1 Класс Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Балашова Татьяна Степановна

Технологическая карта урока

урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_kl._okr._mir.docx247.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Балашова Т.С.

Предмет: окружающий мир. 1 класс.

Тема: «Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой.

Задачи:

Обучающие

-путем практического исследования и моделирования природных явлений вывести свойства снега и льда;

-в процессе коллективного обсуждения и тестирования выявить уровень понимания и запоминания изученного материала;

-подвести к необходимости в самостоятельном поиске информации.

Развивающие

-развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

-развивать умение работать в группе.

Воспитательные

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любовь к природе, формировать экологическую культуру.

Предметный результат

-практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию свойств снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов ( какие бывают снежинки и как выглядят льдинки);

-наблюдать форму снежинок, выявлять основные свойства снега (белый, непрозрачный, рыхлый) и льда (бесцветный, прозрачный, хрупкий) и отображать её в рисунках;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-выявлять уровень понимания и запоминания их свойств.

УУД

1.Познавательные УУД:

-закрепить умение представлять информацию в виде алгоритма;

-сформировать умение сравнивать, обобщать информацию и делать выводы.

2.Регулятивные УУД:

-сформировать умение концентрировать внимание;

-закрепить умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

3.Коммуникативные УУД:

-сформировать умение работать в паре;

-сформировать умение представлять результат своей деятельности и результат деятельности пары.

4.Личностные УУД:

-сформировать положительную мотивацию к обучению;

-создать позитивное эмоциональное отношение учеников к предмету.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

  1. Самоопределение к деятельности

       Цель:включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

- Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

Я желаю всем сегодня подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира

- настраиваются на предстоящую работу в классе;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной форме по теме;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- прогнозировать предстоящую работу;

- формировать умение настраивать себя на продуктивную работу;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

- обеспечить познавательную мотивацию учащихся к обучению;

- прививать интерес к познавательной деятельности;

- содействовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?);

- формировать интерес к изучению предмета (темы);

Самооценка готовности к уроку.

Оценка эмоционального состояния.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

        Цель: осознание потребности в выполнении элементарных интересных заданий, делать самостоятельные открытия, потребности к расширению своих знаний об окружающем мире.

 - Какие реки ты знаешь? Назови.

 - А как река образуется?

 - Чем различаются река и море?

 - Можно ли искупаться в море, не выходя из дома?

- Можно ли сейчас увидеть, как течет река? (нет, зимой река покрыта льдом)

 - Отвечают на вопросы учителя, используя знания, полученные на прошлом уроке,

- проверяют выполнение домашнего задания,

 (сделать морскую воду).

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

- анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- обосновывать свои суждения;

- формулировать свои  затруднения, которые возникли при выполнении задания;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- определять границу «знания-незнания»;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- понимать причины успешного выполнения задания;

- проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учащихся к уроку и предмету;

Фронтальный опрос.

  1. Постановка учебной задачи

        Цель: создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, откуда берутся снег и лед?

- Раз снег и лёд – это замерзшая вода, значит, они они одинаковые?

- Чем различаются снег и лед?

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы ,т.е. предположения, доказывать или опровергать их. Проводить опыты и делать выводы. Благодаря этой работе, мы узнаем много нового и интересного.

- делают предположения, опираясь на свой жизненный опыт;

- проговаривают проблему,

- определяют и осмысливают цели урока, участвуют в их обсуждении, анализируют;

- определяют тему урока.

- ставят учебные задачи при помощи учителя.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- поиск и выделение необходимой информации;

 - анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- формулировать и отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать задачи урока;

- определять границу «знания-незнания»;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- определять и высказывать самые простые, общие правила;

- понимают значение новых знаний  для человека и принимают его;

- проявлять интерес к новому содержанию;

- ценностное отношение к умению самостоятельно определять и формировать задачу;

Самооценка умений определять и формулировать проблему, цель урока

  1. Построение проекта выхода из затруднения.  

        Цель: создание условий для выявления свойств снега и льда.

- создает условия для запоминания научного материала через интересную статью и сказочную историю, загадки.

Чтение сказочной истории.

Выявление признаков зимы.

На столах у детей по два прозрачных стакана. В одном снег, в другом кусочек льда.

- Начинаем исследование

Свойства льда:

НАБЛЮДЕНИЕ 1.

 Рассмотрите лед. Какого он цвета?

НАБЛЮДЕНИЕ 2

. Приставьте цветной карандаш

 к стаканчику со льдом.

 О каком свойстве идет речь?

НАБЛЮДЕНИЕ 3.

При ударе молотком

по куску льда, лёд может разбиться.

Значит, лед …..

Чтение и отгадывание загадки.

 Работа с текстом «Тайна снежинок».

Тайна снежинок.

Раньше думали, что снег- это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко-высоко в небо, где очень холодно и здесь сразу же, из водяных паров,  образуются  крошечные  льдинки-кристаллики.  Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков.  Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.

Свойства снега

НАБЛЮДЕНИЕ 1.  В стакане –снег. Какого он цвета?

НАБЛЮДЕНИЕ 2.  Посмотрите сквозь стакан со снегом. О каком свойстве снега это говорит?  

НАБЛЮДЕНИЕ 3.   Потрогайте палочкой снег. Какой он? О каком свойстве это говорит?  

НАБЛЮДЕНИЕ 4. Откуда в стакане появляется вода?

Какой можно сделать вывод?

-отвечают на вопросы учителя, воспринимают информацию, читают сказку, статью, загадку;

-отгадывают загадку.

Бесцветный

Прозрачный

Хрупкий

Белый

Непрозрачный

Рыхлый

В тепле превращается в воду.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- выделять существенную информацию из текста;

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- аргументировать свою позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- развивать познавательную активность учащихся;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

 Физкультминутка.

- организовывает проведение физкультминутки;

- создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания.

Солнце небо греет слабо.

      По ночам трещит мороз.

     Во дворе у снежной бабы

    Побелел морковный нос.

      В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда.

     Зимой на улице холодно, морозно. Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают. Давайте и мы с вами

п о т а н ц у е м!

- выполняют комплекс упражнений для глаз;

- выполняют физкультминутку;

- повторяют упражнения за учителем.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

        Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

- Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

- О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Проверка по  эталону.

Что можете рассказать про снег и лед? (Опора на слайд)

Продолжаем работу в парах: по карточкам

«Сравниваем! Делаем вывод!»

- выполняют задание в группе, рассматривают снежинки в стакане, готовят ответы на поставленные вопросы,

- представляют результат.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы;

- определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы;

- слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- закреплять умение осуществлять взаимный контроль;

- самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- иметь ценностное отношение к умению самостоятельно анализировать свои действия, оценивать и делать выводы;

Работа в паре, взаимооценка, самоконтроль, самооценка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

        Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Раздает полоски бумаги для ответа на вопросы теста.

Читает вопросы теста.

Вопросы теста:

1. Снег при таянии превращается в воду____

2. Если вода замерзает, она превращается в лед____

3. Снег бесцветный_____________________

4. Лед прозрачный____________________________

5. Лед хрупкий_________________________

6. Снег рыхлый_______________________________

7. У снежинки 5 лучей________________________________

8. Снег прозрачный___________________________

9. Все снежинки одинаковые___________________________

10. Снег белый________________________________

Эталон (слайд)

- выполняют задания, используя приобретенные знания, в практической деятельности

- исправляют ошибки и сверяют решение с эталоном;

- оценивают свою работу согласно критериям;

- заполняют оценочные листы;

Отвечают на полоске бумаги. Если согласны ставят «+», не согласны «0».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- извлекать необходимую информацию,

- совершенствовать технику смыслового чтения;

- анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы;

- делать выводы в результате совместной деятельности класса, группы или пары;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- закреплять умение самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

- формировать умение самостоятельно выполнять задание и контролировать себя;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- самостоятельно выполнять работу, понимая личную ответственность за результат;

- формировать ценностное отношение к новому учебному материалу;

- ценностное отношение к умению применять новые знания, работать по алгоритму;

- формировать адекватную самооценку.

Самопроверка по эталону.

Коррекция допущенных ошибок.

Самоконтроль, самооценка.

  1. Включение в систему знаний и повторений.

        Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

1. Предлагает дома рассказать родителям о свойствах снега и льда.

2. Предлагает во время прогулки рассмотреть снежинки, нарисовать в альбоме 5 различных снежинок.

(- побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся).

- воспринимают информацию,

- выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- находить, перерабатывать, использовать информацию для решения учебных задач;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему, алгоритм, таблицу, план);

- творческое применение знаний и умений;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- осуществлять самоконтроль, коррекцию своих ошибок;

- осуществлять самооценку своей деятельности;

- соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности, к самооценке

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

       Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- создает ситуацию для анализа своей работы на уроке;

Предлагаю ответить на вопросы, прочитав на слайде

Самооценка своей деятельности на уроке:

Предлагаю взять веер – светофор и показать цвет, соответствующий вашей деятельности на уроке.

- осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат;

- оценивают достижение поставленных целей;

Учащиеся высказывают свое мнение.

Красный сигнал – мне было трудно

Желтый сигнал – мне было трудно иногда

Зеленый сигнал – мне было легко.

 Сравнивают свои оценки, высказывают мнения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

- анализировать результаты работы, сравнивать с правильным ответом, делать выводы;

- анализировать, сравнивать разные виды решения задания;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- определять последовательность действий (алгоритм) для решения предметной задачи;

- формировать умение проводить сравнение, обобщать;

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- развивать монологическую и диалоговую речь;

- развивать умение слушать и понимать речь других;

- строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию;

- формировать умение адекватно оценивать работу других учеников;

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

- выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

- осознают свои возможности в учении;

- оценивать результат своей работы;

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет;

- успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;

- формировать положительную мотивацию к учению, через создание ситуации успеха каждого ученика;

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

Рефлексия с использованием приёма «Светофор»

Оценка эмоционального состояния.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Проверочная работа по окружающему миру на тему «Карта – наш экскурсовод», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему "Карта-наш экскурсовод", 4 класс, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой ("Перспектива")...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «По равнинам и горам», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Проверочная работа по окружающему миру на тему «В поисках подземных кладовых», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)

Тест по окружающему миру на тему «Зона лесов», 4 класс, окружающий мир, УМК А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой («Перспектива»)...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...