Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Наталья Ивановна Окружнова

Пищеварительная система

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ok.mir_4_klass.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Окружнова Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия №586

4 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Пищеварительная система.

Цели:

дать учащимся общие представления об органах системы пищеварения;

- повторить правила сохранения и укрепления здоровья, связанные с режимом питания;

- формирование умений анализа, синтеза, классификациям по заданным категориям.

Планируемые результаты

Предметные:

развитие умения самостоятельного поиска нужной информации, расширение представлений о том, как следует заботиться о здоровье.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развивать умение выявлять сущность, особенности объектов;

- отбирать необходимые источники информации.

Регулятивные УУД:

- развивать умение выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- развивать умения слушать и понимать других, умение работать в группе.

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята. Прежде, чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

- Можно ли сказать, что правильная осанка помогает учиться лучше?

- Кто хочет хорошо учиться, много знать?

2. Подготовка к деятельности.

Устный опрос:

- Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (Скелет)

- Какое значение имеет скелет для человека? (Скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.)

- Какая должна быть и от чего портится осанка? (Правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…)

- Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает?(Мышцы.)

- Чем прикрепляются мышцы к костям? (Сухожилиями.)

- Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (Нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.)

-А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться)

3. Целеполагание. Изучение нового учебного материала.

а) Создание проблемной ситуации.

- Что такое пища? (То, что едят, чем питаются).

- Без пищи человек не может жить. Что чувствует человек, если он не поест? (Голод).

- А при длительном голодании? (Слабость, а при длительном – наступает смерть).

- Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз).

- Если бы тебе дома мама дала кусочек сырого мяса, горсть риса и сырую картошку, тебе понравился бы такой завтрак? (Ответы детей).

- Чтобы ты попросил приготовить:

– из мяса?

– из риса?

– из картофеля?

(Ответы детей).

- Вы предпочитаете обработанную, приготовленную пищу, а не сырую. Точно так же и клеткам нашего организма нужна обработанная пища. Она должна быть жидкой и легко усваиваться в крови, потому что только кровь может донести её до каждой клетки.

- Как же превращаются в жидкие растворы хлеб и мясо, каша и картофель, компот и конфеты?

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (пищеварении)

- А вы знаете, какие органы участвуют в этой работе? В конце урока проверим, все ли знаете.

- Из каких слов образовано слово пищеварение? (От слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят).

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

Тема урока «Пищеварительная система».

- Наш герой мальчик Миша считает, что пищеварительный процесс начинается сразу же после того, как он пообедал. А как вы думаете, с какого момента начинается пищеварение?

- Поработаем сейчас в парах. Прочитайте на с.21 статью.

б) поиск решения проблемы.

- Так, когда же начинается пищеварение? «Задолго до начала еды. При виде пищи во рту начинается выделяться слюна. Организм готов к переработке пищи»

- Работа в группах.

- У каждой группы на столах лежат карточки с заданиями (приложение 2)

- На столах на тарелках лежат яблоки. Возьмите по одному кусочку и положите его в рот, разжуйте, проглотите и зафиксируйте свои ощущения, наблюдения на карточках №2. Если знаний вам будет недостаточно можно воспользоваться учебником (стр.22-24)

- Вам известно высказывание: «Когда я ем, я глух и нем». Почему так говорят?

В задней части глотки находится трахея, по которой воздух проходит в легкие при дыхании. Когда мы глотаем пищу специальная заслонка – надгортанник – опускается и закрывает отверстие трахеи, чтобы пища попала в пищевод.

А что будет, если кушать и разговаривать?

Если кушать и разговаривать, то пища попадает в трахею. Человек начинает кашлять, задыхаться. Иногда даже требуется помощь врача.

- Какое значение питание имеет для человеческого организма?

Человеческий организм состоит из огромного числа клеток. Каждая клетка дышит, питается, растет и... умирает. Клетки, выстилающие изнутри желудок, стареют и умирают через пять дней. Отжившие свой век заменяются новыми, то есть на смену им рождаются молодые клетки. Такой текущий «ремонт» организма продолжается всю жизнь человека.

- Откуда же берется материал для этой непрерывной работы? Из пищи! Вещества, необходимые для построения клеток, поступают в организм вместе с пищей. Но это еще не всё. Нужна нам пища и потому, что это — «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. Энергия, выделяющаяся при переваривании пищи в организме, нужна нам, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, учиться и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы сердца, мозга, всех-всех клеток нашего тела.

4. Закрепление полученных знаний.

- Проверим, как вы запомнили название органов пищеварительной системы. По характеристике, которую я сейчас буду зачитывать, нужно узнать орган.

а) Какой орган работает как миксер, встряхивая, перемешивая, измельчая пищу до превращения ее в однородную массу? (Желудок)

б) Как называется орган, куда проталкивает язык пищу в ротовой полости? (Глотка)

в) Назовите орган, соединяющий глотку и желудок? (Пищевод)

г) Часть пищи, которая движется по пищеводу 2-3 секунды? (Пищевой комок)

д) Орган, вырабатывающий желчь для переработки пищи? (Печень)

е) Откуда наш организм начинает получать белки, углеводы кальций? (Тонкий кишечник)

ж) Куда попадают твердые остатки пищи? (Прямая кишка)

з) В каком органе из остатков пищи извлекается вода? (Толстый кишечник)


5. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

- Я предлагаю вам сейчас взять приложение №3 и составить правила питания. Работа в паре.

- Как правильно надо питаться, чтобы пища приносила пользу?

  • Никогда не набивай пищей полный рот.
  • Не глотай, пока всё не прожуёшь.
  • Жуй с закрытым ртом.
  • Когда жуёшь – не разговаривай.
  • Пока не проглотил, не клади в рот следующий кусок.
  • Пей только тогда, когда во рту уже нет пищи.
  • Обязательно соблюдай режим питания.

- Так чем же интересно занимаются органы пищеварения?

Внутри нашего тела скрывается удивительная кухня. Её можно сравнить с очень длинным извилистым коридором. У взрослого человека он тянется целых 8 метров. Но он так ловко уложен, что помещается в небольшом пространстве. Наша внутренняя кухня состоит из нескольких отделений. Всё, что бы ты не съел, проходит через все её отделения по очереди, пока не превратится в прозрачные растворы, которые легко впитает и быстро разнесёт по клеткам кровь.

- Первое отделение – расположено во рту.

- Что к нему относится? (Ответы детей).

- Для чего нужны зубы?

- Для чего нужен язык?

- Показать кусочек лимона.

- Что появилось во рту?

- Для чего нужна слюна?

- Существует 3 пары слюнных желез.

- Одна находится на уровне ушей, одна под языком, одна под нижней челюстью. Ведь недаром говорят: «Запахло так вкусно, что слюнки потекли».

- Второе отделение – пищевод. Здесь пища не задерживается,м ышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды.

- Третье отделение – желудок. Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Трудится желудок старательно, но медленно.

- Однако, желудочный сок не может переработать все вещества. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник. Почему надо хорошо пережевывать пищу? (Ответы детей).

- Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

- А та часть пищи, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки. Здесь за неё принялись полезные кишечные бактерии, постоянно живущие в толстой кишке.

- Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов.

6. Закрепление учебного материала.

- Теперь я проверю, как вы поняли сегодняшнюю тему. Я предлагаю вам в малых группах разгадать кроссворд.

1. Чем пережевывается пища?

2. Орган пищеварения, следующий за пищеводом.

3. Что выделяет желудок?

4. Где начинается обработка пищи?

5. Часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение?

6. Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи.

7. Что выделяет печень?

8. Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком.

Проверка. Анализ выполненных работ.

- Какое слово получилось по вертикали? Здоровье.

- Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться! А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной)

- Работа в группах

Самостоятельная работа даётся 3 группам (дифференцировано)

Задание 1 группе.

Соедини название органа и его определение:

Задание 2-й группе.

собери названия отделов пищеварительной системы по порядку:

1.

2.

3.

4.

5.

(заготовки: ротовая полость, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.)


Задание 3-й группе.

Проведём ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ:

Один ученик нашей школы предложил вот такое меню на обед.

 Первое блюдо: Блины с вареньем

 Второе блюдо: Кусок торта

 Третье блюдо: Пепси

- Можно считать это правильное меню?

- Составьте меню, основанное на здоровой пище.

Проверка. (выносятся работы на доску и обосновывается ответ)

7. Рефлексия.

- Итак, друзья вот и закончилось наше путешествие ещё по одной станции.

Я хочу сказать:

Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...