Главные вкладки

    Экосистема
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Протопопова Ирина Юрьевна

    Урок окружающего мира в 3 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekosistema_3_klass.docx33.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРЕДМЕТ:  ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР.

    Учитель: Протопопова Ирина Юрьевна

    Категория: первая

    Класс: 3     2017-2018 учебный год

    Дата:14 ноября 2017 г.

    Тема: «Повторим экосистемы» (обобщение по теме «Экосистема») с использованием национального регионального компонента

    Вид урока: игровой.

    Система: «Школа – 2100»

    Вид работы: работа в группах.

    Формы и методы: 1.сингапурские технологии: МЭНЭДЖ МЭТ  и «Микс-Фриз-Груп»,

    2. групповая работа

    ЦЕЛИ УРОКА

    МИНИМУМ  И  МАКСИМУМ

    -организовать повторение темы «Экосистема»:

    -формировать знания об экосистеме Удмуртии

    -Формировать умения работать в группе, строить доверительные отношения, обосновывать собственную точку зрения;

    -содействовать пониманию учащимися роли человека в экосистеме

    МИНИМУМ: экосистема, сообщество, цепь питания.

    Повторяем: биосфера, потребители разрушители, производители, круговорот веществ, Удмуртская Республика

    Экосистемы: озера, болота, луга,

    - леса, (деревья, кустарники, травы)

    - поле (искусственная экосистема)

    МАКСИМУМ:

    - связь биосферы и экосистемы

    -экосистема Удмуртии

    - проточные и бессточные озера, планктон

    - образование торфа, сплавина

    - злаки

    -движение веществ по стеблю

    - удобрения, культурные растения, сорняки, биологические способы борьбы с вредителями.

    ПОДГОТОВКА:

    1. Презентация
    2. На доске отрывок таблички «ЛЕС», «ЛУГ», «ОЗЕРО», «БОЛОТО»

    НАГЛЯДНОСТЬ:

    Фотографии животных и растений – обитателей экосистем болота, луга, леса, озера

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Ноутбук, проектор

    Планируемые результаты:

    1. Личностные:

     - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности, принятие образца «хорошего ученика»;

    - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

     - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

    2. Регулятивные.

     - принимать и сохранять учебную задачу;

     - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

     - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

     - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    - вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

    3. Познавательные.

     - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

     - осуществлять анализ объектов;

    - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

     - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

     - обобщать на основе выделения сущностной связи;

     - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

    4. Коммуникативные.

     - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

      - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

     - формулировать собственное мнение и позицию;

     - строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

    ХОД   УРОКА.

    Этап урока

    Ход урока

    Время

    Кто отвечает

    1.Организационный этап.

    Приветствие учащихся и гостей урока, проверка готовности учеников к уроку, деление на группы

    Сегодня мы работаем в группе. Повторим правила работы в группе: работать дружно, уважать мнение своих товарищей. Если группа выполнила задание и готова отвечать – подаете условный знак, обговорите его и покажите всем

    1 минута

    2. Ориентировочно-мотивационный


    Постановка цели и задач урока.

    Ребята, на каждом столе лежит лист бумаги со стихотворением. Прочитайте его, и сформулируйте в таблице тему нашего урока.

    Каждый куст берегите, ребята.

    Где росток, ты увидишь какой,

    Может вырасти дуб в три обхвата.

    Березняк иль малинник густой.

    А уж сколько орехов и ягод

    Так, пожалуй, считать – не сочтешь.

    Свято помни, что лес – наша радость

    Вместе с лесом и сам ты растешь.

    Ответы учащихся   (ПОВТОРИМ ЭКОСИСТЕМЫ)

    Подпишите лист успешности и  на шкале (техника «Волшебные линеечки») оцените ваши знания по теме

    Сформулируем цели нашего урока, используя листы-подсказки.

    ВСПОМНИМ…

    Больше узнаем…

    Экосистема, болото, поле, луг, лес, озеро, разрушители, производители, потребители,

    Действительно мы с вами сегодня вспомнить ,что такое экосистема, поговорим  об экосистемах болота, поля, луга, леса и озера

    3 минуты

    2 минута

    2 минут

    Участник группы под №2

    Участник группы под №3

    3.Практический этап урока

    Каждой группе я загадаю загадки, которые вы должны отгадать, отгадки на доске, вам необходимо найти её и прикрепить к листку с названием экосистеме к которой она относится, а правильность выполнения работы определяют ваши товарищи из других групп  сигналом руки (Техника «Сигнал руки»). Прикрепляет участник команды под номером 4

    Загадка для первой группы:

    За деревьями, кустами
    Промелькнуло быстро пламя.
    Промелькнуло, пробежало,
    Нет ни дыма, ни пожара.                                        (Лиса)

    Загадка для второй группы:

    Маленький рост,
    Длинный хвост.
    Серая шубка,
    Острые зубки.                               (Мышь.)

    Загадка для третьей группы:

    Хвостом виляет,
    Зубаста, а не лает.                         (Щука)

    Загадка для первой группы:

    Скачет зверушка –
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка.                        (Лягушка.)

    Загадка для второй группы:

    Тонкий клюв у этой птицы.
    Ноги тонкие, как спицы.
    Он росточком невелик,
    Где болото, там - …                      (Кулик)

    Загадка для третей группы:

    Я красная , я кислая,

    На болоте я росла.

    Дозревала под снежком,

    Ну-ка кто со мной знаком?                          (клюква)

    Загадка для первой группы:

    Я из крошки-бочки вылез

    Корешки пустил и вырос,

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок,

    Ничего, что плод мой мелок                            (дуб)

    Загадка для второй группы:

    Ползает наоборот

    Задом наперед.

    Всё под водой

    Хватает клешнёй.                                    (рак)

    Загадка для третей группы:

    На лугу живёт скрипач,

    Носит фрак и ходит вскачь                 (кузнечик)

    – Все ребята, молодцы! Отгадали загадки верно!

     Каким одним общим словом можно назвать места обитания этих животных и растений? (Экосистема.)

    Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, в которой живые и неживые организмы совместно поддерживают круговорот.)

    А какие экосистемы нашего края  вы знаете?  (болото, поле, луг, лес, озеро)

    Молодцы! Я предлагаю вам представить, что вы являетесь членами экологического общества. Сейчас мы отправимся в экосистемы Удмуртии. Будем путешествовать с помощью синего конверта. Он перед вами. Возьмите этот конверт, достаньте лист с заданием. Охарактеризуйте свою экосистему по данным вопросам. 

    I группа.

    1. Почему лес называют сложной экосистемой?
    2. Из каких «этажей» состоит лес?
    3. Назовите обитателей леса. Чем они питаются?
    4. Почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой?

    II группа. 

    1. Как возникает болото?
    2. Кто входит в сообщество болота?
    3. Как происходит образование торфа на болоте?
    4. Что сохраняет болото от высыхания?

    III группа. 

    1. Что такое озеро?
    2. Какие «профессии» живых организмов встречаются в экосистеме озера?
    3. Что произойдёт постепенно с озером?
    4. Какое озеро зарастёт быстрее проточное или бессточное?

     

    Сейчас послушаем характеристики экосистем, которые дадут члены общества под номером 1. Остальным членам группы можно дополнять ответы.

    5 минут

    2 минуты

    3 минуты

    5 минут

    Участник группы под №4

    Участник группы под №1

    4.Физкультпауза

    Сейчас отдохнем, поиграем в игру «Паутина жизни». Я задаю вопросы, тот, кто ответил, берет в руки клубок ниток.

    1. Клейкие почки

    Зеленые листочки

    С белой корой стоит под горой      (береза)

    2.Кто питается листьями березы?    (Гусеница)

    3.кто питается древесиной березы?     (Жук-короед)

    4.На каких деревьях еще живет могут жить жуки –короеды?   (дуб)

    5.Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?    (да)

    6.какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева?        (почва и вода)

    7.Какую роль в природе выполняют береза и дуб?      (перерабатывают углекислый газ в кислород)

    8. Представителями какой «профессии» в экосистеме являются береза и дуб?   (Производители «Кормильцы»).

    9.Кто питается плодами дуба?                      (белки, кабаны, свиньи, бурундуки)

    10. Представителями какой «профессии» в экосистеме они являются?   - (Потребители, «Едоки»)

    11.Представителями какой экосистемы являются дуб, береза, кабан, белка?    (лес)

    Посмотрите, какая паутина у нас получилась, она символизирует многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

    5 минут

    5. Практический этап урока

    (продолжение)

    Возьмите со стола листочки бумаги, загните 1/3 часть назад, запишите каждый по 2 вопроса по теме «Экосистема» и ответы к ним.

    Движение по классу под музыку (сингапурская технология «Микс-Фриз-Груп»)

    (включить музыку)

    1.Первыми задают вопрос, те, кто выше ростом (15 секунд), меняемся – 15 секунд. Поменялись листочками.

    2.Первыми задают вопрос те, у кого волосы длиннее, (по 15 секунд)

    3.Первыми задают вопросы те, у кого пуговиц больше (по 15 секунд) 

    Составить  синквейн со словом «Экосистема»

    1 минута

    2 минуты

    Участник группы под №3

    6.Рефлексия

    (подведение итогов урока)

    Наш урок подошел к концу.

    Прошу вас заполнить свои листы успешности (техника «Навигатор»)

    Передаем лист успешности товарищу, сидящему справа

    Вернули листы, подводим итоги.

    На шкале отметьте, каковы теперь  ваши знания темы «Экосистема». Кто поднялся по шкале выше поднимите свои листы. (собрать листы успешности)

    Прошу выразить ваше эмоциональное состояние на уроке при помощи смайликов

    5 минут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

    Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

    Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

    Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

    Анимационный кроссворд по окружающему миру "Экосистема"

    Анимационный кроссворд "Экосистема" по окружающему миру по программе "Школа 2100" к разделу "Наша планета Земля" (2 класс)...

    План-конспект урока по теме "Экосистема леса"

      Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы  леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...

    Экосистема Черного моря

    Интегрированный урок (английский язык - окружающий мир) в рамках недели Черного моря....

    для детей "Экосистема Черного моря"

    личные касрточки для детей...

    презентация к уроку "Экосистема Черного моря"

    презентация к интегрированному уроку "Экосистема Черного моря"...