Экскурсия "Путешествие в Росташовский лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Заломанина Ирина Владимировна

Сценарий экскурсии экологической направленности с учетом регионального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий экскурсии экологической направленности с учётом регионального компонента.

«Путешествие в Росташовский лес» (1 класс)

Цель: Систематизировать знания о лесе, уточнить представления о обитателях.

Задачи: знакомить детей с природоохранной деятельностью;

               закреплять знание правил поведения в лесу;

формировать умение видеть красоту природы родного края, желание беречь её.

Подготовительная работа: чтение рассказов В.Бианки, М.Пришвина, Г. Снегирёва; показ иллюстраций; загадывание загадок, заучивание стихотворений и песен по теме. 

                                                        Ход экскурсии.

Перед началом экскурсии  проводится беседа о том, как надо вести себя в лесу.

По ходу экскурсии на местах обучающиеся собирают природный материал (шишки, семена, веточки и т.п.) для занятий на уроках технологии.

Учитель:
Лес наш сказочно богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой, 
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
                                      (А. Рождественская.)

Наша экскурсия начинается в сосновом бору. Посмотрите на эти деревья. (Дети рассматривают деревья). Как они называются? (Сосны).

Учитель:  Вспомните картины какого художника похожи на этот пейзаж. 

- И.Шишкина.

 Учитель: Назовите картины художника.

 -Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый лес». 

Учитель: Как вы думаете, почему в нашем лесу сосны стройные, высокие и ветви у них растут лишь на верхушках?

- Деревья растут близко одно к другому. Они тянутся вверх к солнцу.
Учитель:
В лесу, как в большом доме, есть этажи, их называют ярусами. И на каждом ярусе леса обитают разные виды птиц и зверей. Посмотрите на верхушки сосен – это самый верхний этаж, пятый ярус. Здесь вьют гнёзда иволги и крупные хищные птицы, например ястребы. Кроны деревьев пониже (четвертый ярус) облюбовали другие обитатели леса. 

- Отгадайте загадку:

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.

-  Правильно. Дятел – символ трудолюбия, неутомимости и упорства. Эти птицы находят в лесу самое старое сухое дерево и примерно за две недели выдалбливают глубокое дупло, в котором устраивают себе гнездо. Дятлов называют лесными докторами. У них такой острый слух, что они слышат, где под корой прячутся жуки и личинки насекомых. Крепким клювом дятел долбит ствол дерева и длинным языком достает из-под коры вредителей. В нашем лесу много этих замечательных птиц, поэтому и деревья здесь крепкие и здоровые.

Учитель подводит детей к «Кузнице» дятла, рассказывает о том, как птица, закрепляя шишки в расщелине ствола, разбивает их клювом и достает семена. 

Учитель:  Рядом с дятлом, на четвертом этаже лесного дома, селятся сороки, белки, куницы.

Большинство певчих птиц вьют гнёзда в подлеске (третий ярус леса), где растут невысокие деревья и кустарники. Назовите певчих птиц, обитающих в наших лесах. 

- Соловей, дрозд, синица.

 Учитель: Синица гнезда вьет и в сыром ольшанике, и в дубраве и в соснах. Лишь бы было дуплистое дерево. Зимой им приходится тяжело. Чем мы можем им помочь?

- Подкармливать их. Делать кормушки.

Учитель: Кустарники и высокая трава – самый населенный (второй) этаж лесного дома.

- Отгадайте загадки о животных и птицах, обитающих в нашем лесу.


Кто осенью холодной 
Ходит хмурый и голодный?
Ответ (Волк)


Длинное хвостище, 
рыжее волосище, 
сама хитрище.
Ответ (Лиса)


Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
Ответ (Соловей)


Летом, в болоте, вы её найдёте. 
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответ (Лягушка)


Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)


Спереди - шильце, 
сзади - вильце, 
Сверху - чёрное суконце, 
Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)


Всю ночь летает 
- мышей добывает. 
А станет светло 
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)


Зимой на ветках яблоки! 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это ...
Ответ (снегири)


Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)


Непоседа пёстрая, 
птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
самая болтливая. 
Верещунья белобока, 
а зовут её ...
Ответ (сорока)

Учитель: расскажите о повадках. Дети выполняют задание.

Учитель: Самый нижний, последний этаж – подстилка. Как вы думаете, почему так называют поверхность земли в лесу? Дети высказывают предположения. Воспитатель обобщает их ответы. Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности земли листья, хвоя, высохшие и сгнившие ветки и стволы деревьев. Здесь самые благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых. Это плодородный слой почвы, необходимый для роста растений и предохраняющий их корни от заморозков и пересыхания. 

Предлагаю найти и назвать знакомые травянистые растения. Дети выполняют задание. 

Учитель: Посмотрите на это чудо! Обращает внимание детей на папоротник. Папоротники растут во влажных тенистых местах. По народному поверью, папоротник цветет в ночь на Ивана Купалу, а его цветы указывают место, где хранится клад. На самом деле это растение не цветет, а его семена-споры образуют на нижней стороне листьев. Дети рассматривают листья растения. 

Отгадайте загадку:

В кустах на опушке
Развешаны избушки,
Птиц в гости зовут.
Гости песни поют.  (Кормушки.)

Учитель  предлагает развесить кормушки.

Учитель: В селе Росташи живут замечательные люди. Они благоустраивают родники, берегут лес от пожаров, охраняют покой лесных обитателей.

- Как вы думаете, нуждаются ли звери и птицы в охране? От кого и зачем их нужно охранять?

Дети высказывают предположения.

- Многие животные и растения, которые можно увидеть в Росташовском лесу, занесены в Красную книгу. Что же это за книга и зачем в неё заносят животных?

Дети высказывают предположения, учитель обобщает ответы.

Книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений назвали Красной потому, что ее обложка имеет красный цвет – сигнал тревоги. В неё заносят тех животных, которых на Земле осталось очень мало, и, чтобы они совсем не исчезли, надо их охранять, помогать им выжить.

- Знаете ли вы, что в Росташовском лесу обитают совы. Они занесены в Красную книгу? Встречаются здесь и филины, самые крупные представители сов. Гнёзда эти птицы устраивают прямо на земле в лесу или на уступах крутых обрывов. Поэтому так опасны для филинов и низовые пожары, и люди, не задумывающиеся о том, что они могут потревожить покой этих птиц. Вот почему надо охраняют места их обитания. Многие животные внесены в Красную книгу. Бобры у нас появились благодаря организации Хоперского заповедника.

Люди должны беречь окружающую природу – поля, леса, водоёмы. В наших лесах множество озёр, родников, питающих красавицу реку Грач. 

В нашей стране принят Закон об охране природы, и его никто не должен нарушать: ни взрослые, ни дети. Давайте еще раз вспомним правила поведения в лесу.

Проводится дидактическая игра «Напоминающие знаки».

Учащиеся рассматривают карточки, на которых изображены нормы и правила поведения в природе, объясняют их природоохранную направленность. Например, ребёнок достаёт из коробки карточку, на которой изображён повреждённый муравейник, и объясняет: «Муравьи приносят пользу лесу, уничтожая личинок насекомых, которые вредят деревьям. Муравейники – жилища муравьёв – нельзя разрушать».

По окончанию игры учитель предлагает ещё раз полюбоваться соснами, выбрать дерево, которое понравилось больше всего, взявшись за руки, обойти вокруг него, сказать ему ласковые слова.

В конце экскурсии учащиеся  прощаются с лесом, желают ему всего доброго.

Учитель хвалит ребят за то, что они не потревожили покой лесных обитателей.