Занятие внеурочной деятельности во 2 классе "Растения и животные Курской области".
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Узелова Лидия Евгеньевна

Данное занятие составлено в соответствии с ФГОС НОО и  рассчитано на 40 минут. На занятии применялись технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбереающая и игровая технологии.  Были использованы словесные , наглядные и практические методы обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_i_zhivotnye_kurskoy_oblasti.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность: «Я - гражданин»

Тема: «Растения и животные Курской области»

Цели: расширить знания детей о растениях и животных Курской области, о местах их обитания; формировать экологическое представление детей об окружающем мире; развивать познавательный интерес к природе родного края, потребность общения с природой и окружающим миром; развивать в детях ответственность за сохранность природы.

Планируемые результаты.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, оценивать своюработу.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде иллюстрации, видеоматериалов, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «родина», «природа», уважать и любить природу  своей родины, формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Основные методы: стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстративных, интерактивный, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, Web камера, микрофон, акустическая система.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Прозвенел  звонок, и мы начинаем  наш  урок. Я  улыбнусь  вам, и  вы  улыбнитесь  друг  другу  и  подумайте, как  хорошо, что  мы  сегодня  все  вместе. Мы  спокойны, добры, приветливы. Мы  все  здоровы. Глубоко  вдохните  и  выдохните. Выдохните  вчерашнюю  обиду, злость, беспокойство. Забудьте  о  них. Вдохните  в  себя  свежесть  зимнего  дня, тепло  солнечных  лучей. Я  желаю  вам  хорошего  настроения  и  бережного  отношения  друг  к  другу. Садитесь.

- А  теперь  настроимся  на  работу – откроем  наши  ладошки  новым  знаниям и  произнесём  волшебную  фразу:  «Я  хочу  много знать!»

- Но  в  любом  деле  необходимо  соблюдать  определённые  правила. Давайте их вспомним.                

1)   Не  выкрикиваем.

2)   Не  перебиваем  друг  друга.

3)   Мы  слышим  друг  друга.

4)   Учимся  работать  сообща.

А теперь всё внимание на меня.

2. Актуализация знаний.

И вширь, и вдаль легла земля родная,            

Где каждый уголок ее хорош;

Но нет в судьбе милей родного края,

В котором ты родился и живешь.

Лежит земля, согретая заботой,

Что дарят ей крестьянские сыны,

Пропитанная кровью, жарким потом,

От наших дней до самой старины.

Ты славою своей известна звонкой

С времен былинных, видно неспроста,

Родная моя курская сторонка –

России соловьиные места.

- О чём говорится в этом стихотворении?

- О нашей малой родине – Курской области.

- Какие чувства вложил автор в это стихотворение?

- Автор любит свою малую родину. Он гордится её историей, красотой природы, её жителями.

- А чем, по вашему мнению, гордится Курская область?

- Она гордится Коренной пустынью, Курской битвой, Курской магнитной аномалией, своими соловьями, антоновкой.

3. Целеполагание  и мотивация.

- Действительно, наша Курская область – удивительное место. Она расположена в центре европейской России. Её  территория  почти 30 000 квадратных километров. Сегодня на занятии мы совершим заочное путешествие по Курской области и познакомимся с растениями и животными, обитающими в ней.

4.Основная часть занятия  «Растения и животные Курской области».

- Природа Курского края богата и разнообразна.  Тут  можно  встретить  леса  и  степи, реки  и  болота.  Основными представителями растительного мира лесов являются: дуб, липа, ель, сосна, берёза, клён, вяз, ясень, рябина.(слайды 2-6)

- В лесах можно встретить много кустарников: орешник, шиповник, боярышник, тёрн.  (слайды 7-8)

- Очень красивы травянистые растения: гусиный лук, медуница, колокольчик, ландыш.  (слайды 9-10)

- А теперь я предлагаю вам проверить свою внимательность и сыграть в игру «Угадай растение». Вы увидите на экране веточки растений и по ним угадаете их названия.    (слайды 11-15)

- Берёза, дуб, липа, рябина, шиповник.

- Люди всегда очень бережно относились  к лесу. Они считают его своим другом. Почему? Как лес помогает людям?

- В лесу люди собирают лекарственные растения, заготавливают на зиму дрова. Летом и осенью люди собирают в лесу грибы и ягоды. Лес является прекрасным местом отдыха. А самое главное, леса – это «лёгкие планеты». Они вырабатывают кислород.

- Совершенно верно. Леса играют очень важную роль в жизни людей, и мы должны сделать всё, чтобы лесов становилось как можно больше. Чем же мы можем помочь лесам?

- Мы должны соблюдать правила поведения в лесу, не ломать растения, не разорять птичьих гнёзд, всегда тушить костёр, если мы его разжигали, убирать за собой мусор, сажать новые деревья и кустарники.

- Курская область славится своими лугами - прекрасными сенокосными угодьями. (слайд 16)

- На них растут: тимофеевка луговая, тысячелистник, клевер ползучий, одуванчик, мышиный горошек. (слайды 17-19)

-А как человек использует луга?

- Люди заготавливают сено, чтобы кормить зимой своих домашних животных, собирают лекарственные растения. Очень часто на лугах или рядом с ними пчеловоды устанавливают ульи с пчёлами, чтобы получить вкусный и полезный цветочный мёд.

- Славится Курская область и своими степями – огромными территориями, покрытыми травянистой растительностью. (слайд 20)

- Особенно степь  красива летом, когда расцветают степные тюльпаны, маки, шалфей, тонколистый пион, ковыль.  (слайды 21-23)

- Люди со всей России и из-за рубежа специально приезжают в Центрально – Чернозёмный биосферный заповедник имени Алёхина, чтобы полюбоваться этой красотой.

5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру. Я называю растения Курской области, а вы поднимаете руки вверх, если это дерево; ставите руки на пояс, если это кустарник; приседаете, если это травянистое растение.

- Берёза, медуница, шиповник, шалфей, липа, тонколистый пион, орешник, гусиный лук, ясень, колокольчик, ель, боярышник, ландыш, рябина, ковыль.

6.Продолжение основной части занятия  «Растения и животные Курской области».

- Вы познакомились с растительным миром Курской области, увидели, насколько он богат. А теперь я предлагаю вам познакомиться с животным миром нашего края. В Курской области обитают 59 видов животных. Предлагаю начать знакомство с лесных животных. Внимательно посмотрите видео и назовите животных, которые не обитают в Курской области.

 Просмотр видео «Лесные животные» с сайта «Умный ребёнок».

- Какие же из этих животных не водятся в Курской области?

- В Курской области не водятся медведи, бурундуки, росомахи, олени, соболи.

- А каких лесных животных Курского края вы запомнили?

- Белка, ёж, ласка, заяц, кабан, лось, лиса, косуля, мышь, хорёк, барсук, ласка, волк.

- Вы познакомились с лесными животными. Кого же можно встретить в степи?

В степях водятся: суслики, хомяки, сурки, ящерицы. (слайды 24-25)  Иногда встречаются и змеи.

- А вот обитатели луга вам хорошо знакомы. Это пчелы, шмели, бабочки, различные жуки, кузнечики. (слайды 26-29)

- На реках можно встретить  ондатр и бобров.(слайд 30)

- В Курской области насчитывается 265 видов птиц. Сейчас мы проведём игру «Угадай птицу по голосу» и узнаем, насколько хорошо вы знаете наших курских птиц.

- Я предлагаю вам внимательно прослушать пение некоторых  из них и определить кто это.  (слайды 31-35)

- Аист, жаворонок, кукушка, филин, соловей.

- Какая из этих птиц является живым символом Курского края?

- Соловей.

- А каких ещё птиц Курской области вы знаете?

- Грачи, скворцы, дятлы.

-Как мы зимой можем позаботиться о птицах?

- Мы должны вывешивать кормушки, насыпать в них корм.

-Как они летом нас отблагодарят?

- Они будут радовать нас своими песнями, будут уничтожать вредных насекомых.

- В нашей области протекает 176 рек. В них водится 32 вида рыб. Сейчас мы проверим, кто из вас хороший рыбак. Отгадайте загадки про рыб.

1)  Он всем рыбам говорил:

      – Я к зиме зароюсь в ил,

      Буду спать в нём до весны

      И смотреть цветные сны.

      Я не хрюшка, ил – не грязь,

      А зовут меня ... (карась)                            (слайд 36 )

2)  В бинокль злюку разгляжу

      И капитану доложу.

      Знают все прекрасно —

      С ней играть опасно:

      Зубы острые как нож,

      Лучше ты ее не трожь!     (щука).             (слайд  37)            

3)  На дне, где тихо и темно,

      Лежит усатое бревно.       (сом)                (слайд  38)

4)  Он колючий, но не еж,

      А речная рыба …. (ёрш) (слайд 39)

- Каких ещё рыб, живущих в Курских водоёмах, вы ещё знаете?

- Краснопёрка, линь, пескарь, окунь.

- А теперь я предлагаю проверить, насколько вы внимательны. На рисунке спрятались животные. Найдите и назовите их. (слайд 40)

-        Лось, белка, филин, медведь, оленёнок, ёжик, заяц, кукушка, мышь, дятел.

- Какие из этих животных лишние и почему?

- Медведи и олени не водятся в Курской области, поэтому на этом рисунке они лишние.

- Ребята, вы увидели, насколько богата и разнообразна природа Курского края. Как много растений и животных  обитают на её просторах. И только от нас зависит, смогут ли любоваться этой красотой наши потомки.

Люди вырубают леса, распахивают степи, строят дороги, оставляют мусор после своего отдыха в лесу и на реке, бездумно жгут траву, охапками рвут цветы, вытаптывают целые поляны. Это приводит к уменьшению численности животных и растений.

Очень редко сейчас можно встретить на водоёмах белую кувшинку и жёлтую кубышку, чёрного коршуна и водяную курочку, выхухоль и чёрного аиста. Этот список можно продолжать. (слайды 41-43)

- А как мы можем помочь сохранить удивительную природу Курской области?

- Мы можем сажать новые растения, охранять и беречь уже растущие. Мы должны подкармливать птиц и диких животных зимой. Мы не должны оставлять мусор и непогашенные костры в лесу. Мы должны как можно больше узнавать сами о животных и растениях Курской области и рассказывать о них другим.

7.Рефлексия

- Наше заочное путешествие подошло к концу. Я предлагаю вам подвести небольшой итог и продолжить предложения.

Сегодня на занятии я узнал…

На этом занятии я похвалил себя за…

Сегодня мне захотелось…

- А закончить наше занятие я бы хотела ещё одним стихотворением.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились, живём с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

- Ребята, берегите природу! Спасибо за работу!


Список используемой литературы

1. Фефилова Е. П., Поторочина Е. А., Дмитриева О. И. «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» : 1 класс.- 3-е изд. – М.: ВАКО 2007.

2. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальных классов. -7-е изд.- М.: Просвещение 2006.

3. Заповедные уголки соловьиного края. Центрально-Черноземный заповедник им. проф. В.В. Алёхина. Воронеж: Ц-Ч книжное изд-во, 1987.

4. Природа Курской области и её охрана. Выпуск первый и второй / Под ред. Р.В. Кабановой. - Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1985, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия внеурочной деятельности "Удивительные животные" (проект)

конспект занятия ВУД "Удивительные животные". Завершающий этап проекта....

Презентация "Редкие животные Курской области"

Данный материал может использоваться на уроках математики для составления задач....

Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"

Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...

Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"

Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...

Занятие по внеурочной деятельности "Природа вокруг нас. Животные."

В этом занятии обобщаются все знания о животных, полученные на уроках окружающего мира в 1 классе....

Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» (для учащихся начальных классов) "Птицы Белгородской области"

На данном занятии обучающиеся научатся выделять отличительные признаки птиц, определять птиц Белгородской области....

Конспект занятия внеурочной деятельности «Курсковедение» тема " Курск в годы Великой Отечественной войны"

Конспект занятия разработанный в рамках программы "КУрсковедение" с использованием рабочей тетради. Данный конспект может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, посвященно...