Рабочая программа (7 класс) по коррекционному обучению (8 вид) по биологии
рабочая программа по окружающему миру
Рабочую программу +календарно-тематическое планирование рекомендую учителям, занимающимися с детьми с ОВЗ 8 вид (домашнее обучение). Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_7_klass_biologiya.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
- Личностные планируемые результаты
Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Предметные планируемые результаты
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; - осознавать основные принципы объединения объектов в различные группы; понимать элементарную иерархию изучаемых объектов и явлений; - знать правила поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы; знать правила здорового образа жизни в объеме программы; взаимодействовать с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях; - описывать особенности состояния своего организма; -находить информацию в дополнительных источниках (по заданию педагога); - владеть полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях; - использовать знания и умения для получения новой информации по заданию педагога. | - обобщенные представления и «предпонятия» об объектах неживой и живой природе, организме человека; - осознавать основные взаимосвязи в природе, между природой и человеком, в организме человека; - знать способы самонаблюдения, описания своего состояния, самочувствия; - знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; - объяснять происходящие явления и описывать состояние объекта и его изменение в неживой и живой природе, в организме человека; - пользоваться дополнительными источниками информации, в том числе ЭОР (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники); - описывать состояние функционирования органов, их систем, всего организма (у меня колит в области сердца, когда я поднимаю портфель); - самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействовать с изученными объектами с учетом имеющихся знаний; - владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях; - переносить сформированные знания и умения в новые ситуации, ориентироваться на имеющиеся знания и умения с целью личной предпрофессиональной ориентировки. |
- Содержание учебного предмета
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
№ п п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во ч часов | Из них | |
Практических р работ | Экскурсий | |||
1 | Введение | 2 | 1 | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями | 6 | 1 | 1 |
3 | Многообразие растительного мира | 5 | 2 | 1 |
4 | Бактерии | 1 | ||
5 | Грибы | 3 | ||
итого | 17 | 3 | 3 |
Введение (2 ч)
Инструктаж по технике безопасности. Значение растений в природе.
Общее знакомство с цветковыми растениями (6 ч)
Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Многообразие растительного мира (5 ч)
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Практическая работа Строение клубня картофеля.
Бобовые Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком. Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Практические работы (3 ч)
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Экскурсия — «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение — живой организм».
3. Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс (17 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата |
Введение. Растения вокруг нас | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником. | 1 | Мир растений богат и многообразен. Чтобы проще было его изучать, ученые объединяют растения в группы. Растения почти полностью обеспечивают жизнь человека. Велика роль растений и для природы. | |
2 | Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений. | 1 | Растения необходимо охранять. Это обязанность каждого человека. Запись и зарисовка растений в тетрадях, ответы на вопросы учителя. | |
Общее знакомство с цветковыми растениями | ||||
3 | Строение растения. Строение цветка. | 1 | Растение – живой организм. Оно состоит из корня, стебля, листьев, цветков и плодов. Внутри плодов созревают семена. Каждая часть имеет определенное значение для растения. Лабораторная работа: «Строение цветкового растения». | |
4 | Опыление цветков. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян | 1 | Опыление это перенос пыльцы их тычинок на пестик. Без опыления не образуются плоды и семена. Различают два вида опыления: перекрестное и самоопыление. Перекрестное опыление происходит с помощью насекомых и ветра. | |
5 | Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. | 1 | Корневая система растений образована главными, боковыми и придаточными корнями. Различают стержневую и мочковатую корневые системы. Корни с помощью корневых волосков высасывают из почвы воду и минеральные соли, удерживают растение в почве, накапливают в себе питательные вещества, а у некоторых служат размножению. Корнеплод и корнеклубень – это видоизменение корней. | |
6 | Внешнее строение листа. Дыхание растений | 1 | Лист состоит из листовой пластинки. Часто у него есть черенок. Листья растений разнообразны по форме, способам прикрепления к стеблю, жилкованию, количеству листовых пластинок на общем черенке. По жилкам листа передвигаются вода и растворенные в ней питательные вещества. Растение, как и любой живой организм, дышит. При дыхании оно поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. При дыхании расходуется часть питательных органических веществ, за счет этого происходит выделение углекислого газа, воды и тепла. | |
7 | Строение стебля. Значение стебля в жизни растений. | 1 | В стебле различают четыре слоя: кору, камбий, древесину и сердцевину. Стебли травянистых и древесных растений различают по толщине и твердости, но выполняют одинаковую работу Стебель служит опорой для всего растения. По нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества. Так стебель связывает между собой подземные и надземные части растения. Стебель придает растению форму, красоту и служит его размножению. | |
8 | Взаимосвязь частей растения. Проверочная работа. | 1 | Растение целостный организм, все части которого взаимосвязаны. От состояния одной части зависит состояние другой. Для жизни растению необходимы кислород, углекислый газ, тепло, свет, вода, которые оно берет из окружающей среды. Человек научился создавать для растений хорошие условия, чтобы получать высокие урожаи. | |
Многообразие растительного мира. Многообразие голосеменных растений | ||||
9 | Голосеменные. Хвойные растения | 1 | Голосеменные растения не имеют цветков и не образуют плодов. Их семена созревают в шишках и лежат на чешуйках голо. Среди голосеменных хорошо распространенны хвойные, листья которых – хвоя – имеют вид иголок. Почти все хвойные – древесные растения. Они имеют ценную древесину и используются человеком в хозяйственной деятельности. | |
10 | Мхи. Папоротники. | 1 | Мхи – многолетние травянистые растения. Они растут только во влажных местах. Тело мха состоит из стебля и листьев. Ни корней, ни цветков, ни плодов, ни семян у мхов нет. Размножаются мхи спорами. Из мха сфагнума образуется торф. Папоротники – нецветковые растения. Они растут во влажных участках леса. У папоротников есть корневище с придаточными корнями, укороченный стебель и листья. Размножаются папоротники спорами. Из древних папоротников, живших много миллионов лет тому назад, образовался каменный уголь. | |
Многообразие растительного мира. Многообразие цветковых растений | ||||
11 | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. | 1 | По количеству семядолей в семени цветковые растения делятся на два класса: однодольные и двудольные. Признаки однодольных: одна семядоля в семени, параллельное и дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая системы. Признаки двудольных: две семядоли в семени, сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система. | |
12 | Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. | 1 | Злаковые, или просто злаки, - травянистые растения. У них мочковатая корневая система. Стебель в нутрии пустой. Такой стебель называется соломой. У большинства злаковых цветки собранны в соцветие колос. В цветке злаковых чашечка и венчик заменены тремя чешуйками каждый. К злаковым относятся ценные хлебные культуры. | |
13 | Бобовые. Общие признаки бобовых. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | 1 | Бобы и горох – однолетние растения. В цветке 5 чашелистиков, 5 лепестков венчика, 10 тычинок, 1 пестик. Плод – боб. Корень стержневой. Выращиваются как пищевые растения. Особенно ценной пищевой культурой является горох. | |
Бактерии | ||||
14 | Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов. Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Бактерии – мельчайшие живые организмы разнообразной формы. Есть бактерии брожения, гниения и болезнетворные. Они играют как положительную, так и отрицательную роль. Знание особенностей этих живых организмов помогает человеку использовать их в хозяйственной деятельности и бороться с ними. | |
Грибы | ||||
15 | Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. | 1 | Шляпочные грибы – многолетние организмы. Они состоят з грибницы и плодового тела. Грибница располагается в верхнем слое ленной почвы. Из нее ежегодно образуется плодовое тело. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки. В шляпке созревают мельчайшие споры. Грибы размножаются спорами и грибницей. | |
16 | Промежуточная аттестация. | 1 | Выполнение итоговой (годовой контрольной работы) | |
17 | Растение – живой организм | 1 | Подведение итогов учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Развитие речи» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Русский язык» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Окружающий мир» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Литературное чтение» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида.Дети с ограниченными возможностями здоровья (F - 70).ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Общая ха...