Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (2ч) 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гизатуллина Элина Ринатовна

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (2ч) 3 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Выполнила студентка ________46гр.

Ф.И. Гизатуллина Элина__________

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2020

Дата: 08.04.2020

Школа: МОУ «Саккуловская СОШ»

Класс: 3 А

 

ФИ студента Гизатуллина Э., 46 гр.

ФИО учителя Пророченко Галина Германовна

ФИО руководителя практики Сачкова Т.А.

                                                                                 

                                                                                                                                                                                     

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: «Золотое кольцо России. Кострома, Углич, Ярославль.»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

Планируемые результаты

Предметные 

знать: что такое золотое кольцо России; города, которые входят в золотое кольцо России.

уметь:  находить на карте города золотого кольца России; приводить примеры достопримечательностей городов Золотого кольца России.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать представления о ценности и уникальности природного мира.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

-Здравствуйте ребята! Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики.

- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачной работы на уроке.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

5мин

-Что было на прошлом уроке?

-Кто может сказать, какие города мы с вами успели посетить?

-Дома вы подробнее изучали эти города.

-А кто может кратко рассказать об этих городах?

-Сегодня мы продолжим  путешествие по городам Золотого кольца России.

- Мы начали путешествовать по Золотому кольцу России

-Сергиев Посад, Ростов, Переславль – Залесский

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Какую тему мы сегодня будем изучать?

-Какую цель мы поставим перед собой?

-Золотое кольцо России.

-Продолжить изучение городов Золотого кольца России.

П.: подведение под понятие

П.: построение речевого высказывания

Р.: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: работа в группах, прием “Эксперты”

Практический: выполнение задания

-Сегодня вы будете экскурсоводами.

-Вам нужно разделиться на 3 группы. Каждой группе я раздам справочный материал, вам нужно подробно изучить. После того, как вы завершите работу, один или два представителя команды, должен выйти к доске и рассказать о городе, который изучила команда. На работу вам дается 10 минут.

-А теперь давайте вспомним правила работы в группе.

-На доске будет памятка, что бы вы не забывали эти правила.

Можете приступать к работе.

- Не забывайте правила посадки

-И так, прошу выйти представителя города

 1)Углич 2) Ярославль 3) Кострома и рассказать нам об этом городе. Все остальные ребята внимательно слушают и запоминают.

Внимательно слушают учителя

  • Слушай, что говорят другие.
  • Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  • Говори спокойно ясно, только по делу.
  • Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  • Помогай товарищам, если они об этом просят.
  • Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Работают в группах

Представитель города Углич
Представитель города Ярославль

Представитель города Кострома

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение информации

Динамическая пауза

1 м

Динамическую пауза

Выполняют движения

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

V. Первичное закрепление

Практический: упражнение

Словесный: беседа

Теперь мы можем выполнить задания.

Откройте рабочую тетрадь на странице 53 и посмотрите на задание под номером 1. Что нужно сделать?

-Мы с вами уже изучили 3 города, и подписали их, теперь пользуясь учебником, подпишите города, которое мы сегодня изучили.

Подписать города Золотого кольца России.

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Словесный: беседа

Практическая: работа с учебником

Практическая: выполнение задания в рабочей тетради

7мин

-Сейчас, самостоятельно прочитайте текст учебника на странице 89.

Найдите в тексте учебника абзац о городе Угличе.

— Какие достопримечательности есть в этом городе? 

- Найдите в тексте учебника абзац о городе Ярославль. Какие достопримечательности есть в этом городе? 

- Найдите в тексте учебника абзац о городе Кострома. Какие достопримечательности есть в этом городе? 

— Впишите достопримечательности в таблицу в рабочей тетради на странице 54.

-Вписывайте достопримечательности только тех городов, которые мы сегодня изучили.

Выполняют задание самостоятельно

-Много памятников старины, Уличная гидроэлектростанция, часовой завод.

-Памятник Федору Григорьевичу Волкову, театр Ф.Г. Волкова.

-Старинные торговые ряды.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

VII. Включение в систему знаний

 Практический: работа в паре

3мин

- Обменяйтесь впечатлениями с соседом о пройденных городах сегодня. Расскажите, что-то порекоммендуйте для посещения

Запишите домашнее задание: читать страница 89-91.

Работа в парах

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

 

Словесный: обобщающая беседа

2мин

  О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

– Какие города Золотого кольца России мы изучили ранее?

-Что было интереснее всего?

-Много нового вы узнали?

-Вы большие молодцы!

-Спасибо за урок. До свидания.

О городах Золотого кольца России

- Углич, Ярославль, Кострома

Ответы детей

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля

1) Кострома – старинный русский город, который входит в знаменитое «Золотое кольцо» России.  Он стоит на берегу Волги. Эта великая река – гордость и символ нашей страны.

Кострома - гостеприимная хозяйка. Она с радостью встречает гостей и каждому путешественнику расскажет много интересных историй.

Горожане уверены, что именно на их земле родилась Снегурочка. Она и сегодня приглашает друзей в свой узорный Терем. Здесь внучка Деда Мороза угощает всех чаем из ледяных чашек и вкусными пирожками. Ей помогают кот Баюн и Домовой, они рассказывают гостям сказки. Даже жарким летом можно посмотреть в волшебное ледяное зеркало и увидеться с Дедом Морозом.

Есть в Костроме и волшебный «Лес-Чудодей». Это музей, в котором живут герои русских сказок. Их сделали из дерева, прутиков, бересты. В этом старинном доме можно научиться плести корзинки из лозы и варить кашу в настоящей печке. Есть здесь и старинные ткацкие станки, и деревянные прялки, и большая ветряная мельница.

Дорога в волшебный лес идет через Сусанинскую площадь. Она названа в честь Ивана Сусанина, которым гордятся все костромичи. Это самая важная история волжского города, ее рассказывают на уроках истории в каждой школе. В начале 15 века, на русскую землю напало польское войско. В те времена Кострома была домом для царской династии Романовых. Обманом поляки узнали, что молодой царь Михаил Романов живет в Ипатьевском монастыре Костромы. Большое польское войско двинулось на город. Спас Романовых простой русский крестьянин – Иван Сусанин. Он пообещал полякам показать короткий путь к монастырю и выдать будущего царя. Но завел польское войско в густые леса, из которых враги уже не выбрались. В благодарность юный царь наградил горожан, а через много лет появился памятник Ивану Сусанину. В Ипатьевском монастыре хранится самая большая в России коллекция бабочек со всего мира.

Главная площадь города называется «Сковорода». Здесь находится самая высокая в России Пожарная каланча и Музей Пожарного дела. Туристам показывают старые хранилища для воды, конюшни и форму первых пожарных. А еще горожане поставили памятник собаке-пожарнику. Они уверены, что если потереть её нос, то исполнится самое заветное желание. Каждый год на «Сковороде» проходит Всемирный фестиваль фейерверков.

2) Старинный Углич поставили на берегу Волги в 937 году, там, где поворот реки образует угол. Он старше Москвы на 200 лет, и имеет очень богатую историю. Город небольшой и, чтобы увидеть все самое интересное, не нужно никуда переезжать.

Древний Кремль, переживший много событий

В древней Руси города начинали строить с крепости (кремля). Для защиты от врагов насыпали валы, рыли рвы, возводили деревянные стены и за ними строили дома. У угличского Кремля вместо рвов с водой протекали реки Волга и Шелковка, и Каменный ручей. Когда прорыли канал, крепость оказалась на острове. Сегодня, чтобы пройти на территорию современного Кремля, надо перейти по мосту. Возведенные позже каменные стены разрушились от времени и битв, но некоторые строения горожане сохранили.

Спасо-Преображенский Собор – главное строение Кремля

На территории Кремля, где селились люди, главным всегда было место для моления. Поэтому строились и украшались церкви и храмы. Деревянные, они разрушались врагами или временем, горели от пожаров. На их месте строились другие. Красивый каменный Собор, который сегодня считается главным городским храмом, построили в начале XVIII века по указу царя Петра I. Строили и расписывали его русские крепостные мастера.

Княжеские палаты

Древняя Русь состояла из множества удельных княжеств. В XV веке угличский князь Андрей Горяй приказал построить каменные хоромы для проживания. Необыкновенно красивое здание из красного крупного кирпича стоит и сегодня. В этом первом в Угличе каменном гражданском доме селились знатные люди города. Здесь с 1584 года жил царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного, со своей матушкой.

Церковь Димитрия – царевича на крови

Когда умерли Иван Грозный, а потом и сын его Федор, в Москве освободился царский трон. По закону стать новым царем должен был восьмилетний мальчик, последний сын грозного царя. Решивший захватить престол силой и хитростью, боярин Борис Годунов направил убийц в город Углич. Они поджидали вышедшего погулять во двор кремля царевича и зарезали его. На месте гибели мальчика, на берегу Волги, стоит ажурная церковь в память о погибшем маленьком князе. На территории Кремля горожане недавно установили красивый памятник царевичу.

Музей истории гидроэнергетики

В Угличе, помимо Кремля множество интереснейших мест и музеев. Но музей гидроэнергетики занимает особое место. По его современным залам с интерактивными экспонатами можно, не скучая, ходить очень долго. Оборудованный по последнему слову, он расскажет о развитии гидроэнергетики в стране, строительстве ГЭС, шлюзов и каналов. Действующие модели покажут работу турбин, передачу электроэнергии по стране, процесс шлюзования и другие интересные вещи. Но в одном зале, расположенном в подвальном помещении, все туристы замолкают. Здесь звучат по радио тихие голоса в память строителей волжских ГЭС, заключенных Волголага. Маленький кусочек хлеба – это паек, а ветхая серая одежда – то, что их согревало.

Небольшой город Углич со своими домами, улицами, многочисленными музеями сам является историческим памятником и украшает своим именем список Золотого кольца.

3) Ярославль – один из восьми городов Золотого кольца России. За свою многовековую историю Ярославль видел пожары и войны, не раз менялся внешний облик его площадей и улиц. Город входит в сокровищницу русской культуры и сейчас является крупным промышленным и торговым центром страны.

На месте, где был заложен город, проживали языческие финно-угорские племена. Они не желали подчиняться Ростовскому княжеству и платить ему дань. Поэтому Ярослав Мудрый решает присоединить земли непокорных племен к своему княжеству и начинает возведение города. По некоторым источникам город на Волге был основан в 1010 году. Интересным фактом становится герб Ярославля – медведь, держащий золотую секиру. Древний герб напоминает о племенах язычников, называвших свое поселение «Медвежий угол».

Первые каменные постройки появились в Ярославле спустя век после его основания. В это время город начал активно расти и развиваться, превращаясь в культурный цент.

Во время нашествия Золотой Орды князья не смогли удержать власть в городе. Ярославль был присоединен к Московскому княжеству 1463 году.

Важную роль в судьбе города сыграло Смутное время. На московском престоле Лжедмитрий сменяют друг друга, а польские интроверты хотят при помощи царевичей укрепить свое влияние в России. Ярославль присоединяется сначала к первому (безуспешному), а затем и ко второму ополчениям. Второе ополчение освобождает Московское княжество от иностранных оккупантов. Ярославль быстро оправляется от потерь, принесенных Смутным временем. И уже к 17 веку становится одним из самых больших и развитых городов России.

Об истории города рассказывают музеи и архитектурные памятники, как соборы и храмы. Монументы, скульптуры и достопримечательности города также напоминают о событиях прошлого. Самым главным историческим памятником города на Волге является Спасо-Преображенский собор.

Мимо Ярославля не прошло ни одно значимое в судьбе России событие. Этот город с тысячелетней историей является одним из самых красивых городов страны. В декабре 2016 года город на Волге стал официальной столицей Золотого кольца.

Сообщение на тему город Ярославль

Ярославль – один самых старинных и красивых городов России. Издавна там проживали русские князья. Множество летописей посвящено данному городу, его событиям и архитектуре. В современном мире существует «Золотое кольцо России» Это группа городов, знаменитых своими храмами, историей и красотой. Ярославль включен в эту группу и ярко выделяется из нее.

Город расположен на слиянии двух рек: Волги – большой и могучей, которая протекает по большей части страны и маленькой Которосль, которая знаменита стеной крепости, возведенной князем Ярославом Мудрым. В 1612 году Ярославль взял на себя звание столицы, пока Москва была захвачена поляками. Лучшие архитекторы, ремесленники работали над храмами Ярославля, для поддержания защиты бога для города. В 2010 году городу исполнилось 1000 лет, подарком на такую крупную дату стало занесение Ярославля во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Основные достопримечательности Ярославля

Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник является старейшим музеем страны. В 2018 году ему исполнилось 153 года. ОН хранит в себе огромное множество сокровищ русских князей, старинных книг, среди которых находится оригинал «Слово о Полку Игореве», священные иконы 16-18 веков и многое другое.

Звонница с церковью Печерской иконы Божьей Матери стоит в Ярославле с 16 века. Ее высота составляет 32 метра, раньше звонница была двухъярусная, но это было до восстания 1918 года, а в 1991 году здесь снова зазвучали колокола, когда здание полностью восстановили. Теперь здесь красуется колокольня с зелеными черепичными шатрами.

Собор Спаса Преображения был построен по приказу Василия 3 и освящен в 1516 году. Это самое древнее здание городе, сохранившееся до наших дней. До Собора Спаса здесь стоял Златоверский храм, который был построен еще до пришествия Татаро-Монгол. Росписи Собора Спаса Преображения, которые украшают храм внутри до сих пор, выполнены русскими мастерами 1560-х годов.

Памятник Ярославу мудрому изображен на 1000 купюре, данную композицию можно увидеть в городе Ярославль, где он находится на Богоявленской площади в самом центре города.

Ярославль – это сердце России, которое хранит в себе многие моменты ее истории. Чтобы узнать о деталях нашей истории стоит посетить Ярославль, который как мудрый старец встретит своих гостей и расскажет им интересные истории из своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-экскурсии по Золотому кольцу России

Заочная экскурсия по Золотому кольцу России познакомит учащихся с историей городов и их достопримечательностями....

Конспект урока "Путешествие по Золотому кольцу России"

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Окружающий мир. Урок по теме: "Золотое кольцо России" 3 класс

Урок-путешествие с использованием ИКТ. Окружающий мир, 3 класс УМК "Школа России". Тема урока: "Золотое кольцо России". В урок включены разные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Цели уро...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...