Главные вкладки

    Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"
    методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

    Исаева Светлана Викторовна

    Методическая разработка урока "По страницам Красной книги Ставропольского края"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_uroka_.docx30.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    «По страницам Красной книги Ставропольского края»

    Цель урока: (для учителя):

    1. Показать необходимость создания Красной книги, рассмотреть растения и животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
    2. Формировать у учащихся элементы экологического мышления.

    Задачи урока:

    Образовательная: повторить понятия «Красная книга» Развивающая: развивать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать произвольное внимание и память, навыки контроля и самоконтроля, обогащать кругозор учащихся. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги. Воспитательная: прививать любовь к Родине и к родной природе; воспитывать бережное отношение к богатствам природы, потребность общаться с природой, прививать интерес к предмету. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

    Планируемый результат (для учащихся):

    Предметные результаты: познакомить учащихся с богатствами природы, учить понимать взаимосвязь в природе, обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы, объяснять роль растений и животных в жизни человека, соблюдать правила поведения в природе, вести здоровый образ жизни.

    Метапредметные результаты: работать в соответствии с поставленной задачей, составлять план текста, участвовать в совместной деятельности, работать с текстом и его компонентами, узнавать изучаемые объекты на таблицах и в природе.

    Универсальные учебные действия:

    Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть окружающие предметы и их взаимосвязи, объяснять как люди помогают жить животным и растениям, научить анализировать текст и основам рефлексивного чтения, научить ставить проблему.

    Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, планирование целей, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
    Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: самоопределение, целепологание, осознание ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры, формирование ответственного отношения к обучению, формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Красная книга Ставропольского края»


    Описание хода урока

    Название технологических этапов урока, их содержания

    Конспект урока

    1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

    Деятельность учителя

    Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

    Звучит мелодия из программы «В мире животных», на фоне мелодии показ презентации (слайд2)

    Глобальной проблемой века является охрана природы. Михаил Михайлович Пришвин сказал «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы думаете, что означают эти слова?

    Деятельность учащихся

    Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

    1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

    Деятельность учителя

    Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

    Родина для нас в широком смысле слова – это Россия. Но у каждого из нас есть своя малая родина, и для нас это Ставропольский край. На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по государственным природным заказникам края. Как вы думаете, для чего они предназначены?

    Деятельность учащихся

    Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы, отвечают на вопрос «почему мы должны охранять животных и растения Ставропольского края»

    1. Выявление места и причины затруднения.

    Деятельность учителя

    Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие, порождающее удивление.

    Предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения:

    Факт 1. Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

    Факт 2. В преддверии весенних праздников на рынках и в местах скопления людей появляются в продаже букеты из первоцветов, занесенных в Красную книгу. (слайд 3)

    Деятельность учащихся

    Вступая в диалог с учителем выявляют противоречие – проговаривают и осознают его

    1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся (совместно с учителем)

    Постановка темы урока учениками и корректировка (по необходимости)

    Определение учебной задачи урока обобщенного типа.

    Тема урока Красная книга Ставропольского края

    Цель: Выявить необходимость создания Красной книги, рассмотреть растения и животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края.

    Задачи:

    1) объяснить значение Красной книги;

    2) обсудить состояние редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу;

    3) выявить территории края на которых встречаются редкие виды растений и животных, занесенных в Красную книгу;

    4) указать причины сокращения и истребления некоторых видов животных и растений Ставропольского Края.(слайд 4)

    1. Реализация построения проекта

    Деятельность учителя

    Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

    1. Что представляет собой Красная книга?

    2. Какие животные и растения заносятся в Красную книгу?

    Деятельность учащихся

    Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Учащиеся работают с приложениями 1 и 2 (задание к этому уроку дается заранее) Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп:

    1.Презентация учащихся «Красная книга Ставропольского края». (слайды 5)

    2.Оценивают правильность своих выводов, решений.

    3.Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Деятельность учителя

    Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

    Территория Ставропольского края уникальна, прежде всего, благодаря своему географическому положению и разнообразной ландшафтной структуре. Это проявляется как в отношении сформировавшихся здесь почвенно-растительных систем, так и в отношении животного мира. Ставропольский край по уровню биологического разнообразия занимает второе место среди всех субъектов Российской Федерации.

    Многие виды растений и животных края являются эндемичными, очень редки в пределах своих ареалов или находятся на предельной границе своего распространения и нуждаются в специальной охране. В то же время нарушение естественных местообитаний растений и животных, другие формы антропогенной нагрузки негативно сказываются на состоянии популяций редких и исчезающих видов.

    Предлагаю вам разделиться на 2 команды и, пользуясь данными, представленными в презентации «Красная книга Ставропольского края» указать на карте края места распространения растений и животных, занесенных в Красную книгу.

    Деятельность учащихся

    - Вступают в диалог.

    - Выполняют задания группами.

    Учащиеся делятся на 2 команды и на основе презентации «Красная книга Ставропольского края», а также приложения 3 и 4 им предлагается наклеить на физико-географическую карту растения (команда №1) и животных (команда №2), занесенных в Красную книгу Ставропольского края. Для этого заранее необходимо распечатать две физико-географические карты края (формат А1), по одной на каждую команду (приложение 5). Приготовить небольшие изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу Ставропольского края (приложение 6). Для удобства заранее их вырезать, на обратную сторону – двухсторонний скотч. Побеждает та команда, которая справилась быстрее. Правильность выполнения задания, ученики проверяют самостоятельно. В случае необходимости учитель корректирует. Данное задание позволит учащимся выявить территории края на которых встречаются редкие виды растений и животных, занесенных в Красную книгу

    Учащиеся отвечают на вопрос «Каковы причины сокращения и истребления некоторых видов животных и растений Ставропольского Края?»

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    1. Включение в систему заданий повторения
    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Деятельность учителя

    Предлагает вспомнить тему и задачи урока, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

    А теперь давайте вспомним тему и задачи урока.

    Каковы наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока?

    Деятельность учащихся

    Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

    Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

    Учитель. Закончить урок я хочу словами:

    Я сорвал цветок – и он увял, 
    Я поймал мотылька – 
    И он умер у меня на ладони.
    И тогда я понял,
    Что к красоте нужно прикоснуться Сердцем. (Прасолов)

    Домашнее задание: составить план исследовательского проекта «редкие и исчезающие растения Государственного природного заказника "Сафонова дача".


    Литература

    1. Красная книга Ставропольского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, «Полиграфсервис», Ставрополь, 2002
    2. Гаазов В.Л., Черная Т.К. Ставропольеведение. Часть1:М, 2010
    3. Романова Э.П. Природные ресурсы мира, М:,1993
    4. Черепанов С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств, М:, 1995
    5. Белоусова Л.С., Денисова Л.В. Редкие растения мира, М:,2006

    6. http://mpr.stavkray.ru/natres/krkniga/tom1_1.pdf

    7. http://mpr.stavkray.ru/natres/krkniga/tom1_2.pdf

    8. http://mpr.stavkray.ru/natres/krkniga/tom1_3.pdf

    Приложение 1

    Красная книга растений Ставропольского края

    Флора Ставрополья является оригинальной в силу особенностей исторического развития. Ее генетический фонд формировался в процессе длительной эволюции и в настоящее время обеспечивает возможности существования популяций видов в современной физико-географической среде. Однако эта среда существенно изменяется под воздействием человека, что приводит к исчезновению не только локальных популяций, но и целых растительных сообществ.

    Сохранение генетического фонда флоры, особенно региональной, имеет исключительно важное значение. Это связано с недостаточной изученностью полезных свойств большинства растений, с одной стороны, и возможностью использования генофонда флоры для создания хозяйственно ценных видов и сортов растений, с другой. Региональные флоры в большинстве случаев являются носителями информации об истории территории в минувшие геологические эпохи, и полное сохранение их фиторазнообразия имеет большое теоретическое значение.

    Процесс исчезновения видов является естественным. Каждый вид живет определенный промежуток времени и, в конечном итоге, исчезает. Такие угасающие виды есть и во флоре Ставрополья. К ним относятся, например, Шаровница точечная (Globularia punctata), Майкараган волжский (Calophaca wolgarica), Асфоделина тонкая (Asphodeline tenuior), Бересклет карликовый (Euonymus nana) и некоторые другие. Однако процесс исчезновения видов в значительной степени ускоряется человеком. Хозяйственная деятельность человека, освоение новых территорий под сельскохозяйственные угодья, массовые заготовки лекарственного сырья, интенсивный выпас скота - основные факторы, приводящие к сильному сокращению ареалов многих видов растений и, в конечном итоге, исчезновению отдельных видов.

    Основа охраны генофонда базируется на том, что для научных и практических целей должна быть сохранена вся флора целиком. Охрана флоры - непременное условие рационального использования растительных ресурсов и реконструкции растительного покрова. В богатой и разнообразной флоре Ставрополья не все виды в одинаковой степени подвержены опасности исчезновения или значительного сокращения ареала, поэтому для практических целей охраны выделена часть флоры, список которой насчитывает 333 вида.

    ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ РАСТЕНИЙ В РЕГИОНЕ

    Началом работы по исследованию проблемы охраны флоры в современный период следует считать решение об учете видов растений флоры СССР, нуждающихся в охране, принятое в 1972 году Всесоюзным ботаническим обществом, Научным советом АН СССР по проблеме «Биологические основы рационального использования, преобразования и охраны растительного мира» и Секцией охраны растительного мира Организационного комитета XII Международного ботанического конгресса по инициативе академиков Е.М. Лавренко и А.Л. Тахтаджяна (Тахтаджян, 1975, 1981).

    В результате был составлен список редких и исчезающих растений флоры СССР, насчитывающий около 4000 видов, из которых на территории Ставропольского края отмечено лишь 44 вида (во втором издании (1981) в список включен 51 вид). Материалами для составления перечня видов послужили и региональные списки, составленные к тому времени в различных административных районах. Такой список был составлен и для территории Ставропольского края (Кононов, Танфильев, 1964).

    Региональные списки создавались и после публикации общесоюзного списка. Так, в Ставропольском крае в 1975 году краевым исполкомом Совета народных депутатов было принято постановление «О мерах по сохранению редких и исчезающих видов растений местной флоры». В список охраняемых было включено 163 вида, произрастающих в разных районах края (включая Карачаево-Черкесию). Этот документ являлся основой природоохранной деятельности на местах.

    Большую просветительскую роль сыграло издание «Сохраним для потомков» (1984), вышедшее тиражом 24 000 экземпляров.

    В 1988 году вышла в свет Красная книга РСФСР, в которую занесено 465 видов сосудистых растений, из них 65 произрастают на территории Ставрополья. Это издание сыграло очень важную роль как документ, регламентирующий и предопределяющий разработку природоохранных мероприятий на местах, а также несущий большую просветительскую нагрузку в плане пропаганды природоохранных знаний в области охраны растений.

    Недостатком этой книги явился неполный охват видов, нуждающихся в охране, даже для такого наиболее полно представленного региона, как Северный Кавказ (и, соответственно, Ставрополье). И это понятно, поскольку возможности подобных изданий ограничены и увеличение объема даже в несколько раз не решит проблемы исчерпывающей полноты для всех регионов, учета всех нуждающихся в охране видов. Так, например, из 22 эндемиков Ставропольского края в Красную книгу занесен лишь 1 - Молочай остистый (Euphorbia aristata). Также не нашли себе места среди охраняемых многие субэндемики и реликты. Эта же ситуация повторилась и при переиздании Красной книги (2008).

    Таким образом, следует констатировать тот факт, что в Ставропольском крае в охране нуждаются значительно большее число видов, чем их было занесено в Красную книгу РСФСР (1988) и Красную книгу РФ (2008). Из вышесказанного следует, что федеральная Красная книга не может полностью удовлетворить региональные потребности в решении вопроса определения полноты перечня федерально охраняемых ботанических объектов и в связи с этим организации качественной охраны растений на местах. Эту проблему призвана решить региональная Крас- ная книга, в которую внесены все виды, нуждающиеся в охране.

    В первом разделе Красной книги Ставропольского края - «Растения» - приведены сведения о подлежащих охране 7 видах грибов и 326 видах растений флоры региона, из которых 1 - плауны, 20 - папоротники, 1 – голосеменные, 295 – покрытосеменные и 9 – водоросли.

    Приложение 2

    Красная книга животных Ставропольского края

    Территория Ставропольского края уникальна, прежде всего, благодаря своему географическому положению и разнообразной ландшафтной структуре. Это проявляется как в отношении сформировавшихся здесь почвенно-растительных систем, так и в отношении животного мира. Ставропольский край по уровню биологического разнообразия занимает второе место среди всех субъектов Российской Федерации.

    Многие виды растений и животных края являются эндемичными, очень редки в пределах своих ареалов или находятся на предельной границе своего распространения и нуждаются в специальной охране. В то же время нарушение естественных местообитаний растений и животных, другие формы антропогенной нагрузки негативно сказываются на состоянии популяций редких и исчезающих видов.

    Издание Красной книги Ставропольского края обеспечивает законодательную базу для охраны редких и исчезающих видов растений и животных, способствует сохранению и воспроизводству естественного генофонда края и юга России.

    В нее занесены 179 видов животных и 333 вида растений, которые являются редкими, либо имеют тенденции к сокращению численности и ареала, или находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в охране.

    Красная книга Ставропольского края — основной официальный документ, согласно которому на территории края осуществляется охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. Она отражает тревожное состояние некоторых типов экосистем региона, индикаторами которого в ряде случаев могут служить эти виды. Одной из основных их функций является привлечение внимания общественности к охране редких и исчезающих видов.

    Другой, не менее важной, функцией региональных Красных книг является систематизация сведений о численности и распространении этих видов, установление специфических лимитирующих факторов и разработка природоохранных рекомендаций применительно к местным условиям. Кроме того, только через региональные Красные книги возможно взятие под особую охрану регионально редких видов, которые на сопредельных территориях могут встречаться довольно часто. Весьма актуальным представляется также осуществление регионального мониторинга редких видов фауны.

    В региональные Красные книги, как правило, вносятся редкие для данной территории, сокращающиеся в численности или находящиеся под угрозой исчезновения таксоны (виды и подвиды), а также таксоны, включенные в Красные книги более обширных территорий. Исходя из этих принципов, в настоящее издание Красной книги Ставропольского края включены, в числе прочих, все встречающиеся на территории края таксоны фауны, внесенные в Красную книгу РСФСР (1988),а также все таксоны фауны, внесенные в Красные книги РСФСР (1983), СССР (1984), России (2000).

    Красная книга края содержит сведения о численности, распространении, основных чертах биологии, лимитирующих факторах, принятых и необходимых мерах охраны для 179 таксонов природной фауны, подлежащих охране на всей территории края. Из них 77 — членистоногих, 2 — миноги, 14 — рыб, 4 — земноводных,14 — пресмыкающихся, 47 — птицы, 21 — млекопитающих.

    Кроме таксонов, соответствующих перечисленным выше критериям, приводится список видов животных в их классических местонахождениях, в которых они в прошлом впервые были зафиксированы учеными и описаны. Популяции таких видов в классических местонахождениях требуют охраны как эталонные, имеющие большую научную ценность.

    Как любая работа по оценке состояния природных ресурсов, Красная книга Ставрополья является опытом отражения этого состояния в конкретный временной интервал и поэтому не претендует на исчерпывающую полноту и завершенность. Публикация книги является этапом организации практической охраны включенных в нее видов. Далее предстоит работа по контролю за состоянием их популяций, более углубленное изучение биологии, распространения и численности таксонов, а в случае необходимости - разработка дополнительных мероприятий по их сохранению. В ходе этой работы неизбежно выявление новых видов, требующих включения в ту или иную категорию, а также изменение статуса ранее известных видов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    По страницам Красной книги Алтайского края

    На данном классном часе учащиеся знакомятся с Красной книгой Алтайского края, путешествуя по её страницам....

    Методическая разработка внеклассного занятия "Красная книга Кубани"

    Цель: познакомить детей с «Красной книгой Кубани».Задачи:1. Познакомить детей с Красной  книгой  Краснодарского края , растениями  и животными, которые в нее внесены;2. Учить дете...

    Красная книга Ставропольского края (презентация)

    Работа выполнена обучающимися 1-Г класса по теме "Растения". УМК "Планета знаний", предмет: окружающий мир...

    Свидетельство о публикации конспекта классного часа "По страницам Красной книги Алтайского края

    Классный час в форме путешествия по страницам Красной книги Алтайского края"...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру. Тема: «На страницах Красной книги»

    Углубить представление о Красной книги, расширить знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповедники и заказники)....

    Презентация "Растения из Красной книги Ставропольского края"

    Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира и на внеклассных мероприятиях....

    растения из Красной книги Ставропольского края

    Презентация. В ней помещены фотографии растений, которые находятся на грани исчезновения по вине людей....