Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гизатуллина Элина Ринатовна

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (1ч) 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Выполнила студентка ________46гр.

Ф.И. Гизатуллина Элина__________

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2020

Дата: 06.04.2020

Школа: МОУ «Саккуловская СОШ»

Класс: 3

 

ФИ студента Гизатуллина Элина, 46 гр.

ФИО учителя Пророченко Галина Г.

ФИО руководителя практики Сачкова Т.А.

                                                                                       

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев-Посад. Переславль-Залесский. Ростов. »

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые входят “ Золотое кольцо”

Планируемые результаты

  • Предметные 

знать: что такое “ Золотое кольцо России; города, которые входят в “ Золотое кольцо России.

уметь:  находить на карте города “ Золотого кольца России”.

  • Личностные: 

принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать представления о ценности и уникальности природного мира.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: психологический настрой

1мин

- Здравствуйте ребята! Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный:  беседа

Наглядный: презентация

3мин

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе окружающий мир: Путешествие по городам и странам.

- Откройте учебник на стр.85.

Прочитаем, о чём мы с вами будем говорить на уроках.

- Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов и др.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

Словесный:  формирующий диалог

На свете есть священное кольцо

Российских городов золотоглавых.

Стоят они на страже рубежей

Как восемь исполинов величавых.

Владимир, Суздаль, славный Ярославль,

Иваново, Ростов, Переславль-Залесский

И Сергиев Посад с красивой Костромой,

Для родины имеют статус веский.

Храм Покрова прекрасный на Нерли,

Успенский, Дмитровский собор, другие –

Святое воинство Отеческой Руси,

Спасающее души все людские.

Все восемь пусть стоят в веках!

России в этих городах спасенье.

От них она когда-то началась,

От них же и начнётся возрождение!

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Назовите тему урока.

- Какие цели поставим?

 Слушают стихотворение

- О золотом кольце России.

- Узнать что такое золотое кольцо России, узнать какие города в него входят.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа с картой

Словесный: беседа

9 м

 Какие вопросы у вас появились, после прочтения темы урока?

-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов?
Тогда мы с вами можем выдвинуть гипотезы:

– Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

– Золотое, так эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим оказались ли наши гипотезы верными. 

- Для начала откройте учебник на стр. 87. И давайте прочитаем, что такое Золотое кольцо России.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту России.

- Покажите на карте столицу нашей Родины. 

- Кто основал Москву?

- Сегодня в нашем долгом путешествии я буду вас сопровождать т.е. я буду вашим экскурсоводом и рассказывать очень много интересного! Отправляемся!

- Здравствуйте, дорогие пассажиры. Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад. 

- Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

- А сейчас я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент об этом городе.

- Едем дальше

- Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

- Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Счастливого пути!

- Поэтому городу, один из вас готовил сообщение, выходи к нам

- Затем наш путь лежит в Ростов. 

- Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.  Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих.

- По этому городу у нас тоже есть сообщение, сейчас вам подробно расскажут про Ростов, а вы внимательно слушайте.

 

-Почему кольцо? Почему Золотое?

- Ответы учащихся.

- Читают в учебнике понятие.

- Учащийся выходит и показывает на  карте Москву.

- Князь – Юрий Долгорукий.

- Слушают учителя.

- Смотрят на слайд и слушают учителя.

- Один ученик выступает, остальные слушают и анализируют

- Один ученик выступает, остальные слушают и анализируют

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение информации

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

Динамическая пауза

Практический: выполняют движения

1 м

-Динамическая пауза

Выполняют движения

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

- Отлично, мы отлично путешествуем, а расскажите, в каких городах мы уже побывали?

Отлично, какие внимательные.

- А кто мне скажет, что такое Золотое кольцо России?

- А сейчас выполняем задание № 1. Ваша задача вписать города, и города в которых вы побывали.

- Сергиев-Посад. 

- Переславль-Залесский.

- Ростов. 

- Ответы учащихся.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практическая: работа в группах, прием ”Эксперты”

7мин

Работа в группах 

- Ваша задача рассказать о городах как можно интереснее, чтобы каждый захотел отправиться в путешествие по этим городам.  (учитель распределяет города по 3 группа)
- Давайте повторим правила работы в группах

- На выполнение задания у вас 5 мин.

-А мы начинаем слушать наших экскурсоводов, что же они нам расскажут.

- Слушают учителя.

- Учащиеся рассказывают о городах.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний

 Практический: работа в паре

3мин

-На следующем уроке мы продолжим путешествие

- А сейчас давайте посмотрим, кто запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

- Какая тема урока?

- Мы достигли поставленных целей?

- У всех сегодня все получилось?

- А сейчас записываем домашнее задание.

 Учебник: прочитать текст на с. 86—88 читать.

Ответы учащихся.

-Золотое кольцо России.

- Да.

- Да.

- Записывают домашнее задание.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

 Словесный: обобщающая беседа

2мин

 А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали?

- Подтвердилась ли наша гипотеза, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо? Почему это кольцо Золотое? 

- Вам понравилось наше путешествие?

- Отлично!

Что такое Золотое кольцо России , почему оно так называется и какие города в него входят

- Потому что в нем находятся города, которые насыщены историей и достопримечательностями

Оценивают свою работу.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля

1)Переяславль-Залесский - один из самых старых городов. Находится он между Москвой и городом Ярославль, на берегу озера Плещеево и входит  в Золотое кольцо России. Переславль город небольшой, но чтобы осмотреть его и выходных не хватит.

Памятник Юрию Долгорукому

Не все знают, что Переславль-Залесский основал тот же человек, что и Москву. В память об этом князе при въезде в город поставили памятник, отлитый из бронзы.

Переславский кремль и соборы

Кремль - главная достопримечательность города - окружен земляным валом. Его небольшая территория засажена газоном и деревьями, а вблизи друг от друга находятся православные церкви: собор Спаса Преображения, церковь Петра Метрополита, Александра Невского и Владимирский Собор.

Приезжающим в Переславль-Залесский непременно нужно посетить Горицкий Монастырь. Основан он при Иване Калите и знаменит своей звонницей. Поднявшись на нее, можно увидеть чудесный вид на озеро Плещеево и конечно на город. В монастырском музее можно осмотреть старинные иконы, собрание деревянной скульптуры. Там же расположена выставка картин русского художника Шишкина.

Музей чайника

Не в каждом городе найдется музей чайнику. А в Переяславле-Залесском есть такое чудо и занимает оно здание ярко-синего цвета. Это очень популярное место, и даже не заходя внутрь, сразу понимаешь, здесь тебя ждет что-то необычное. Начинаешь улыбаться, глядя на юмористические таблички, например: «Кипим от счастья» и т.д.

В музее собраны более 130 экспонатов со всех уголков страны. Чайники, попавшие в коллекцию очень разные: большие и маленькие и даже один громадный. Медные и фарфоровые. В виде различных птиц. А еще там есть сахарницы, предметы быта и русская печь.

Музей утюга

В музее есть 200 старинных утюгов: чугунных, угольных, паровых и газовых. Там же регулярно проходит Праздник утюга, когда туристам позволяют испытать утюги в действии.

Дом Берендея

Туристы нередко начинают осмотр с музея под названием "Дом Берендея". Этот яркий, красочный музей расположен в центре города.  Здесь расскажут про быт и русские обычаи, пригласят на чай и научат расписывать настоящую матрешку. Особенно весело можно провести здесь масленичные гуляния. Хороши экскурсии, посвященные яблочному и медовому спасу.

Что еще?

В городе проходят и очень необычные мероприятия. Например, не так давно руководство города организовало фестиваль селедки.Любители этого блюда познакомились здесь с рецептами приготовления: как солить, мариновать, коптить.

В этом удивительм городе древние монастыри стоят рядом с современными зданиями, а от тихих, спокойных улочек веет стариной. Город так красив и хорош, что всегда хочется найти повод приехать сюда вновь.

2) Ростов – один из древнейших городов России. Основан град этот великий был в 862 году на берегу большого озера Неро. Град живописный, величественный, на исторические памятки богатый. А первым князем Ростовским был великий Ярослав Мудрый.

Ростовский кремль

Кремль Ростова был резиденцией – жилищем, - владыки духовного, потому называют его еще «Митрополичьим двором». А основан был в 17 веке он. Имеет кремль 11 башен, соборы, церкви да палаты пышные. «Палатами» в старые времена называли жилые комнаты. Хоть и называется сооружение «кремлём», что значит «город-крепость», защитного значения он никогда не имел. Разве что однажды, понарошку, когда проходили здесь съемки знаменитого фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Земляные валы

В 1632 году в Ростове Великом решили возводить земляные валы. Для этого пригласили инженера иностранного, большого мастера по строительству городов и подкопов. Представили инженера лично царю Михаилу Федоровичу. Иностранец показал государю модель крепости, и государь остался доволен ею. Повелел крепость в Ростове возвести, как образец для других городов. Управились за два года: стены возвели крепкие и высокие, валы водой наполнили. И так мастера удалые постарались, что стоят валы и сегодня, и века простоят – не дрогнут.

Церковь Спаса на торгу

Одна из самых древних в Ростове церковь Спаса на торгу. «На торгу» потому что построена была среди рядов торговых и лавок купеческих. И молиться в нее ходили не горожане ростовские, а купцы приезжие, так и повелось. Первый раз в летописях русских написали о ней ни много, ни мало 800 лет назад! Церковь эта необычная - не златоглавая. Купола у нее ярко-синие, да такие красивые, глаз не отвести. А еще нет у церкви иконостаса традиционного, где иконы святые размещаются. Зато стены церковные покрыты старинными фресками – рисунками о людях святых и делах их чудесных.

Музей «Русский Ветроград»

Ветроград – слово старинное. Означает оно «сад» или «виноградник». Перед музеем этим можно увидеть лабиринт необычный. Выложен он из множества камней. В древности люди считали, что юноша, который выход из лабиринта нашел – воином могучим стал и может вести в битву войско русское.

В здании музея – история живая. Можно перенестись на несколько веков назад и увидеть, как раньше люди жили. А потом – прогуляться по тропе волшебной. Там посетителей ждут герои русские да персонажи былинные. Тут и государя Петра I увидеть можно, и богатыря Алёшу Поповича, и русалку из сказки Пушкина.

Музей финифти

Вид искусства «финифть» - это роспись красками тонких стекловидных поверхностей, из которых мастера изготовляют украшения, посуду и шкатулки диковинные. Ростов на весь мир славится своими изделиями с финифтью. Искусство это пришло к нам давным-давно из Византии. Переняли мастера русские ремесло сказочное, да такие выучились вещицы красивые изготовливать, что стало искусство это гордостью России-матушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии по Золотому кольцу России

Заочная экскурсия по Золотому кольцу России познакомит учащихся с историей городов и их достопримечательностями....

Конспект урока "Путешествие по Золотому кольцу России"

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Окружающий мир. Урок по теме: "Золотое кольцо России" 3 класс

Урок-путешествие с использованием ИКТ. Окружающий мир, 3 класс УМК "Школа России". Тема урока: "Золотое кольцо России". В урок включены разные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Цели уро...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...