Занятие внеурочной деятельности во 2 классе "Растения и животные Курской области".
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Данное занятие составлено в соответствии с ФГОС НОО и рассчитано на 40 минут. На занятии применялись технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбереающая и игровая технологии. Были использованы словесные , наглядные и практические методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность: «Я - гражданин»
Тема: «Растения и животные Курской области»
Цели: расширить знания детей о растениях и животных Курской области, о местах их обитания; формировать экологическое представление детей об окружающем мире; развивать познавательный интерес к природе родного края, потребность общения с природой и окружающим миром; развивать в детях ответственность за сохранность природы.
Планируемые результаты.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, оценивать своюработу.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, видеоматериалов, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «родина», «природа», уважать и любить природу своей родины, формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Основные методы: стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных, интерактивный, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, Web камера, микрофон, акустическая система.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, и мы начинаем наш урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Садитесь.
- А теперь настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
- Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Давайте их вспомним.
1) Не выкрикиваем.
2) Не перебиваем друг друга.
3) Мы слышим друг друга.
4) Учимся работать сообща.
А теперь всё внимание на меня.
2. Актуализация знаний.
И вширь, и вдаль легла земля родная,
Где каждый уголок ее хорош;
Но нет в судьбе милей родного края,
В котором ты родился и живешь.
Лежит земля, согретая заботой,
Что дарят ей крестьянские сыны,
Пропитанная кровью, жарким потом,
От наших дней до самой старины.
Ты славою своей известна звонкой
С времен былинных, видно неспроста,
Родная моя курская сторонка –
России соловьиные места.
- О чём говорится в этом стихотворении?
- О нашей малой родине – Курской области.
- Какие чувства вложил автор в это стихотворение?
- Автор любит свою малую родину. Он гордится её историей, красотой природы, её жителями.
- А чем, по вашему мнению, гордится Курская область?
- Она гордится Коренной пустынью, Курской битвой, Курской магнитной аномалией, своими соловьями, антоновкой.
3. Целеполагание и мотивация.
- Действительно, наша Курская область – удивительное место. Она расположена в центре европейской России. Её территория почти 30 000 квадратных километров. Сегодня на занятии мы совершим заочное путешествие по Курской области и познакомимся с растениями и животными, обитающими в ней.
4.Основная часть занятия «Растения и животные Курской области».
- Природа Курского края богата и разнообразна. Тут можно встретить леса и степи, реки и болота. Основными представителями растительного мира лесов являются: дуб, липа, ель, сосна, берёза, клён, вяз, ясень, рябина.(слайды 2-6)
- В лесах можно встретить много кустарников: орешник, шиповник, боярышник, тёрн. (слайды 7-8)
- Очень красивы травянистые растения: гусиный лук, медуница, колокольчик, ландыш. (слайды 9-10)
- А теперь я предлагаю вам проверить свою внимательность и сыграть в игру «Угадай растение». Вы увидите на экране веточки растений и по ним угадаете их названия. (слайды 11-15)
- Берёза, дуб, липа, рябина, шиповник.
- Люди всегда очень бережно относились к лесу. Они считают его своим другом. Почему? Как лес помогает людям?
- В лесу люди собирают лекарственные растения, заготавливают на зиму дрова. Летом и осенью люди собирают в лесу грибы и ягоды. Лес является прекрасным местом отдыха. А самое главное, леса – это «лёгкие планеты». Они вырабатывают кислород.
- Совершенно верно. Леса играют очень важную роль в жизни людей, и мы должны сделать всё, чтобы лесов становилось как можно больше. Чем же мы можем помочь лесам?
- Мы должны соблюдать правила поведения в лесу, не ломать растения, не разорять птичьих гнёзд, всегда тушить костёр, если мы его разжигали, убирать за собой мусор, сажать новые деревья и кустарники.
- Курская область славится своими лугами - прекрасными сенокосными угодьями. (слайд 16)
- На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, одуванчик, мышиный горошек. (слайды 17-19)
-А как человек использует луга?
- Люди заготавливают сено, чтобы кормить зимой своих домашних животных, собирают лекарственные растения. Очень часто на лугах или рядом с ними пчеловоды устанавливают ульи с пчёлами, чтобы получить вкусный и полезный цветочный мёд.
- Славится Курская область и своими степями – огромными территориями, покрытыми травянистой растительностью. (слайд 20)
- Особенно степь красива летом, когда расцветают степные тюльпаны, маки, шалфей, тонколистый пион, ковыль. (слайды 21-23)
- Люди со всей России и из-за рубежа специально приезжают в Центрально – Чернозёмный биосферный заповедник имени Алёхина, чтобы полюбоваться этой красотой.
5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру. Я называю растения Курской области, а вы поднимаете руки вверх, если это дерево; ставите руки на пояс, если это кустарник; приседаете, если это травянистое растение.
- Берёза, медуница, шиповник, шалфей, липа, тонколистый пион, орешник, гусиный лук, ясень, колокольчик, ель, боярышник, ландыш, рябина, ковыль.
6.Продолжение основной части занятия «Растения и животные Курской области».
- Вы познакомились с растительным миром Курской области, увидели, насколько он богат. А теперь я предлагаю вам познакомиться с животным миром нашего края. В Курской области обитают 59 видов животных. Предлагаю начать знакомство с лесных животных. Внимательно посмотрите видео и назовите животных, которые не обитают в Курской области.
Просмотр видео «Лесные животные» с сайта «Умный ребёнок».
- Какие же из этих животных не водятся в Курской области?
- В Курской области не водятся медведи, бурундуки, росомахи, олени, соболи.
- А каких лесных животных Курского края вы запомнили?
- Белка, ёж, ласка, заяц, кабан, лось, лиса, косуля, мышь, хорёк, барсук, ласка, волк.
- Вы познакомились с лесными животными. Кого же можно встретить в степи?
В степях водятся: суслики, хомяки, сурки, ящерицы. (слайды 24-25) Иногда встречаются и змеи.
- А вот обитатели луга вам хорошо знакомы. Это пчелы, шмели, бабочки, различные жуки, кузнечики. (слайды 26-29)
- На реках можно встретить ондатр и бобров.(слайд 30)
- В Курской области насчитывается 265 видов птиц. Сейчас мы проведём игру «Угадай птицу по голосу» и узнаем, насколько хорошо вы знаете наших курских птиц.
- Я предлагаю вам внимательно прослушать пение некоторых из них и определить кто это. (слайды 31-35)
- Аист, жаворонок, кукушка, филин, соловей.
- Какая из этих птиц является живым символом Курского края?
- Соловей.
- А каких ещё птиц Курской области вы знаете?
- Грачи, скворцы, дятлы.
-Как мы зимой можем позаботиться о птицах?
- Мы должны вывешивать кормушки, насыпать в них корм.
-Как они летом нас отблагодарят?
- Они будут радовать нас своими песнями, будут уничтожать вредных насекомых.
- В нашей области протекает 176 рек. В них водится 32 вида рыб. Сейчас мы проверим, кто из вас хороший рыбак. Отгадайте загадки про рыб.
1) Он всем рыбам говорил:
– Я к зиме зароюсь в ил,
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил – не грязь,
А зовут меня ... (карась) (слайд 36 )
2) В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (щука). (слайд 37)
3) На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом) (слайд 38)
4) Он колючий, но не еж,
А речная рыба …. (ёрш) (слайд 39)
- Каких ещё рыб, живущих в Курских водоёмах, вы ещё знаете?
- Краснопёрка, линь, пескарь, окунь.
- А теперь я предлагаю проверить, насколько вы внимательны. На рисунке спрятались животные. Найдите и назовите их. (слайд 40)
- Лось, белка, филин, медведь, оленёнок, ёжик, заяц, кукушка, мышь, дятел.
- Какие из этих животных лишние и почему?
- Медведи и олени не водятся в Курской области, поэтому на этом рисунке они лишние.
- Ребята, вы увидели, насколько богата и разнообразна природа Курского края. Как много растений и животных обитают на её просторах. И только от нас зависит, смогут ли любоваться этой красотой наши потомки.
Люди вырубают леса, распахивают степи, строят дороги, оставляют мусор после своего отдыха в лесу и на реке, бездумно жгут траву, охапками рвут цветы, вытаптывают целые поляны. Это приводит к уменьшению численности животных и растений.
Очень редко сейчас можно встретить на водоёмах белую кувшинку и жёлтую кубышку, чёрного коршуна и водяную курочку, выхухоль и чёрного аиста. Этот список можно продолжать. (слайды 41-43)
- А как мы можем помочь сохранить удивительную природу Курской области?
- Мы можем сажать новые растения, охранять и беречь уже растущие. Мы должны подкармливать птиц и диких животных зимой. Мы не должны оставлять мусор и непогашенные костры в лесу. Мы должны как можно больше узнавать сами о животных и растениях Курской области и рассказывать о них другим.
7.Рефлексия
- Наше заочное путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам подвести небольшой итог и продолжить предложения.
Сегодня на занятии я узнал…
На этом занятии я похвалил себя за…
Сегодня мне захотелось…
- А закончить наше занятие я бы хотела ещё одним стихотворением.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
- Ребята, берегите природу! Спасибо за работу!
Список используемой литературы
1. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» : 1 класс.- 3-е изд. – М.: ВАКО 2007.
2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд.- М.: Просвещение 2006.
3. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.
4. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/04/picture-137813-1365067459.jpg)
разработка занятия внеурочной деятельности "Удивительные животные" (проект)
конспект занятия ВУД "Удивительные животные". Завершающий этап проекта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-319251-1382166742.jpg)
Презентация "Редкие животные Курской области"
Данный материал может использоваться на уроках математики для составления задач....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493069-1412617517.jpg)
Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"
Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493069-1412617517.jpg)
Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"
Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...
Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."
В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1281002-1603305036.jpg)
Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» (для учащихся начальных классов) "Птицы Белгородской области"
На данном занятии обучающиеся научатся выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-895476-1487498775.jpg)
Конспект занятия внеурочной деятельности «Курсковедение» тема " Курск в годы Великой Отечественной войны"
Конспект занятия разработанный в рамках программы "КУрсковедение" с использованием рабочей тетради. Данный конспект может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, посвященно...