Программа образовательно-воспитательного модуля «Мы познаем мир»
рабочая программа по окружающему миру

Грибанова Оксана Павловна

Модуль является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы познаем мир43.88 КБ

Предварительный просмотр:

лого2 олег

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа образовательно-воспитательного модуля «Мы познаем мир» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Главной целью разработки программы стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

Модуль является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящей радость познания, счастье открытий. В целом модуль «Мы познаем мир» позволит более раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в следующих классах.

Программа модуля «Мы познаем мир» изучается в I четверти 1-4 классов. К числу основных задач модуля  является развитие личности ребенка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстрированными примерами, запоминающимися фактами.

Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет большие возможности, сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ любознательности и экологической ответственности. В рамках программы создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей как в учебной, так и во внеучебной деятельности, что позволяет удовлетворить образовательные и культурные потребности воспитанников, предоставив им право на творческое применение.

Деятельность модуля становится особенно актуальной, так как учебная нагрузка в 2 часа в неделю по изучению окружающего мира  недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в общении с природой.

Цель модуля: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков исследовательской деятельности, воспитание чувства  патриотизма и любви к родному краю, формирование нравственно-этических  и эстетических отношений, обесп, обеспечивающи экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социо-природной среды, приобщение к мировой экологической культуре, в том числе и  культуре сохранения и поддержания здоровья.

В развивающейся системе непрерывного экологического образования и воспитания все более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано прежде всего с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и социумом. Кроме того,  ребенок младшего школьного возраста являются наиболее благоприятной почвой для становления и развития у него основ экологической культуры, формирования здорового образа жизни, активного усвоения общечеловеческих ценностей и нормативов поведения.

Конкретизацию этих целей можно выразить следующими установками:

- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношении с окружающей средой;

- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предпичаний в отношениях между природой и обществом;

- формирование у детей  начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.

Задачи:

  • Расширение кругозора по естествознанию. Раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создать благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующем
  • Последовательное приобщение воспитанников к самостоятельной работы с различными источниками информации
  • Развивать коммуникативную компетентность, умение презентовать работу
  • Обучить использованию различных методов организации и планирования деятельности

Построение занятий должно осуществляться с учетом здоровьесберегающих технологий:

  • подбор видов деятельности  с учетом возрастных особенностей первоклассников;
  • чередование и смена видов деятельности;
  • дозирование письменных работ;
  • динамические паузы, физ. минутки;
  • создание благоприятного психологического климата, формирование ситуации успешности.

Планируется достижение трех уровней результатов:

Первый уровень: приобретение школьниками социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношений к природе, овладение способов самопознания, рефлексии.

Второй уровень: развитие ценностных ориентаций, формирование нравственно-этических и эстетических отношений.

Третий уровень: приобретение опыта исследовательской деятельности, опыта публичных выступлений по проблемным вопросам, опыт природосберегающей и природоохранной деятельности, опыт охраны и сбережения собственного здоровья.

Содержание предмета позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

           В процессе работы по программе школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

Личностные результаты

Самоопределение

Смыслообразование

Морально-этическая

ориентация

Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. Сформирована широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Способность оценивать свои поступки в позиции «Я – школьник». Предпочтение социальному способу оценки.

Понимание чувств других людей и сопереживание им.

Толерантное отношение и уважение к чувствам других людей, культуре других народов.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – как собственных, так и других людей.

Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общий результат.

Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач.

Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков.

Сформирована установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках.

Сформирована мотивация в концепции «Здоровый человек – успешный человек».

Сформирована способность к решению моральных дилемм с учетом как своей личной безопасности и сохранения здоровья, так и окружающих.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

  • Умение ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
  • Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную под руководством учителя.
  • Умение адекватно принимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Умение оценивать правильность выполнения действий.
  • Умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию.
  • Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.
  • Умение находить наиболее эффективные способы решения проблемы.
  • Умение адекватно использовать речь и речевые средства.
  • Умение осуществлять адекватную самооценку с точки зрения реализации социальной роли «успешный ученик».
  • Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы.
  • Использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
  • Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
  • Умение формулировать собственное мнение.
  • Умение осуществлять поиск информации с использованием разнообразных ресурсов.
  • Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
  • Выбор эффективных способов решения задачи с ориентиром на ситуацию успеха.
  • Понимание причин своего успеха/неудачи.
  • Умение осуществлять анализ  объектов, выделение существенных и несущественных признаков.
  • Умение строить простые рассуждения об его объекте, его строении, свойствах и связях.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Решаемые проблемы

1 класс.

Блок «Школа добрых дел»

1.

Мы теперь не просто дети…

1

Как изменилась жизнь ребенка с приходом в школу. Азбука культурного поведения. Режим дня школьника. Безопасный путь в школу. Что значит быть хорошим учеником.

2.

Экскурсия «В гостях у леса»

2

Наблюдение за живой и неживой природой. Осенние изменения в природе. Правила поведения в лесу.  Ориентирование в лесу. Уборка территории. Спортивные и подвижные игры. Что значит «активный отдых». Игра-путешествие «Здравствуй, лес».

3.

Добрая волшебница осень.

2

Подготовка к осенней ярмарке. Игра-сказка «Фрукты-овощи». Разведка осенних примет. Ученическая презентация «Во саду ли, в огороде…» Изготовление поделок из природного материала. Осенняя ярмарка.

4.

Молчаливые друзья.

1

Растения ближайшего окружения.  Комнатные растения, наблюдение и уход за ними. Растения на пришкольном и домашнем приусадебном участке. Растения сада и огорода. В чем польза декоративных растений.

5.

Про зеленые леса и лесные чудеса.

1

Растения – индикаторы чистоты воздуха. Растения родного края.  Необычные растения со всего мира.  Цветочные часы. Редкие и исчезающие растения.   Красная книга Бурятии. Красная книга России.

2 класс.

Блок «Растем вместе»

1.

Как прекрасен этот мир.

2

Объекты живой и неживой природы в ближайшем окружении. Опыт высаживания комнатных растений и растений на пришкольном участке. «Огород на окошке» - посев и наблюдение за быстрорастущими культурами. Уборка прилегающей территории. Происхождение названий некоторых растений.

2.

«Есть друзья у воробья»

1

Птицы нашего края. Птицы перелетные и зимующие. Происхождение названий некоторых птиц. Роль птиц в окружающем мире. Изготовление кормушек.

3.

«Наши меньшие друзья»

1

Домашние и дикие животные.  Классификация животных. Уход за домашними животным. Правила безопасного поведения с домашними животными. Польза домашних животных. Ученическая презентация «Мой питомец». Копилка кличек. Дрессировка животных. Необычные домашние животные.

4.

«Там на неведомых дорожках…»

1

Дикие животные. Места их обитания. Зависимость внешнего вида животных от условий их обитания. Удивительные животные. Животные родного края. Редкие и исчезающие животные.

5.

Проект «Вокруг света»

2

Подготовка и защита проектов по темам «Растения», «Домашние животные», «Птицы» и т.п.  Наша коллекция животных и растений (альбом-энциклопедия)

3 класс.

Блок «Сбережем нашу планету»

1.

Что такое экология.

2

Экология – наука о связях в природе. Экологические проблемы родного края, России, мира. Способы охраны природы. Что мы сможем сделать для охраны природы? Экологические связи в природе. Изготовление знаков «Берегите природу» и т.п., установка в лесу,  на пришкольном участке. Уборка территории.

2.

Красная книга – сигнал опасности.

1

Редкие и исчезающие растения и животные. Причины исчезновения. Меры спасения. Заповедники. Зоопарки.

3.

Вода для каждого важна.

1

Роль воды в природе. Распространение воды на Земле. Круговорот воды в природе. Опыты и наблюдения за свойствами воды.  Загрязнение водоемов. Меры по сохранению воды.

4.

Акция «Сделаем природу чище»

1

Выход на речку,  пришкольный участок, прилегающие территории. Уборка мусора. Исследование на тему «Когда исчезнет мусор».

5.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2

Как сохранить свое здоровье. Гигиена и гигиенические процедуры.   Как мы растем. Правильное питание. Закаливание. Физкультура. Разработка комплекса утренней зарядки. Здоровый образ жизни.

4 класс.

Блок «Я – исследователь»

1.

Жизнь растений.

1

Опыт - Как растения дышат? Газообмен. Зависимость чистоты воздуха от количества растений. Фотосинтез. Движение воды в растении. Как растение питается.

2.

Подземные кладовые.

2

Что такое кристаллы, где их можно встретить. Металлы и минералы. Драгоценные камни. Редкоземельные металлы и минералы, их практическое применение и использование. Полезные ископаемые. Их происхождение. Полезные минералы. Выращивание кристаллов – опыт. Недра Земли. Сохранение природных богатств.  

3.

Химия – польза или вред.

2

Вещества. Виды веществ. Ядовитые вещества.  Знакомство с составом окружающих предметов. Проблемы  утилизации и переработки отходов жизнедеятельности человеческого общества. Как предотвратить свалки. Химические опыты. Проект «Вторая жизнь вещей»

4.

Соседи-невидимки.

2

Микроорганизмы. Полезные и вредные бактерии. Вирусы.  Сохранение здоровья человека. Опасность вирусных и бактериальных заболеваний, меры сохранения здоровья. Опыты по выращиванию плесени. Микроскоп. Наблюдения в микроскоп.

5.

Проект «Почемучкины вопросы»

1

Подведение итогов. Разработка и защита проектов.  Выбор тем для дальнейших исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Я познаю мир" 1-4 класс

Программа по дополнительному образованию для обуающихся 1-4 классов....

Общеинтеллектуальное направление «Исследователи» Модуль «Я познаю мир» Тема: « Эти таинственные мыльные пузыри»

Занятие «Эти таинственные мыльные пузыри» разработано по общеинтеллектуальному направлению (программа «Исследователи»).  На занятии используются формы обучения, основанные на учебном сотрудничест...

Экскурсионная программа для младших школьников «Я познаю мир»

Создаёт условия для проявления и развития личностных качеств, открывающих  духовную сторону жизни....

Программа образовательного предметного модуля "Модуль Мы - дети Югры"

Программа модуля составлена в соответствии требованиям новым ФГОС, направлена на формирование УУД младших школьников....

Образовательно-воспитательная программа культурологического направления «Удивительное рядом »

Образовательная программа  «Удивительное рядом» относится к культурологической направленности.Изучение английского языка продиктовано потребностями современного мира. Актуальност...