2 класс Окружающий мир (учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)Тема: «Что такое экология». Технологическая карта урока
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цыганова Галина Викторовна

Урок поможет сформировать представление об экологии, о ее роли в жизни человека;

 основы экологической грамотности, эмоционально-ценностное отношение к природе;

 социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_ekologiya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         2 класс  Окружающий мир (учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)Тема: «Что такое экология».

Тема

Что такое экология  (1 час)

Цели

Сформировать представление об экологии, о ее роли в жизни человека.

Сформировать основы экологической грамотности, эмоционально-ценностное отношение к природе.

Сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о взаимодействии живой и неживой природы.

Изучение способов защиты природы

Использование приобретенных знаний при оформлении Экологического Устава и Красной книги Ленинградской области

Термины и понятия

Экология, Взаимодействие живой и неживой природы, Красная книга, экологическая катастрофа

                                                                                     Планируемые результаты

Личностные умения

Проявлять:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу;

-позитивное отношение к оформлению Экологического Устава и Красной книге Ленинградской области;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «экология»

- устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах

- работать с разными источниками информации

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане

- принимать роль в учебном сотрудничестве

- соотносить поставленную цель и  полученный результат деятельности

Коммуникативные умения

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству

Предметные умения

- рассказывать о правилах поведения человека в природе

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- находить примеры взаимосвязей между человеком и природой

- оформлять «Экологический Устав»

                                                                                 Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Литературное чтение

Тема: «Чудесный дар видеть красоту мира».

Ресурсы

Информационный материал

Учебный материал: учебник «Окружающий мир» для 2 класса Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Красная книга

Толковый словарь, Энциклопедический словарь, словарь иностранных слов

Демонстрационный материал

Набор картин природы

Карточки

Набор слов

Интерактивный материал

Тексты, учебные задания

Формы работы

фронтальная 

индивидуальная  

парная   ••

групповая   ••••

                                                                                                           Технология изучения темы

1 этап   Самоопределение к деятельности

Цели деятельности:

- мотивировать учащихся к изучению темы

- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Учебные задания : на «знание»(З), на «понимание»(П), на «умение»(У)

Задание1 (П)

Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Кроха сын к отцу пришел,

 и спросила кроха:

что такое хорошо

и что такое плохо?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Задание 2 (у) ••••

-Распределите картинки в две группы: что, по-вашему, хорошо, а что плохо?

- В чем причина этих  явлений? (Явления природы или деятельность человека) и если  первое трудно изменить, то второе зависит только от человека – хорошо или плохо.

-  Во второй половине 19 века появилась наука, которая изучает связи живых существ между собой и их отношения с окружающей средой, а также влияние разных факторов (плохих и хороших) на живые существа. В ее основе лежит тысячелетний опыт общения человека с природой. Ведь природа Земли – не просто е нагромождение камней, воды, растений, животных, воздуха. Все соединено мириадами связей.  Может кто-нибудь знает, как эта наука называется?  Эта наука называется – ЭКОЛОГИЯ. Сегодня на уроке мы и узнаем, что такое экология.

Результат деятельности

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы

- проявлять желание изменять окружающий мир к лучшему

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

- Актуализировать знаний о взаимодействии живой и неживой природы.

- Научить школьников:

- работать со справочной литературой

- определять и соотносить взаимосвязь живой и неживой природы

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

- выполнять задания в соответствии с целью

- выполнять учебное задание в рамках учебного диалога

- формулировать высказывания,  используя термины

Задание 3 (У) ••••

- Слово ЭКОЛОГИЯ пришло в наш язык из греческого. Возьмите справочную литературу. Найдите перевод слова «экология».

От греческого - Oikos «ойкос» – дом, жилище, местопребывание, домашнее хозяйство; logos «логос» – учение, наука

- выходит эта наука о доме. А дом для человека – это четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб- моря, озера, реки. У всего живого свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля.

Задание 4 (домашняя подготовка) ••••

Дети читают стихи: автор Мария Ханоновна Левитман

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят,

А в синем море толстый кит –

Большой , как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир ,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Задание 4* (У) Вернемся к справочной литературе .Прочитайте определения, что такое Экология.

Задание 5 (У)

Работа с учебником

- А теперь познакомьтесь с текстом  «Человек и природа» в учебнике с. 52-53 . Найдите, что изучает экология.

Задание 6 (З) Назовите слово, которое объединяет все эти определения. Самое главное слово. (Взаимоотношения, взаимосвязь)

Давайте составим свое короткое определение. (Взаимосвязь живой и неживой природы)

ФИЗМИНУТКА

Задание 7 (П)

- нам пришло письмо:

« Здравствуйте, ребята! Я – природа, а точнее то, что от нее остается. Я пишу вам, потому что надо что-то делать!

- Опомнитесь, люди!

Я не хочу такого мира,

Где все так серо и уныло…

Опомнись, вздрогни, человек!

Не долог на Земле твой век.

Но что после себя оставишь?

 И чем себя ты здесь прославишь?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

Помогите! Спасите меня пока не поздно! Уничтожены мои богатства, загрязнены воздух и воду, сожжены большие участки лесов и лугов, истреблено много животных. Люди наносят мне большие и малые раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда не будет жизни на Земле».

- Вы еще  малы, и изменить то, что вы видите на картинках, не можете. Это заботы взрослых. Но не наносить природе малые раны вы можете.

Вы согласны?

Результат деятельности

 Познавательные умения

- раскрывать значение понятия «экология» и использовать его в активном словаре

- работать со справочной литературой и текстом учебника в соответствии с целью

Регулятивные умения

- выполнять задания в соответствии с целью

Коммуникативные умения

-формулировать задание, мнение в рамках учебного диалога

Предметные умения

- сформулировать определение «Экология – это…»

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

- стимулировать интерес к процессу создания «Экологического Устава» и «Красной книги Ленинградской области»

- Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания

-использовать приобретенные знания для выполнения задания

-оформлять «Экологический Устав», «Красную книгу Ленинградской области»

-Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием

- представлять результат своей деятельности

Задание 8 (З)

Я предлагаю стать экологами. А кто такие экологи?

(Экологи - люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды.)

Задание 8(У)

- Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу»

     За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись   продуктами, водой и отправились на природу.

     Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога     привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот  это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

    Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали - сам потухнет.

      В кустах мы нашли гнездо какой - то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой.  С   охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.

 - Вы как экологи в  группах обсудите ошибки, которые допустили ребята. И выберите 3-4 правила, на ваш взгляд самые важные,  как надо вести себя в окружающем мире.

Эти правила  вы возьмете за основу своего поведения в жизни.

А сейчас наш БИБЛИОТЕКАРЬ Елена Николаевна представит вам главную книгу «правил» Российской Федерации.

………………………………………………………………………

автор М. Х. Левитман (читает ученик дом. Подготовка)

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

  Ведь это же наша с тобою,

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою

Живем мы  с тобою на ней,

Так будем же, люди, все вместе,

 Мы к ней относиться добрей

……………………………………………………………………………

У: Всякая наука оказывает помощь людям, но наука ЭКОЛОГИЯ занимается самим существованием человека на Земле. Она учит как бороться за чистоту воды, воздуха, почвы, как сохранить живую природу. Ведь человек в ответе за свой дом – Землю.

Дом задание: В Красносельском районе есть очень красивое место – Сосновая поляна. Это один из самых экологически чистых уголков города. Треть его территории занята зелеными насаждениями. Между  улицами Добровольцев и Здоровцева протекает река Ивановка. Положение этой реки не всегда было таким грустным. Река была полноводной, водилась рыба. На берегах стояла деревня. Но время шло, всё изменилось. Вам предстоит придумать, как можно благоустроить берега  этой речки.  

Работу выполняем в парах.

Результат деятельности

Личностные умения

- проявлять творческое отношение к процессу создания «Экологического Устава» и «Красной книги Ленинградской области»

- осознание собственных  достижений при освоении учебной темы

Познавательные умения

- использовать приобретенные знания при оформлении «Экологического Устава» и «Красной книги Ленинградской области»

Регулятивные умения

- выполнять учебное действие в соответствии с планом

Коммуникативные умения

- адекватно использовать речевые средства для предоставления результата деятельности

Предметные умения

- оформить «Экологический Устав», «Красную книгу Ленинградской области»

4 этап Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Научить:

- соотносить полученный результат с поставленной целью

-оценивать результат учебной деятельности

1. Самоанализ

Закончите предложение:

---Это урок помог мне задуматься над тем, что

-На уроке мы находили информацию из следующих источников:…..

(сказать о значении книги.)

 

2. Самооценка

Закончите предложение :

Я доволен(льна) ……(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.

3. Взаимооценка

- Полностью вашу работу мы оценим на следующем уроке, когда выслушаем ваши предложения по благоустройству реки Ивановки.  

Результат деятельности

- Личностные умения:

оценивание результата собственной учебной деятельности

- Регулятивные умения:

соотнесение полученных результатов с поставленной целью

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

-соотнести полученный результат с поставленной целью

- оценить результат своей деятельности

Цели темы:

Сформировать представление об экологии, о ее роли в жизни человека.

Сформировать основы экологической грамотности, эмоционально-ценностное отношение к природе.

Сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

 Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия «экология»

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью

Коммуникативные умения

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога

Предметные умения

-оформить «Экологический Устав», «Красную книгу Ленинградской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока немецкого языка “Обобщающий урок. Мебель. Обстановка в комнате”. Учебник И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. Немецкий язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2016

Предлагаемый конспект урока поможет эффективно и интересно провести обобщающий урок по теме "Мебель. Обстановка в комнате".  С помощью данных материалов можно повторить предлоги, артикли и падежи...

технологическая карта урока по окружающенму миру. Тема «Какая она, Азия. Русские первопроходцы» система развивающего обучения Л.В. Занкова «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.

технологическая карта урока по окружающему миру. Тема «Какая она, Азия. Русские первопроходцы» система развивающего обучения Л.В. Занкова «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриева, А. Н...

Что такое Родина? Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе в соответствии с ФГОС с использованием заданий образовательной платформы учи.ру...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме : дидактическая игра "Такой- не такой".

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Математические представления"  для обучающихся с выраженной умственной отстальстью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;

Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...