Урок-путешествие "Откуда к нам в дом приходит вода и куда она уходит?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Бурыгина Ольга Сергеевна

Этот урок  проводился совместно с будущими первоклассниками, которые пришли на наш открытый урок, чтобы увидеть своих товарищей, которые уже учатся в школе. Детсадовцы принимали активное участие в уроке, отвечали на вопросы, участвовали в проведении опытов. Урок построен в форме путешествия воды от водоёма до водопровода. Ребята увидели, как очищается вода на станции очистки, узнали об очистных сооружениях, куда попадает отработанная человеком вода. Провели опыты по загрязнению воды и её очистки с помощью фильтра. Дети сделали вывод, что вода - наше богатство и необходимо её беречь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Цели урока:

  1. Узнать, как в наши дома попадает вода и куда она уходит.
  2. Наглядно проследить путь воды.
  3. Опытным путём увидеть, как загрязняется вода и как её можно очистить.
  4. Рассказать о значении пресной воды и необходимости её беречь.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, но очень важный. У нас в гостях ваши младшие товарищи, которые на следующий год тоже станут первоклассниками. Давайте поприветствуем наших гостей.

II. Подготовка к восприятию. 

  1. Слушание стихотворения

Вы слыхали о воде? 
Говорят, она везде! 
В луже, в море, в океане, 
И в водопроводном кране. 
Как сосулька, замерзает, 
В лес туманом заползает. 
Ледником в горах зовётся, 
Лентой серебристой вьётся. 
Мы привыкли, что вода - 
Наша спутница всегда! 
Без неё нам не умыться, 
Не наесться, не напиться. 
Смею я вам доложить: 
Без неё нам не прожить!

2. Ведение в тему

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)

- Что вы сами знаете по теме урока?

- Всё ли нам известно?

- Хотите узнать больше?

- Прочитайте, что  предлагает Муравьишка нам узнать по теме урока и чему научиться.

- Итак, что мы будем делать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний.

- Посмотрите на глобус.

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус.)

- Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым.)

- Почему?

- Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете о воде? Какая она?

1. Составление ассоциативного куста

- Ребята,а кому нужна вода?(Человеку, растениям, животным.)

- Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования. (СЛАЙД 1.)

Вывод:  Вода нужна животным, растениям и конечно человеку. (СЛАЙД 2.)

- А как мы используем воду?

- Ребята послушайте, кто так сказал: (СЛАЙД 3.)

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам,
Стыд и срам.

- Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр».)
– Для чего моется человек? (
Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.)

– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа– организм плохо дышит. Грязные руки– появляются микробы в организме.)

-Для чего нужна чистота?
Вывод:  Правильно, чистота – залог здоровья.

2.Мотивация учащихся. (Дети показывают сценку.)

- Послушаем разговор двух мальчиков.

- Привет, Ваня! А что ты такой весёлый?

-Да я сейчас с другом так здорово играл. Набрали целую ванну воды и пускали кораблики! А потом пошли на улицу.

-А кран закрыли?

-А зачем? Воды и так много! Пусть течёт, потом закроем…

-Как вы оцениваете поведение друзей? Хорошо ли они поступили?

Вывод: Воду нужно экономить.

3. - Действительно, воды на Земле много. А какая вода бывает на вкус?

(Чай – сладкий, а если соль добавить в воду - то солёная.)

- Где ещё вода солёная?

- Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?

- А много ли пресной воды,то есть той, которую мы пьём,на Земле? (СЛАЙД 4)

- Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода солёная.

Вывод: Значит, что нужно делать с пресной водой? (Беречь.)

IV. Постановка проблемы урока.

К нам сегодня на урок пришла Капелька (Повесить изображение на доску.)

- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (Ответы детей.) (СЛАЙД 5)

- Все знаете, как вода попала в дом?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 6)

Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, дай водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди: "Хватит к речке на поклон ходить!"(СЛАЙД 7)

 Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. (СЛАЙД 8)

 

Так пришёл в дом водопровод. Теперь он в каждом городском доме, в каждой городской квартире. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. Начинается водопровод далеко за городом. (СЛАЙД 9)

1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)

-Давайте посмотрим, как показан в учебнике «путь воды».

- Где же начало пути Капельки?

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_14.png

-Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке?

-Проследите: куда именно попадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (Вода грязная,в ней может быть мусор,в ней живут рыбы, растут водоросли,в ней микробы.)

- Можно пить воду из реки? (Нет, можно заболеть.)

2. - У самого начала водопровода ставят решётку. Ничего лишнего она в трубу не пропускает, в том числе, конечно, и рыб. А воду – пожалуйста, сколько угодно. (СЛАЙД 10)

И течёт, течёт вода по трубам, но пока ещё не в дома. Направляют её на станцию очистки, чтобы воду избавить от того, чего не смогла задержать речная решётка, - от крошечных песчинок, частичек глины. Здесь стоят громадные баки, через которые вода течёт очень медленно, и весь мусор успевает осесть на дно. (СЛАЙД 11)

Но и эта вода ещё не совсем чистая. Если посмотреть на капельку в микроскоп – прибор, который всё увеличивает во много-много раз, - чего в ней только нет! Целый зоопарк микробов! Вот почему воду на очистительной станции обеззараживают. (СЛАЙД 12)

Для этого воду пропускают через песок, камушки, а ещё добавляют в воду немного обеззараживающего вещества – хлора, и дезенфицируют воду ультрафиолетовыми лампами. (СЛАЙД 13)

 3. -Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку (Повесить картинку на доску.)

- Какой  становится вода после применения: после стирки, мытья рук, мытья посуды?

-Куда же она девается?

Темным цветом на рисунке проследите путь грязной воды (Опять в очистные сооружения и только потом опять в реку.)

Вывод: - Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (Чтобы не навредить жителям водоёма.)

4. Постановка проблемы на уроке

- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.

- Какая вода в 1 стакане? Как вы думаете, откуда она? (Чистая. Из водопровода.)

- А эта вода какая, откуда она? (Грязная. Из фильтра.)

- Кто поселился в этом стакане? (Злючка – Грязнючка.)

-Подумайте, почему у неё такое имя? Кому она может принести вред? (Несёт зло нашему здоровью.)

-Что мы можем сделать с этой водой? (Очистить.)

-Давайте проведём Злючку-Грязнючку через «лечебницу», - через фильтр, и когда она очистится и подобреет, отпустим ее в реку. Согласны?

V. Практическая работа: проведение опытов, показывающих загрязнение воды и её очистку.

1.Работа в научной лаборатории.

Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.

1 группа. Главный исследователь -…

2группа. Главный исследователь -…

3 группа. Главный исследователь - ….

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой.)

-Какая вода должна быть в стаканчике сначала?

-Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой). Выполните задание.

– Что вы пронаблюдали?

Вывод: (Вода стала грязной.)

1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

2 группа, чем вы загрязнили? (песком)

3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)

Итак, мы с вами увидели, что вода загрязняется по-разному.

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт.

- Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через неё воду.

- Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод: Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр.)

Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

Сравним очищенную воду?

- У всех ли одинаково очистилась вода?

Вывод: Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

VI. Первичное закрепление

1. Работа в печатных тетрадях

 - Скажите, где мы с вами живём? (В городе.)

- Откуда вода приходит в дом? (Из реки, по трубам, по водопроводу.)

Капелька просит вас повторить путь воды. (В тетради. Стр.38).

(Два человека у доски вывешивают рисунки в правильной последовательности.)

- Разложите в нужном порядке, показав правильный путь воды от реки в дома (1 чел.) https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_16.png https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_17.png https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_18.png

-А теперь постройте цепочку выхода воды из домов (1 чел.)

 https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_19.png https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_20.png https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_21.png

- Сверьтесь с доской, кто нарисовал стрелки правильно, поднимите руки.

VII . Осознание и осмысление учебного материала

- Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду.)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Для этого существуют станции очистки воды.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 14)

VIII. Закрепление учебного материала.

Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?

- Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?

- Как нужно относиться к воде?

IX. Творческая работа в группах.

- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Вам надо её оживить. Сделайте это каждый по-своему! (СЛАЙД 15)

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_12.jpeghttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2018/05/14/v_5af8bd2b766ca/v99716042_1_13.png

 (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют)

X. Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

- А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).

- Сравните выводы. Что вы можете сказать.

-Как надо относиться к воде?

 Вывод: (Воду нужно беречь! Вода - это жизнь!)

- Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно. (СЛАЙД 16)

6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!

Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

XI. Рефлексия.

С каким настроением вы закончили урок? (Пальчики.)

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...

"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...

урок по ООМ "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

А.А.Плешаков 1 класс " Откуда в наш дом приходит вода?"...

Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит?

Подробный сценарий урока с практической работой (опыт)....

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....