Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий. »
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хмеленко Валентина Григорьевна

Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий.  »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_pyotr_1_velikiy.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира.                                                                                

Учитель:

Хмеленко Валентина Григорьевна

Класс

3 «А»

Предмет:

Окружающий мир

Авторы учебника:

Н.Ф.  Виноградова  (Начальная школа XXI века)

Тема урока.

 «Петр I Великий.  »

Тип урока.

Урок  открытия новых знаний.

Цель:

Создать условия осмысления и овладения информацией о  роли Петре I. в истории России.  

Задачи:

  •  Сформировать  представление   о жизни и реформах Петра I.
  • Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений.
  •  Развивать зрительную память, умение высказывать свое мнение, слышать одноклассников, работать в парах и группами.
  • Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные результаты

Универсаль-ные  учебные действия (метапред-метные

   

 Проявляют способность  осознанно воспринимать и оценивать  содержание различной информации, участвуют в обсуждении, осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения учебных задач, осознанно и  произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формируют проблемы, самостоятельно создают способы решения поискового характера.

Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других по обсуждаемой теме.

 

 

.Познавательные

  • Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи  ,
  • формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
  • продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
  • формировать умение овладевать основами синтеза.
  • осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Регулятивные 

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

   

Оборудование

 Учебник «Окружающий мир»3 класс (2 часть), автор Н.В. Виноградова, презентация по теме урока, портрет Петра1, раздаточные карточки для работы в  группах, тестовое задание, кораблики, выставка книг.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,   П-познавательные, К-коммуникативные,

Р-регулятивные.  )

Мотивация

1

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Валентина Григорьевна.

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

П.: самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Актуализация знаний

1

  Сегодняшнее путешествие позволит нам открыть еще одну историческую личность, о которой знает вся Европа.

Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. О ком в нем говорится?

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник.

 Совершенно верно. Ребята, попробуйте определить тему урока.

Итак, тема нашего урока “Петр I Великий”

Ответы учащихся.

В стихотворении говорится о Петре I.

Дети предлагают варианты ответов. Петр 1, Петр Великий, царь, император

 П. :  высказывать сое отношение к услышанному, структурировать знания.

 К.: грамотно и четко выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи

3

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

  Предлагаю вам определить вопросы, на которые мы будем искать ответы на уроке.

 Ваши варианты. Задайте их сами.

 1.Кто такой Петр I?

 2.Почему его называют Великим?

 3.Каким правителем был Петр 1?

 4.Что нового внёс в жизнь страны и народа?

 Мы будем наблюдать, размышлять о том, что мы уже знаем, изучим много нового.  

- Посмотрите на даты, записанные на доске. Что они означают?

На доске: 1672г.            (дата рождения Петра)

                 1682 – 1725г.            (годы правления)

Вопросы учащихся .

 Участвуют в диалоге

 Формулируют тему урока.

Высказывают предположения о необычности царя.

 Р. :высказывать свое предположение

   

Открытие нового знания

10

Работа с презентацией

Работа по картине

 Предлагаю просмотр презентации.

С 1721 года наше государство стали называть Российской империей. Во главе государства встал император.

1.Петр Алексеевич Романов первый российский император. Родился в Москве 30 мая 1672 года.

2.Петр был четырнадцатым ребенком у отца, Алексея Михайловича.

3. С одного года воспитывался няньками. Его детство прошло в подмосковных селах Коломенское и Преображенское.  Мальчику исполнилось 4 года- умер отец.

4.В пять лет Петра начали обучать азбуке. Уроки давал дьяк Никита Моисеевич Зотов.

5.Петр проявлял большой интерес к религии и наукам, обучался военной премудрости.  В 1683 году в селе Преображенском, юный царь образовал «потешные полки»

6.В десять лет его провозгласили царем. У Петра были еще два старших брата Иван и Федор. Здоровьем слабые были.  Правила его старшая сестра Софья 7 лет.  

7. … Петр был высокого роста 204 см, но не богатырского сложения.  Носил обувь 39 размера, а одежду 48.

8.Обладал хорошей памятью. Знал немецкий, голландский, английский, французский языки. В совершенстве знал 14 ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу.

В устье реки Невы Петр I решил построить город - крепость.

На небольшом островке по названием Заячий  была заложена крепость , названная Петропавловской . С неё началось строительство Санкт – Петербурга.

Работа по картине В.А. Серова «Петр I»

 Предлагаю детям рассмотреть картину В. А. Серова Петр I.

Кто изображен на картине? Каким показан Петр? Где происходит действие? Какие краски использует художник?  

Возникает ощущение, что Петр возвышается над зрителем, будто он находится на пьедестале. Его движения быстрые и решительные. Он шагает по берегу реки Невы. Там, впереди, по его указанию строится прекрасный город, будущая столица России. О каком городе идёт речь? (Верно, это Санкт- Петербург.)

Правление Петра 1 окончилось в 1725 году.  Петровские преобразования затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю,   направили нашу страну по пути европейского развития.

Изучают презентацию.

 

 

Дети включаются в работу, рассматривают картину , отвечают на вопросы.

Дети предлагают свои варианты ответов.

 

 

                                            

Р. : оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

 ( что я знаю и умею)

Л. : выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Работа  с текстом учебника, словарём. Работа в парах.

Предлагаю детям познакомиться с рубрикой «Это удивительный» мир стр.34. В тексте встречаются неизвестные слова. Вам придёт на помощь словарь с .150, 154. Работа в парах проводится тихо , спокойно, если пара нашла значение слова дают сигнал учителю.

Дети читают определения.

Работа в парах.

Самостоя-тельное добывание знаний.

П.: осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи

К.: высказывают свое мнение в устном виде.

Физминутка

2

 Выполняю физминутку, вместе с учениками.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Первичная проверка понимания обучающимися нового материала

6

Самостоятельная работа .

Сейчас предлагаю выполнить  тестовую работу. Верный ответ нужно подчеркнуть.

1.Сколько лет было Петру, когда он был провозглашен царем?

А) 4 года

Б) 8 лет

В) 10 лет

2. Как назывался полк, с которым юный Петр разыгрывал сражение?

А) «смешной»

Б) «потешный»

В) «игрушечный»

3. Какой рост был у  Петра I ? :

А) 210 см

Б) 204 см

В)  202 см

4. Какой город был основан Петром I на берегу Балтийского моря?

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Одесса

5. Какое прозвище получил Петр I в народе?

А) Великий

Б) Главный

В) Верный

Завершаем  самостоятельную работу.  Молодцы!

Дети

работают самостоятельно.

П.: осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи

К.: высказывают свое мнение в письменном виде.

Закрепление новых знаний

10

Комментирую задания групповой работы.

Учащиеся работают по группам.

П.: осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи

К.: высказывают свое мнение в письменном виде.

Подведение итогов урока

2

Оценивание

2

Рефлексия

3

Информация о домашнем задании.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 
1.Кто такой Петр I?

 2.Почему его называют Великим?

 3.Каким правителем был Петр 1?

 4.Что нового внёс в жизнь страны и народа?

5.Какое значение имеют для вас полученные знания?

- Я сегодня получила огромное удовольствие  работая с вами. Спасибо за работу. Хочется отметить активное участие в уроке ребят….. (имена детей)   Они получают  отметку- 5.

 Те ребята , которые были менее активными отметку- 4. Результаты ваших тестов, сообщу вам на следующем уроке.

- Самой большой гордостью Петра был его флот. Я предлагаю вам завершить наше путешествие и причалить в порт, оценив результат своей деятельность на уроке с помощью разноцветных кораблей по следующим критериям:

Активно участвовал в уроке на всех этапах работы –зеленый кораблик.

Не на всех этапах  урока был активным – желтый кораблик.

У нас получился самый настоящий Петровский флот!

(Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Дети выходят к доске и прикрепляют на рисунок выбранные корабли.)

Прочитать и подготовить пересказ текста  в учебнике стр.33-37, подготовить сообщение по индивидуальным темам.

Высказы-вания учащихся.

Дети оценивают свою работу.

Дети фиксируют задание.

Л.: осознавать собственные достижения при изучении темы

К. : грамотно, четко и точно выражать свои мысли