что такое экономика? (урок окружающего мира во 2 классе)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Юлия Леонтьевна Деменкова

что такое экономика? (урок окружающего мира во 2 классе) Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_ekonomika.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира во 2 «Б»  классе

учитель начальных классов МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик»

Деменкова Ю.Л.

Тема и место урока в системе уроков по данной теме.

 Тема: «Что такое экономика?» 1 урок в разделе «Жизнь города и села», урок открытия новых знаний.

Цель урока

Задач

Для учителя

Для учащихся

Образовательные: формировать представление детей об экономике, отраслях. Взаимосвязи отраслей. О том, что является двигателем  экономики.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления,  творческие способности учащихся, навыки работы в группе, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету; к окружающему миру, к действительности,  воспитывать культуру поведения при работе в группах., активную жизненную позицию,  стремление улучшить жизнь в своём поселке.

Образовательные: знакомятся с понятием «экономика» в  словаре Ожегова, под руководством учителя раскрывают понятие экономика.

Развивающие: составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при  работе в группах, проявляют интерес к будущему своего поселка.

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
  • Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других своих одноклассников.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Создать условия для совместного решения учебной задачи.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка  в группе.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения.
  • Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные термины и  понятия

Экономика, отрасли, связи, деньги.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о проведённой исследовательской работе при работе над проектом.
  • Приводят исследовательскую работу для создания нового коллективного проекта.

.

  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации.

Личностные: осознают понятие «экономика»,  взаимосвязи отраслей, роль денег в экономике.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке;   оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения;  высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, словари, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные

- Словарь Ожегова

- - Интерактивная доска.

-- Раздаточный материал для работы в группах.

- Проектные работы (об отраслях экономики).

- Схема экономики в виде дерева.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение  + Русский язык + объединение неурочной занятости «Проектирование»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Этапы урока и планируемое время

 Цель этапа

 Деятельность и слова учителя

Планируемая деятельность и слова учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

0,5 мин

Настроить класс на серьёзную деловую работу.

 -Доброе утро, ребята. Поздоровайтесь с гостями.

 Прием «Доброе тепло»

- Возьмёмся за руки, почувствуем тепло рук и передадим это тепло друг другу по цепочке.

Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу в предстоящей работе.

(Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте)

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

II

1.Проверка д.з.

2.Выявление места и причины затруднения ( Определение темы и цели урока)

2 мин

Целеполагание.

1 мин

Определить проблему, над которой будем работать на уроке.

Сформулировать учебную задачу. Представить, что узнают на уроке.

Разделимся по вариантам

1 вариант «сельские жители»  2 вариант «городские жители».

Гости – команда «семья».

У. –Семья решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же поселиться: в городе или в селе. Убедите наших гостей, что ваш город или ваше село – самое лучшее место для жительства. Перечислите плюсы.

-ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ СМАЙЛИК.

Итог. У. -Куда решила переехать семья?

-Просьба гостям поднять карточки «город» или «село»

Вывод: деревня и город имеют свои + и –

– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города постепенно приобретают жилье в селах, чтобы дышать свежим воздухом, пить чистую воду и отдыхать от суеты и большого города.                                

Зависит от интересов и предпосылок каждого конкретного человека. Есть люди, которым нужна природа, кто не выносит шума городов и динамики. Некоторые наоборот не любят тихой жизни в деревне и отсутствие толпы.

-У кого 2 смайлика, больше двух, а три?

- Послушайте внимательно диалог наших ребят и постарайтесь догадаться о  чем мы сегодня будем говорить на уроке.

1 ученик:

- Я часто слышу по радио и телевизору слово «экономика» и думаю,  что  «экономика» - это значит экономить во всем, например, экономно тратить воду, расходовать электроэнергию…

2 ученик:

 - А я знаю, что у Пети папа преподаёт  «экономику» в университете студентам, так значит «экономика» -  это предмет?  

- Какой проблемный вопрос возникает из разговора ребят? (Что значит «экономика»?)

- Назовите тему нашего урока.

СЛАЙД

Тема: «Что такое экономика?»

- Прежде, чем работать по теме урока, проведем опрос при помощи системы голосования. Отметьте выражение, которое вам подходит.

1. Я знаю про экономику всё.2. Я пока не все знаю про экономику. 3. Я ничего не знаю про экономику.

- Чему будут учиться, что должны узнать те, кто выбрал 1/2/3 предложения

-  Итак, каждый поставил перед собой цели. Нам необходимо хорошо поработать, чтобы пополнить свои знания.

 Цель: Выяснить, что значит «экономика»

 -Из каких частей (отраслей) она состоит.

 Как части (отрасли) экономики взаимосвязаны?

Дети, вспоминают басню, прочитанною на уроке литературного чтения

 «Лебедь, рак и щука»

-Чтобы приступить к работе, нам нужно определить тему и цель нашего урока.

- Слышать, слышали, но затрудняемся ответить, что это такое?

- Тема нашего урока: связана с экономикой.

- Я думаю, что узнаю про экономику…

-- Мне хотелось бы узнать  о том, какое отношение имеют деньги к экономике..

 -  А мне интересно узнать  о каких взаимосвязях пойдёт речь.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других

ПУУД:

выделяет и формулирует познавательную цель.

III Работа по теме урока ( Работа над созданием проекта)

1 Мотивация учебной деятельности.

1 мин

2 Планирование проекта выхода из затруднения.

2 мин

3Работа над проектом.

а) Раскрытие лексического значения слова экономика.

3 мин

б) Схема экономики

( отрасли)

11 мин

.

в) Динамическая пауза.

    2 мин

г) Взаимосвязь отраслей.

.

9 мин

Осознать необходимость получения новых знаний

Спланировать последовательность работы над проектом

Выяснить лексическое значение слова  «экономика».

Изобразить схему экономики в виде дерева. Уточнить назначение каждой отрасли.

Сменить вид деятельности.

Показать неразрывную связь отраслей.

- Итак, приступаем к работе  по плану ( план на доске), первое, что мы должны выяснить?

2. Знакомство со значением слова «экономика».

-Где мы можем узнать лексическое значение  слова экономика?

- У вас на столах лежат толковые словари. Найдите значение этого слова.

- Всё ли вам понятно из того, что прочитали?

-- Экономика- это хозяйственная деятельность людей.

Экономика- это искусное ведение домашнего хозяйства.

Экономика – это наука.

СЛАЙД 

 – Мы обратимся к словарю в Интернет. В поисковой системе задаём слово «экономика». 

Читаем…

Д. Экономика – от др.-греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства или  

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

У. –Как вы думаете, кто управляет любой деятельностью?  (ЧЕЛОВЕК)

 –Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…ЭКОНОМИКА

У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин…

-Подведём итог первого этапа нашей работы. Раскрыли ли вы значение слова экономика?

- Скажите пожалуйста, что такое экономика?

3. Значение экономики.

 – Давайте определим, важна ли экономика.-Что необходимо человеку для жизни, какие блага? (Продукты питания, одежда, жильё)

 – Откуда это появляется в вашей семье? (Покупают родители)

–На что можно купить необходимые блага? (На деньги, которые зарабатывают родители)

-Ваши родители работают в различных частях экономики: есть мамы-продавцы, пекари и т.д. и папы-водители, инженеры и т.д.

-Получив за свою работу деньги, родители в семье, как и в государстве,

ПРОИЗВОДЯТ

РАСПРЕДЕЛЯЮТ

ОБМЕНИВАЮТ

ПОТРЕБЛЯЮТ

Итог. У. – Важна ли экономика для вас, для вашей семьи, для государства?

Д. Экономика важна, потому что даёт блага.

4. Части экономики. Составление кластера.

- Давайте попробуем определить название разных отраслей  экономики по группам товара.

1. Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется  промышленность.

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др.  Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля.

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт

-Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.       -Итак, части экономики называются ОТРАСЛИ 

Учитель ставит названия отраслей на столы группам, руководители групп получают бейдж «МИНИСТР».

Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

- Итак, вы получили новые знания, теперь надо применить их для решения  проблемной  ситуации.

-Чтобы ваш организм был крепким, хорошо развивался, каждый день в школе вы получаете стакан молока. Предлагаю провести игру «Как к нам стакан молока пришёл?»

-«Министры» должны провести совещание в своей отрасли и решить, чем данная отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока.

Чем данная отрасль помогает государству, чтобы каждый школьник получал ежедневно стакан молока?

План:

  1. Что изображено на рисунке?
  2. Как оно работает?
  3. Какое значение имеет данная отрасль для человека?
  4. Куда попадает продукт, произведённый вашей отраслью?
  5. Сможет ли жить человек, используя только данную отрасль?
  6. Отчёт «министров» по плану

Итог: – Все отрасли взаимосвязаны.

-  Что такое экономика?

- В толковом словаре

- Найти  в Интернете.

- Спросить у взрослых.

- Дети работают со словарями.

- Да. Мы раскрыли значение слова экономика.

.

На доске дети вместе с учителем изображают экономику в виде дерева. Ствол – это экономика, а ветви её отрасли.

 

- Каждая группа коротко рассказывает об особенностях своей отрасли.

Сельское хозяйство

Промышленность

Торговля

Строительство

Транспорт

- Дети называют отрасли.

- Мы  предполагаем о взаимосвязи отраслей.

Группа защищает свою работу.

-  Все отрасли неразрывно связаны между собой, существование каждой отдельно невозможно.

.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с понятием экономика, её составными частями, взаимосвязью отраслей, ролью денег.

. ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся добывать нужную информацию.

. ПУУ Д: развивает умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении 

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

ПУУД: учится высказывать свою точку зрения.

ПУУД: учится обобщать

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует  в обсуждении 

в) Деньги

5 мин

.

Показать, что является двигателем экономики.

ПРОСМОТР мультфильма «Простоквашино»

-Какая проблема возникла у героев?

СООБЩЕНИЕ

Первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. В одних местах деньгами считался домашний скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушеная рыба, шкуры зверей. Люди перепробовали немало « денег», пока не пришли к деньгам металлическим…

         Деньги из металла были в виде брусков, колец, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно появилась надобность сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, царей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми, такими, как современные монеты.

        А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их выпустили в Китае.

-Предполагают.

Сообщение Виталика (вкладывается в папку)

- Постоянно меняется курс рубля….

- За деньги не купишь счастье, любовь, друзей, удачу…

- Это значит быть экономным.

ПУУД: знакомится с историей денег, учится рассуждать, используя жизненный опыт.

СМ.работа

ТЕСТ (приложение)

 Экономика, экономный, экономист.

-Экономика не может обходиться  без денег

- Чтобы экономика была крепкой нужно быть бережливым и экономным.

РУУД: учится контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

 г)Подведение итога работы над проектом, презентация.

4 мин

Соотнести цель и его результат

Оценивание.

 

За активную работу по наибольшему количеству  полученных фишек,за сообщение ,за тесты.

- Мы раскрыли понятие экономика,

- Установили взаимосвязь отраслей

- Выяснили, что является двигателем экономики..

.

 

-  

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия        

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

 IV Рефлексия.

2 мин

Самооценить работу на уроке.

 Дети с помощью жестов оценивают свою работу.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

V Домашнее задание

1 мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

 

     Домашнее задание. 

С.104-107 Тетрадь с.37-38.    

Слушают. Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

что такое семья урок окружающего мира во 2 классе

Окружающий мир(2 класс)Тема урока : Что такое семья?Программа «Школа 21 век»Тип урока  урок усвоения новых знаний.Цель урока образовательная: расширить представление учащихся о семье, раскрыть зн...

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Урок окружающего мира 3 класс "Что такое почва?"

Проведение опытов, использование ИКТ....

Урок окружающего мира, 2 класс по теме "Что такое семья"

Урок по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" по теме "Что такое деньги?"

Урок  знакомит с денежными единицами  России с древних времен до настоящего времени. Расширяет кругозор учащихся....

Кто такие звери Урок окружающего мира в 1 классе

Урок окружающего мира в 1 классе по теме " Кто такие звери?"Учащиеся знакомятся с одним из видов животных-зверями. Учатся отличать их от других животных....