Тема: Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Тема:  Моря, озера и реки России.4 класс,окружающий мир, УМК «Школа России» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.mir09.10.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир, УМК «Школа России»

Учитель: Доржиева С.Ц.

Класс: 4 «в»

Дата: 09.10.2019

Тема:  Моря, озера и реки России.

Тип: комбинированный

    Цель: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

    Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
  • Способствовать развитию у учащихся нравственных качеств: чувства любви к Родине, гордости за Родину.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.

Здоровьесберегающие:

Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Ученик получит возможность:
  • Сформировать представление о морях, озёрах и реках России.
  • Познакомиться с географическим положением рек.
  • Совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России.
  • Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы.

Метапредметные

  • Познавательные:
  • Ученик получит возможность:
  • научиться  ориентироваться в своих знаниях,
  • находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
  • научится использовать жизненный опыт,
  • извлекать информацию из дополнительных источников.
  • Регулятивные:
  • Ученик получит возможность:
  • определять и формулировать тему и цель урока,
  • планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
  • вносить коррективы в план действий.
  • Коммуникативные:
  • Ученик получит возможность:
  • научиться  оформлять свои мысли в устной форме,
  • слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Личностные

  • Ученик получит возможность:
  • проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей;
  • формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
  • понимать настроение, чувства других.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 4 класс (1 часть),  рабочая тетрадь (1 часть), конверты с заданиями.

ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация, физическая карта России.

Ход урока

Этапы урока, методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности.Орг.момент.

- Вы готовы? Стол в порядке? (Да)
Начинается урок - окружающий мир. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

Настроиться на работу, проверить готовность к уроку.

Л: принять образ хорошего ученика.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод.

-беседа

Диалоговый

Повторение изученного материала. 
- Какая тема была прошлого урока? (
Равнины и горы России)

- Давайте повторим.

1) Самые высокие горы России? (Кавказские)

2) Что за гора изображена на фото? (Эльбрус)Слайд1.

Почему говорят: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал»?

3) Где находится Ильменский заповедник? (На Урале)

- А сейчас возьмите листы с тестами на с. 19 и решите тест по этой теме.

Принимать участие в диалоге с учителем

Показ на карте

Работа в парах.

Решать тест

К: активно слушать

Л: положительная  самооценка.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Объяснительно-иллюстративный

Прогнозирование

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2) -  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

-  Ребята,  я  предлагаю  отгадать  загадку,  которая  поможет  вам  определить

тему нашего урока.  

              Я и туча, и туман, 

              И ручей, и океан, 

              И летаю, и бегу, 

              И стеклянной быть могу!  (Вода)  (Слайд 2)

«Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!»

-Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить И сегодня следующий этап изучения природы нашей Родины

.Чтобы узнать, какая это тема, я предлагаю отгадать загадку, которая поможет вам ее определить.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода) 

- Ребята, посмотрите на снимок Земли, сделанный из космоса. (Слайд 2) Какой цвет здесь преобладает? Почему?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Какую поставим цель?

Участвовать в обсуждении данного вопроса,

отвечать на вопросы,

формулировать тему

ставить цели урока

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: понимать информацию представленную в данном тексте

Р: определять цель учебной деятельности самостоятельно

IV.Открытие нового знания

Объяснительно-иллюстративный

Словесный метод

- беседа

- рассказ

Наглядный метод

- демонстрация

Работа по группам .Выборочная работа.

Физ. Минутка

Практический

Частично-поисковый

- На нашей планете много воды. Вода покрывает 70% всей поверхности планеты. Сегодня мы отправляемся в путешествие по водным просторам нашей страны.

– Что называют водными просторами? (Слайд )

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд )

– Сколько океанов на нашей планете? (Океанов всего 5: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океан., Южный Показ по карте Слайд )

– Какой океан самый маленький и какой океан самый глубокий. 

  Работаете по алгоритму.

1.Какие моря омывают берега России?

2. Интересные сведения

3.Что общего у всех морей? (из книги)

Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Слайд )

  • Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океана: Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море.

Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете?  

На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море.  О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу».

–         Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах?

  • Сколько всего морей омывают Россию?

   Физ. Минутка

Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. Сколько на земле озер? Слайд  На территории России около 2млн.озер. Их называют голубыми глазами Земли. Самое большое озеро по территории Каспийское из –за больших размеров его называют Морем. Желтый магнит прикрепляю.

Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, максимальная глубина — 1025 м. В него впадают 130 рек. Самые крупные из них – Волга и Терек. (Слайды  

  • Какое озеро вам уже знакомо?

Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайды )

Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». В Ладожском озере – Дорога жизни,берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит  город Санкт-Петербург. (Слайды

Ладожское Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни.

Чудское озеро На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище

.– Какое озеро самое большое в мире?

- Чем озера отличаются от морей? (у моря есть выход к океану)

5. Реки(Слайд

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Прочитайте о самых больших реках России в книге.стр68. Найдите на карте реки Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур.

  • Почему города строятся на реках?
  • Наш город на какой реке построен?

Самостоятельная работа. 

 1 вариант – реки Восточно-Европейской равнины.

  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Средне-cибирского плоскогорья. 

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Нужно правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 6–9)

1группа - Тихий океан.

2группа.- Северный ледовитый океан.

3группа - Атлантический океан.

Рассказ сопровождается показом на карте,

- Моря Северного Ледовитого океана  очень холодные, они покрываются льдами.

А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

Она соленая и непригодна для питья

11.

(у моря есть выход к океану)

Повторять движения

Отвечать на вопросы

Работать с карточками в парах

Слушать учителя

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

К: уметь выслушивать своего товарища

Л:Уметь производить самоконтроль

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный.

Самостоятельная работа

Проверим, как вы запомнили материал.

Выполните задание №2 в рабочей тетради.

Вместе проверим.

1) Баренцево, Чукотское, Лаптевых, Карское, Белое Восточно-Сибирское (слайд )

2) Охотское, Японское, Берингово  (слайд )

3) Балтийское, Черное, Азовское  (слайд )

Найдите и закрасьте название крупнейших рек в упражнении №4. Какие это реки? (Енисей, Волга, Обь, Амур, Лена) стр 35

Работать с тетрадью

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П: понимать информацию представленную в данном тексте

VI. самостоятельная работа с самопроверкой

А сейчас выполните задание №3 и вместе проверим.

а) да                                в) нет. Ладожское     д) да

б) нет. Байкал                г) да

Работать с тетрадью

Р:Уметь производить самоконтроль

VII. Включение в систему знаний и повторение

Словесный метод

- беседа

Практический метод

- упражнение

Репродуктивный

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 

Дополнять предложения, работать с картой

П: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

К: уметь выражать свое мнение

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный метод

- беседа

– Вот завершилось наше путешествие

- У кого были затруднения?

Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?

Какие сведения показались наиболее интересными?

Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

- Всем спасибо, урок окончен!

Отвечать на вопросы

Подводить итоги

Р: оценка своей работы

К: уметь выражать свое мнение

IX.Итог урока

Дома вам нужно будет прочитать в учебнике с. 66-69, рабочая тетрадь № 1,5,6

Тест

1.   Наш город расположен на…

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

     б) Восточно-Европейской равнине;

     в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

     а) вулканы Камчатки;

     б) Кавказские горы;

     в) Уральские горы.

Самые высокие горы России – это…

     а) Саяны;        

     б) Алтай;

     в) Кавказские горы;

     г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

     а) холмистая равнина;

     б) плоская равнина.

     в)плоскогорье

Покажите на карте, прикрепите 2- Восточно-Европейская равнина

5. В список Всемирного наследия включены…

      а) вулканы Камчатки;

      б) Саяны;

      в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен…

      а) на Кавказе;

      б) в Саянах;

      в) на Урале.  

  равнина

-

Тест

1.   Наш город расположен на…

     а) Средне-Сибирском плоскогорье;

     б) Восточно-Европейской равнине;

     в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли назвали…

     а) вулканы Камчатки;

     б) Кавказские горы;

     в) Уральские горы.

Самые высокие горы России – это…

     а) Саяны;        

     б) Алтай;

     в) Кавказские горы;

     г) Вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина – это…

     а) холмистая равнина;

     б) плоская равнина.

     в)плоскогорье

Покажите на карте, прикрепите 2- Восточно-Европейская равнина

5. В список Всемирного наследия включены…

      а) вулканы Камчатки;

      б) Саяны;

      в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен…

      а) на Кавказе;

      б) в Саянах;

      в) на Урале.  

 

     

 Диагностика достижения планируемых результатов

1) Подчеркни лишнее слово, умей устно объяснить.

      А) Лена, Волга, Байкал, Енисей.

      Б) Дон, Марс, Енисей, Днепр.

      В) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское.

      Г) Каспийские, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

2) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

       Самая длинная река России – это….

       Река, впадающая в Каспийское море, - это ….

       Самое большое по площади озеро России – это …..

       В список Всемирного наследия внесено озеро….

3) Работа по контурным картам.

        Заштрихуйте синим карандашом – Балтийское море, Черное море.

        Раскрасьте голубым карандашом – Каспийское озеро-море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

        Обведите синим карандашом реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Контурные карты сдаются учителю на проверку

         

   Диагностика достижения планируемых результатов

1) Подчеркни лишнее слово, умей устно объяснить.

      А) Лена, Волга, Байкал, Енисей.

      Б) Дон, Марс, Енисей, Днепр.

      В) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское.

      Г) Каспийские, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.

2) Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание.

       Самая длинная река России – это….

       Река, впадающая в Каспийское море, - это ….

       Самое большое по площади озеро России – это …..

       В список Всемирного наследия внесено озеро….

3) Работа по контурным картам.

        Заштрихуйте синим карандашом – Балтийское море, Черное море.

        Раскрасьте голубым карандашом – Каспийское озеро-море, озеро Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро.

        Обведите синим карандашом реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга.

Контурные карты сдаются учителю на проверку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Моря, реки и озёра России". Программа "Школа России" 4 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТип урока: открытие нового знания...

Открытый урок по теме: «Моря, озера и реки России» в 4 классе

Данный материал может быть полезен коллегам, работающим по программе "Школа России"....

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Моря,озера и реки России" и презентация.

Учебный материал посвящен изучению и местоположению морей, озер и рек  на территории России....

Тест по окружающему миру по теме «Моря, озера и реки России» (4 класс, УМК « Школа России»)

Тест по окружающему миру по теме "Моря, озера и реки России...

Конспект урока окружающего мира на тему « МОРЯ, ОЗЕРА И РЕКИ РОССИИ»

Тема:  Моря, озера и реки РоссииЦели: сформировать у учащихся представление о морях, озе­рах и реках России, ознакомить с их местонахождением; форми­ровать умение работать по карте.Формир...