримечательности.

     

    Путешествие во Франции.

    1

    Франция,ее местоположение на карте,ее столица,символы.

     

    Путешествие по Великобритании

    1

    Великобритания,ее местоположение на карте,ее столица,достопримечательности.

     

    На юге Европы.

    1

    Греция и Италия,их географическое положение,их столицы.

     

    По знаменитым местам мира.

    1

    Отдельные памятники архитектурыи искусства

     

    Обобщение знаний по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

    1

    Презентация

     

     

    68

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

    Рабочие программы по всем предметам....

    Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

    Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

    Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

    Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

    Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)

    Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....

    Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

    Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

    Рабочая программа. Окружающий мир. УМК «Школа России»

    1. Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.Предмет естественнонаучного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальней...