Урок по окружающему миру 4 класс Великая Отечественная Война Великая Победа
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

Конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_4_klass_.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великая война и великая Победа. 4 класс

Цель урока: формировать понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, победы; уважительное отношение к истории России, своей семьи.

Образовательные:

актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;

расширить знания о военных действиях в начале Великой Отечественной войны;

систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные:

- воспитывать человека-гражданина и патриота, готового защищать мир и своё Отечество;

- уважение к себе в результате достижений целей, поставленных на уроке.

Развивающие:

1. Развивать личностные умения:

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

2. развивать предметные умения:

- понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

3. развивать надпредметные УУД:

Развивать познавательные умения:

-поиска и выделения необходимой информации из различных источников;

-извлекать необходимую информацию из текста.

Оборудование:  учебник Плешаков А.А., компьютер, карточки для работы в группах,  презентация «Великая Отечественная война»

1. Организация класса.

У нас сейчас урок окружающего мира.

– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверке изученного материала. Ребята, по какому разделу мы с вами сейчас работаем?

(Страницы истории отечества)

- Давайте вспомним памятные даты этого раздела.

- У каждой группы на партах лежат конверты желтого и красного цвета. Возьмите конверт желтого цвета, откройте его. Вы видите листочки с датами, ваша задача назвать, чем они знаменательны. Сейчас я даю вам одну минуту, вы обсуждаете в парах и по истечению времени ответите по очереди.

988г – Крещение Руси – князь Владимир

1237г – нападение татаро - монгол – хан Батый

1240г – Невская битва – Александр Невский

1242 – ледовое побоище

1380 г – Куликовская битва – Дмитрий Донской

1480г –освобождение Руси от татаро – монгольского ига

1812 г – Бородинское сражение

1914г – Первая Мировая война

1917г - революция, отречение Николая 2 от престола

1922 г – Образование СССР

3. Изучение нового материала.

- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать посмотрите на экран. (Фрогмент документального фильма «Начало войны»)

Сформулируйте тему урока. Какая цель урока. (продолжить изучать историю нашего Отечества в 20 веке)

Что бы сформулировать нашего урока вам надо будет заполнить карточки, которые лежат у вас на парте.

Начало и окончание Великой Отечественной войны

Сколько лет длилась война?

Когда наш народ отмечает День Победы?

Основные этапы военных действий.

Назовите города-герои

 

На какие вопросы вы смогли дать ответ, а на какие нет. Так какую цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке.

На протяжение всего урока вы будите работать и одновременно заполнять ленту времени.

Что такое война? (Ужас, страх, голод.)

-Как вы думаете, почему эту войну называют Великой войной?

(Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)

-Почему отечественная война? (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)

- Почему победу в этой войне называют великой?

(не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)

Информация учителя.

-1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, когда фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей фашистам покорились 12 европейских стран, в том числе Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. На рассвете 22 июня 1941 года Германия начала войну против Советского Союза. В 3 часа 30 минут части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы. Тысячи германских орудий и минометов открыли огонь по нашей пограничной полосе. Враг рассчитывал на быструю победу. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Заканчивалась она словами «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Нашей стране пришлось воевать с сильным  и жестоким противником. На борьбу с врагом поднялся весь народ, снабжали фронт всем необходимым, за станком стояли дети.

«Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.

Для того что бы вы могли решить поставленные задачи я предлагаю вам на какое-то время стать историками погрузится в эпоху ВОВ, изучить главные события того времени. Для этого вы будете работать в группах. Каждая группа получит свое задание для изучения. После чего поделится своими исследованиями.

Информация учителя.

-Одно из первых сражений произошло у пограничной Брестской крепости.

Около месяца пограничники вели непрерывный бой, сдерживая напор врага. Почти все погибли.

Но враг стремился вглубь страны и приблизился к Ленинграду.  Окружив город и отрезав его от тыла. Люди остались без  воды и еды. Началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

А в это время германское командование было уверено, что скоро они войдут в Москву, и закончится война. Но для  защиты  столицы шли войска из разных концов страны. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Победа под Москвой  воодушевила всех людей.

Но фашистские войска начали новое наступление в направлении Сталинграда. (Волгограда)  Началась 6 месячная Сталинградская битва. В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс. гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны.

Поиск информации в учебнике стр. 143 и дополнительном материале

Информация учителя.

-Но враг не хотел сдаваться и начал новое наступление в Курском направлении. Враг хотел окружить и уничтожить наши войска.

Но советское командование разгадало замысел врага. 12 июня 1943г под деревней Прохоровка началось танковое сражение.

Сражение под Курском закончилось победой Советской Армии. И в честь этого прозвучал первый салют в Москве.

После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

В начале 1945г советские войска вступили на территорию Германии.  

Давайте найдем в учебнике кто - же руководил войском?

Поиск информации в учебнике стр. 144 (Маршал Георгий Константинович Жуков)

-И добравшись до Берлина, водрузили знамя Победы над Рейхстагом

В ночь с 8 по 9 мая 1945 года состоялось подписание договора о безоговорочной капитуляции Фашистской Германии.(т.е Германия признала свое поражение)

Настал день Великой Победы.

Физминутка

Шел 1945 год. Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков приближалась к концу. Разгромив фашистов на территории СССР, наши войска протянули руку помощи порабощенным странам Европы. Они сражались за свободу Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии. Вели бои за освобождение Чехословакии, Югославии. Весной 1945 года советские войска подошли к столице фашистской Германии – городу Берлину.  16 апреля 1945 года началось последнее из гигантских сражений Великой Отечественной войны – битва за Берлин.

Этой битвой руководил маршал Г. К. Жуков. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием Рейхстага (парламент).  Представители германского командования подписали документ, в котором признали свое поражение.  День 9 мая стал Днем Победы.

У каждой войны есть свои герои. Свыше 11 тысяч воинов разных национальностей удостоены звания Героя Советского Союза!

    За героизм и мужество званием «Город-герой»  отмечены города  Москва, Ленинград (сегодня Санкт-Петербург), Тула, Киев, Сталинград (сегодня Волгоград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».

- Добились ли мы поставленных целей?

VII. Закрепление изученного

- На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

Где были немецкие войска в феврале? (Окружили Ленинград.)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

А когда они находились у Москвы? (В конце октября.) ~ Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала, из Сибири, с Дальнего Востока.)

Когда советская армия перешла в наступление? (В начале 1942 г.)

Где одержали первую победу? (Под Москвой.)

Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (Летом 1942 года.)

- Сколько времени продолжались бои? (Около двух месяцев.)

Где разгорелось сражение летом 1943 года? (Под Курском.)

Чем стала эта победа? (Началом крупного наступления.)

Когда была полностью освобождена территория Советского Союза? (В 1944 года.)

Когда был штурм Берлина и кто руководил им? (В апреле 1945 года, руководил маршал Жуков.)

Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? (День Победы.)

Какой была цена Победы? (26 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

А теперь запишем домашнее задание стр. 140-146 ответить на вопросы в конце параграфа, р.т. стр….

- На этом наш урок закончен. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств патриота и гражданина нашего Отечества, воспитанию уважения к  славным страницам прошлого. любьви и уважению к матерям, которые провожа...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Города-герои, города воинской славы». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечеств...

Урок по окружающему миру "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Урок по окружающему миру "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...