Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема:  Государственный бюджет

Цели урока:  - познакомить с государственным бюджетом;

- сформировать новые понятия бюджет, доход, расход, налоги;

- выделить составляющие части бюджета доход, расход, показать их взаимосвязь;

- обучить переносу знаний о бюджете в повседневные ситуации;

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики.

Планируемые результаты:

-личностные: развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

-предметные: объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Оборудование: А.А. Плешаков. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях, М, Просвещение,2013, проектор, презентация к уроку, карточки для групповой работы.

                                                          Ход урока

  1. Этап самоопределения к деятельности
  2.  Актуализация знаний

                  Учитель. На прошлом уроке мы изучили тему «Деньги». Давайте проверим, что вы запомнили. Заполните кроссворд.

                   На доске(слайд 2)

                      1. Прямой обмен одних товаров на другие.

                      2. Название бумажных денег.

                      3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

                     4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь.    

                     5…… товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.

                     6. Деньги за труд – это заработная ………. .

                      Проверка на доске.

   Какое слово открылось в нашем кроссворде?

                   Дети: Слово бюджет.

  III. Постановка учебной задачи

                       Самоопределение к учебной деятельности

                  У.А что обозначает это слово?

                 Д. Не знаем.

                 У. Что нужно сделать, чтобы узнать значение слова?

                Д. Обратиться к словарю.

                У. Верно. А как думаете, слово бюджет – русское или пришло  из другого языка? Какой словарь мы должны посмотреть? (слайд 3)

                Д. Словарь иностранных слов.

                У. Действительно, это слово пришло к нам из английского языка и обозначает « денежная сумка».

                   А теперь заглянем в Толковый словарь русского языка и прочитаем значение данного слова.

                    « План, в котором учитываются денежные доходы и расходы за определённый период времени ( месяц, год)».

                 У. Какое определение более понятно?

                  - Итак, бюджет – это план доходов и расходов. В экономике принято различать два вида бюджета: государственный и семейный. (слайд 4)

                    Как вы думаете, с каким из этих понятий мы сегодня познакомимся.

                 Д. Наверное, с государственным, потому что все наши семьи живут в государстве и зависят от государства. (слайд 5)

                 У. Верно! Тема нашего урока – « Государственный бюджет». На этом уроке мы с вами выясним, что обозначает понятия « доходы и расходы бюджета». Итак, мы выяснили, что бюджет – это………

                Д. План доходов и расходов.

                У. Чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета», предлагаю провести небольшое творческое исследование в ходе игры «Бюджет».

                IV. Открытие нового знания

                Часть1. «Доходы  бюджета»

                  В каждой группе лежат карточки, прочитайте свои роли и скажите, как вы получаете доход?

                  Например :  Группа №1-  учителя, врачи, полицейский ,   получили зарплату за февраль месяц.

                                       Группа №2  -  выиграли в лотерею 100 тысяч рублей.

                                       Группа №3–  пищекомбинат  перед праздником 8 Марта  получил большую прибыль от продажи тортов.

                                       Группа №4 – заведующая аптеки, получила прибыль от продажи лекарств.

                                       Группа №5 – частный предприниматель Салона красоты получил доход от оказания парикмахерских  услуг.

                                       Группа №6 – гостиница получили доход от проживания большой группы иностранных туристов.

                                      Группа №7 -  комбинат Алабуга Соте получили доход  от продажи  молочной продукции.

               У. Давайте представим, что это сумка – это государственный бюджет. Соответственно, вы – граждане государства, которые получили доходы или прибыль. Должны государству заплатить налог.

                 У. Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Согните   карточку ровно по полоске и оторвите. Сколько частей у вас получилось?

                У. Большую часть оставьте себе, а меньшую  положите в сумку. Итак, какую часть вы  вернули мне : большую или меньшую?

                Д. Меньшую. Это часть называется налог.

                У. Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению? Почему?

                Д. Наверное, по принуждению. Потому что по желанию возвращать налоги будут не все, и государство денег недополучит. (слайд 6)

                У. Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации  обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

                Д. Налогоплательщик. (слайд 7)

                У. Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

                Д. Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

                У. Умницы! Значит, когда вы возвращали налоги, кем вы были?

                Д. Налогоплательщиками.

                У. Замечательно! Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

                Д. Налоговые инспекторы.

                У. Налоговые инспекторы у нас сидят в конце класса и контролируют ваши действия. Господа инспекторы, все ли налогоплательщики сдали налоги?

                Кто сможет закончить мою мысль: доходы государства – это…..

                Д. Налоги с граждан и предприятий. (слайд 8)

                У.Итак, налоги поступили в бюджет. Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

                Д. Потом их расходуют. (слайд 9)

                   Часть вторая нашей игры-исследования – «Расходы бюджета»

                   У государства  много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в них. Давайте вместе выясним, что это за сферы.

                    Итак, Руководитель пищекомбината.  Объясни, нужны тебе деньги из государственного бюджета? Почему?

             Д. Нет, не нужны. Мы выпускаем продукцию и получаем прибыль от продажи.

                 Далее по очереди отвечают другие.

            У. Куда государство расходует деньги?

                  Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

           Д. Учителя, воспитатели, врачи, милиционеры. (слайд 10)

 У. Итак, как вы думаете, кто распоряжается бюджетом страны. Давайте определим, как мы её будем расходовать.

             

Название учреждения

Вариант 1

Вариант 2

1

Министерство образования

2

Министерство здравоохранения

3

Пенсионный фонд

4

Наука и культура

5

Армия и милиция

6

Экологический фонд

7

Социальные выплаты

Итого

                  - Распределяет Государственная Дума.  Представьте вы ГД. Ваша задача распределить бюджет.Как вы думаете, кто из них раньше  других  должен  получить средства и в каком количестве?

                 ( Распределяем средства и обязательно окажется, что средств не хватило.)

                 - Почему же так получилось, что денег хватило не всем?

                Д. Мы не посчитали общую сумму дохода.

                У. Подумайте, что произойдёт, если это случится в государстве на самом деле?

                Д. Люди не получат зарплату, школы, больницы и прочие организации вынуждены будут прекратить свою работу, что в целом ухудшит жизнь граждан государства.

                У. Как избежать такой опасности?

                Д. Нужно посчитать средства.

                У. Верно. Не зря же говорят: « Денежки счёт любят». Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит в кошелёк  из различных источников и сколько будет истрачено на разные нужды.

                       Давайте перераспределим средства между отраслями так, чтобы хватило всем. Но особо нуждающиеся получили больше.

                             У нас 1000 условных единиц.

Название учреждения

Вариант 1

Вариант 2

1

Министерство образования

2

Министерство здравоохранения

3

Пенсионный фонд

4

Наука и культура

5

Армия и милиция

6

Экологический фонд

7

Социальные выплаты

Итого

                       Итак, сколько средств у нас имеется?  Распределим их по отраслям и остаётся ……… . Отдадим  их особо нуждающимся. Кому?

                       Легко ли  выделить особо нуждающиеся сферы? Почему?

                        Все ли доходы мы израсходовали?

                Д. Да.

                У. Значит, в нашем бюджете доходы….

                Д. Равны  расходам.

                У. А теперь подведём небольшой итог нашей игры. Скажите, какая ситуация  самая правильная для бюджета страны?

                Д. Доходы больше расходов, доходы равны расходам.

                 Физкультминутка  

Все это рассматривается для человека.

- Зарплата человека? (доход)

- Ремонт автомобиля? (расход)

- Покупка лекарств? (расход)

- Стипендия? (доход)

- Пенсия? (доход)

- Посещение музея? (расход)

- Покупка продуктов? (расход)

- Государство продаёт нефть в соседние государства (доход)

-Наша страна закупила молочные продукты в Белоруссии(расход)

-Россия оказала гуманитарную помощь Украине (расход)

                VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

                Представим ,что мы студенты экономического факультета и нам нужно сдать экзамен.

                 

Билет 1. Что обозначает слово

               бюджет в переводе с

               английского  языка?

Билет 5. Как называют деньги,

            которые поступают

             в бюджет?

Билет 2. Как называют

            платежи, которые

            граждане и  

            организации обязаны

           отдавать государству?

Билет 6. Как называют деньги,

             которые тратят из

             бюджета?

Билет 3. Как называют

           человека, который  

            платит налоги?

Билет 7.

На какие сферы государство

расходует деньги из бюджета?

               

Билет 4.  Кто контролирует

             уплату  налогов?

Билет 8. Какой бюджет считается

            лучшим?

Билет 9.  Как называется план

             доходов и

             расходов?

Билет 10. Кто распределяет бюджет нашего города?

                VII. Рефлексия

                Творческая работа (работа по группам).

«В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь. В конце каждого года собирал он Царскую Думу, чтобы выслушать доклад о бюджете царства на следующий год. Царь всегда знал, что бюджет его государства сбалансирован, то есть доходы равны расходам, поэтому сидел и скучал. И вдруг прямо на заседание Царской Думы явился гонец из тридесятого царства с предложением заключить договор о торговле между царствами на год. Царь даже подпрыгнул от радости. Он быстро прикинул, что доходы царства станут больше. А Царская Дума призадумалась: перераспределить средства или расходовать на что-то новое?»

– Ваша задача – помочь министрам перераспределить бюджет царства или предложить новую статью расхода поступивших средств

• Заяц, лиса и медведь поспорили, кто из них лучше торговать умеет. Заяц за день продал 5 корзин малины и получил 100 рублей. Лиса – 3 корзины и тоже получила 100 рублей, а медведь – 4 корзины и получил 110 рублей. Кто выиграл спор?

                  VIII. Подведение итогов

   - Какую тему изучали на уроке? Что такое государственный бюджет? Что вы нового для себя узнали? Для чего нужен государственный бюджет? Достиг ли ты поставленных целей? Понравился тебе урок?

                 

        

Виды расходов

Сумма

1

2

3

4

5

        

               1. Прямой обмен одних товаров на другие.________________

               2. Название бумажных денег. _____________

 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ______________________

                     4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь._______________________

   

                     5.________ товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.

                     6. Деньги за труд – это заработная _________________

               1. Прямой обмен одних товаров на другие.________________

               2. Название бумажных денег. _____________

 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ______________________

                     4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь._______________________

   

                     5.________ товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.

                     6. Деньги за труд – это заработная _________________

               1. Прямой обмен одних товаров на другие.________________

               2. Название бумажных денег. _____________

 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ______________________

                     4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь._______________________

   

                     5.________ товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.

                     6. Деньги за труд – это заработная _________________

               1. Прямой обмен одних товаров на другие.________________

               2. Название бумажных денег. _____________

 3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги. ______________________

                     4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь._______________________

   

                     5.________ товара указывает, на какое количество денег его можно обменять.

                     6. Деньги за труд – это заработная _________________

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

Конспект урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России: Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» 2-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города З...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России».

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема: "Россия на карте". УМК «Школа России»....

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...