Вода - необыкновенное вещество
материал по окружающему миру

Козорезова Ольга Николаевна

·         Образовательные: познакомиться со свойствами воды;учить определять три состояния воды в природе; упражнять в проведении опытов и наблюдений(попытаться удивить детей «очевидностью» ещё одного  замечательного свойства воды, которое они  не замечали: вода в природе одновременно может  находиться  в трёх  состояниях- жидком, твёрдом и газообразном)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Вода - необыкновенное вещество

Цель:

  • Образовательные: познакомиться со свойствами воды;учить определять три состояния воды в природе; упражнять в проведении опытов и наблюдений(попытаться удивить детей «очевидностью» ещё одного  замечательного свойства воды, которое они  не замечали: вода в природе одновременно может  находиться  в трёх  состояниях- жидком, твёрдом и газообразном)
  • Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

  • Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(Личностные УУД)
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД)
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Оборудование:проектор, тесты, колбы с водой, лед, лупы, учебники  «Окружающий мир» Плешаков, рабочие тетради

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Объясняют, как они понимают смысл девиза.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

- Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»  (Слайд 1)

- Как вы понимаете смысл девиза сегодняшнего урока?

Совместно договариваться о правилах общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

2. Проверка изученного материала

Работают самостоятельно с тестами.

Взаимопроверка. Оценивают работу своего соседа.

Дает устную инструкцию работы с тестом.

Организует выполнение учащимися взаимопроверку.

Верно ли высказывание?

(+ да)  (- нет)

1. Солнце - тело неживой природы.__

2.Все тела имеют форму цвет размер.__

3.Точно перечислить все вещества на свете нельзя, так как их создание человеком продолжается в настоящее время? __

4. Правда ли, что стрекоза  -  тело живой природы__ , а осина тело неживой природы? _

5.Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом? _

 - Поменяйтесь работами со своим соседом.

- Проверьте ответы с доски. (Слайд 2,3 )

  • кр. - без ошибок
  • зел. - 1-2 ошибки
  • син.- 3и более

- Оцените работу своего соседа.

Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной

форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Учить отличать верно выполненное задание от неверного (Регулятивные УУД)

3.Актуализация знаний

Отгадывают загадки.

Читает загадки.

- Отгадайте загадку:

- В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять

- Что в руках не удержать? (воду)

-Что общего в этих отгадках? (Слайд 4

Учиться высказывать свое предположение

(Регулятивные УУД)

4.Формулировка темы урока, постановка цели.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель.

Организует формулировку темы

цели урока детьми.

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?(о воде)

- Откройте учебники на с.53

- Внимательно прочитайте тему урока.

- Кто сможет сформулировать цель урока? (в чем заключается необыкновенность воды...)

(Слайд 5)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

5.Формирование новых знаний

Работают в группах.

(коллективно обсуждают свойство воды, когда задание выполнено и дети готовы озвучить,  показывают готовность условным знаком)

Работают с учебником.

в группах.

Рассматривают

иллюстрацию.Высказывают своё предположение.

Делают вывод.

Дает задание.

По слайдам контролирует и дополняет ответы учащихся.

- Перечислите свойства воды вы знаете? (без цвета, без вкуса и запаха, текучая, прозрачная, принимает форму сосуда)

 -Задание:

1гр. - перечислить известные свойства воды в твердом состоянии.(лед: без запаха, без цвета, легче воды, тает при нагревании, хрупкий)

2гр. - перечислить известные свойства воды в жидком состоянии

(без запаха, без цвета, при нагревании расширяется,

при охлаждении           сжимается, вода - растворитель, принимает форму сосуда)

- Проверьте свои ответы со слайдами.

 (слайд ,6,7,8,9)

- О каком свойстве воды мы не сказали? (газообразном)

- Что вы знаете об этом свойстве?

- А как вы думаете, может ли вода  в природе одновременно  находиться  в трёх  состояниях?

-  Чтобы ответить на мой вопрос рассмотрите рисунок в учебнике с.53.(можно использовать лупу)

- В каком состоянии находится вода?

- Что необычного вы заметили? (вода в природе одновременно может   находиться  в трёх  состояниях- жидком, твёрдом и газообразном).

- Докажите. (1.На поверхности реки лед и снег - твердое состояние.

2.Подо льдом и снегом - вода в жидком состоянии.

3.Над рекой - мельчайшие частицы водяного пара -газообразное)

- Вывод: вода в природе одновременно может   находиться  в трёх  состояниях- жидком, твёрдом и газообразном.

-В воздухе всегда есть вода. Это водяной пар и облака, которые состоят из очень мелких капелек воды и кристалликов льда.

-Давайте попробуем обнаружить этот водяной пар в нашем классе.

Уметь слушать и понимать смыл других. (Коммуникативные УУД)

Учить выполнять различные роли в группе -лидера, исполнителя. (Коммуникативные УУД)

Учить находить ответы на вопросы, используя ранее полученную информацию. (Познавательные УУД)

Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. (Регулятивные УУД).

Умение делать вывод (Познавательные УУД)

6. Практическая работа.

Физ.минутка.

                          Проводят опыт.

Выполняют физ.минутку.

Работают в группах. Каждая группа делает свое наблюдение.

Создает  условия  для постижения новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).

- Проведем опыт.

- Сухую стеклянную банку наполняем кубиками льда. Плотно закрываем банку крышкой. Оставим на несколько минут.

Физ.минутка.

- Что вы заметили? (на внешней стороне   банки  образовались капли воды)

 - Откуда они взялись?  (Воздух, соприкасаясь с холодными стенками банки, охлаждается.

 Невидимый пар (газ), который всегда находится в воздухе,            преобразуется в капельки воды. Они и оседают на стенки банки)

Оценивание результата выполненного задания      (Познавательные УУД)       

7.Контролирующее задание  

Самостоятельно работают в тетрадях.

Консультанты помогают детям, у которых возникли трудности. Оценивают работу группы.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в тетрадях.

Организует работу консультантов.

-Откройте тетради на печатной основе с.22, з.31

- Прочитайте задание.

 - Что вам нужно выполнить? (внимательно прочитать текст, заполнить пропуски на свободных линиях)

- Консультанты после завершения работы помогут,  тем кому необходима помощь.

Уметь работать по предложенному плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8. Закрепление нового

Работают в учебнике с.54 -55.

Находят ответ на вопрос заданный учителем.

Ставит вопрос перед началом работы.

 - Где еще в природе встречается вода?(в жидком состоянии заполняет океаны, моря, озера...

В твердом в виде льда, в холодных морях - айсберги)

Находить ответы на вопросы, используя учебник. (Познавательные УУД)

9.Проектная деятельность.

Защита проекта "Айсберги".

Показ учащимся "ледяной модели айсберга"

Организует на восприятие нового материала.

Слушает и поправляет комментарии учащихся.

- Послушайте презентацию ученицы.

- Прокомментируйте ее.

- Задайте если есть вопросы.

Учить слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Учить давать оценку деятельности одноклассников. (Регулятивные УУД).

10.Итог

Отвечают на вопросы учителя.

Организует проверку отличать новое от изученного.

- Какие  свойства воды мы уже знали до сегодняшнего урока?

- А с каким новым свойством мы познакомились сегодня? (вода может находиться в одном месте в трех состояниях)

Учить  отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует самооценку учебной деятельности.

-  Какая тема урока была?

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                   знаю

Я                 запомнил

 смог                                                        

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

12. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Дает краткое указание

(Слайд 10)

Уметь работать по предложенному плану  (Регулятивные УУД).

Литература:

1. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Краснова.  Наш мир. Методическое пособие. Москва. Академкнига /Учебник.

2 Урок-презентация по предмету "Окружающий мир". Тема: "Вода". 4-й класс

http://festival.1september.ru/articles/564528/

3.Рамка для презентации www.0lik.ru/uploads/posts/2008-09/1220555345_0lik.ru_sea-kopija.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаешь – говори, Не знаешь– слушай .

Слайд 2

Верно ли высказывание? (+ да) (- нет) 1. Солнце - тело неживой природы. + 2. Все тела имеют форму, цвет, размер. + 3.Точно перечислить все вещества на свете нельзя, так как их создание человеком продолжается в настоящее время? +

Слайд 3

4. Правда ли, что стрекоза - тело живой природы + , а осина тело неживой природы? - 5. Все вещества состоят из мельчайших частиц невидимых глазом? +

Слайд 4

Знаешь – говори, Не знаешь– слушай .

Слайд 5

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает . А как наскучит ей летать , На землю падает опять.

Слайд 6

Знаешь – говори, Не знаешь– слушай .

Слайд 7

Вода – необыкновенное вещество.

Слайд 8

Свойства воды 2. Безцветна 1. Прозрачна

Слайд 9

Свойства воды 4. Вода течёт. (свойство - текучесть) 3. Без запаха

Слайд 10

Свойства воды 5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Слайд 11

Свойства воды 6. Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Слайд 12

Знаешь – говори, Не знаешь– слушай .

Слайд 13

Домашнее задание: Учебник:с.53 -55 Рабочая тетрадь : с.22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока.Окружающий мир. Тема:" Вода-необыкновенное вещество"

Конспект урока. Окружающий мир. Тема: "Вода-необыкновенное вещество или вода-растворитель" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

урок окружающего мира «Вода – необыкновенное вещество»

Урок окружающего мира предлагается в виде технологической карты. Урок расчитан на средний уровень учеников 3 класса по программе "Перспективная начальная школа". Полностью соответствует ФГОС....

Конспект урока "Вода необыкновенное вещество"

Конспект урока по окружающему миру...

Интегрированный урок "Вода-необыкновенное вещество" Киноурок.

Технологическая карта интегрированного урока "Вода-удивительное вещество". Учащиеся выступают в роли научных сотрудников. Они исследуют 4  образца воды, занося результаты в таблицу....

Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды

Проект на тему Вода - удивительное вещество. Свойства воды...