Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный год

Название программы:  Природа родного края

Направление программы: эколого-биологическое

Класс 2

 Рабочая программа  представляет собой целостный документ, включающий разделы:

  1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
  2. Обеспеченность учебной программы УМК.
  3. Цели изучения курса.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы внеурочной деятельности
  5. Структура курса.
  6. Календарно -тематическое планирование .

На изучение  предмета отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_kl._priroda_rodnogo_kraya.2020-2021.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________________

 августа 2020 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ CОШ№ 80

_____________________

Приказ №_______ от сентября 2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

________________

 августа   2020 г.

«Согласовано»

на заседании МО учителей начальных классов ( протокол №1 )

Руководитель МО_________

 августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

на 2020- 2021 учебный год

Название программы:  Природа родного края

Направление программы: эколого-биологическое 

 

Учитель:  Шапиро Вера Ивановна

Класс: 2

Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год

1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

3

Письмо Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 02.08.2018 г.  № 80-11/7256 «Разъяснения по отдельным вопросам применения ФГОС ООО»

2. Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности

Учебно-методическая литература

1

Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2020

    Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2020.

    Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2020.

Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2020.

Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 2016.

  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2020.

Аксененко Е. Самый маленький заповедник / Е. Аксененко, В. Вепринцев // Коммуна. – 2018. – 31 авг.
           Андреева М. Знакомая динозавра / М. Андреева // Воронежский курьер. – 2010. – 14 окт.
           Бабенко В. Галичья гора: «гербарий» ледникового периода / В. Бабенко // Наука и жизнь. – 2006. - № 5. - С. 142 – 144. 
           Бежал по снегу еж: Рассказы / Л. Семаго. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 320 с. 
           Бокова Е. И воды стали горьки / Е. Бокова // Бумеранг. – 2003. - № 11.
           Ботанический феномен / подготов. С. Калюжная // Бумеранг. – 2010. - № 5. – С. 4.
           В краю дубрав и золотых нив.- Воронеж: Центрально- черноземное книжное издательство, 1987. – 160 с.
           Валагин А. Шумел камыш / А. Валагин // Воронежский курьер. – 2008. – 16 дек. 
           Воронежское водохранилище: комплексное изучение, использование и охрана / В.М. Мушон, Т.В. Склярова, Г.С. Пашнев и др. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1986.- 188 с.
           Гоббе Л.А. Мои питомцы и друзья. Издание второе, дополненное.- Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1977. – 199 с.
           Григорьевская А.Я. Флора города Воронежа/ А.Я. Григорьевская. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000.- 200с., цв. вкл.
          Грищенко М. Живи, река, большая и маленькая / М. Грищенко // Воронежский курьер. – 2008. – 20 сент.
          Ефремов Э. Особый статус. История Каменной степи продолжается / Э. Ефремов // Родное Черноземье. – 2010. – ноябрь.
          Заповедная природа Воронежского края / сост. Л. Ф. Полпова, Л. И. Зимина. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. – 280 с.
           Кройчик С. / По законам красоты / С. Кройчик // Коммуна. – 2010. – 19 февр.
           Легенды Воронежа: Фотоальбом. Кн. 1. – Воронеж, 1999.
           Низовцев В. Воронежский заповедник / В. Низовцев // Живописная Россия.
           Низовцев В. Природа Воронежской области / В. Низовцев // Живописная Россия. – 2006. - № 3. - С. 33-36.
           Никитянская пустошь / К. Успенский // Воронежский курьер. – 2011. – 5 июня.
           Овчинникова А. Жемчужина Дона – Дивногорье / А. Овчинникова, Н. Овчинникова // Лазурь. – 2010. - № 8. - С. 11 – 14.
           Песков В. М. Окно в природу. Книга первая. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 2003. – 432 с.
          Песков В. Река-легенда / В. Песков // Комсомольская правда. – 2007. – 11 – 18 окт. – С. 17.
          Печенюк Е. Хоперский заповедник / Е. Печенюк // Бумеранг. – 2010. - № 3. – С. 4. 
          Платонов В. Калмыцкое название в русской степи / В. Платонов // Коммуна. – 2010. – 9 дек.
          Родионова Н. Уникальные ольшаники / Н. Родионова // Бумеранг. – 2010. - № 12. – С. 5.
        Славгородский.В.«История зверей и птиц Воронежского края. Записки натуралиста» – Чернозем. кн. изд-во, 2015.

 Самый маленький заповедник / Е. Аксененко, В. Вепринцев // Коммуна. – 2010. – 31 авг.
          Усманка на ремонте / В. Песков // Комсомольская правда. – 2008. – 25 сент. – 2 окт. – С. 32.
          Успенский К. Лесная быль / К. Успенский // Воронежский курьер. – 2011. – 31 мая.
          Успенский К. По следам великого натуралиста / К. Успенский // Воронежский курьер. – 2010. – 13 июля.
          Харченко Н. А. Ласка / Н. А. Харченко, Н. Н. Харченко // Охота и рыболовство. – 2009. - № 12.
         Чубурин П.Ф. Земля Воронежская / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство, 1984. – 80 с.
          Шилов В. Горы воронежские / В. Шилов // Воронежский курьер. – 2009. – 24 янв. 

ЦОР и ЭОР

  http://zanimatika.narod.ru/RF36.htm

http://priroda36.ru

http://planeta.tspu.ru

Материально-техническое обеспечение

 Компьютер

 Проектор

Настенный экран

3. Цели и задачи изучения программы

Программа внеурочной деятельности по эколого-биологическому направлению «Природа родного края» является предметно-ориентированной (образовательная область «Естественнонаучные предметы. Окружающий мир»)   и направлена на достижение следующей цели: 

формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников, бережного и трепетного отношения к природе родного края и страны в целом.

Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формирование   осознанных   представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5.   Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания программы внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметными результатами изучения программы  «Природа родного края» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание(в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы,
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа  (класс,  школа, семья и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской  области;
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • неживое и живое в природе Воронежской  области;
  • основные группы растительных и животных организмов Воронежской  области и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • самоценность любого организма;
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем Воронежкой области (леса, луга, озера  и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • различия съедобных и несъедобных грибов;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы Воронежского области;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  1. Структура курса

Название раздела

Количество часов

1

В гостях у Осени

9

2

В гости к Зиме

9

3

В гости к Весне

9

4

В гостях у Лета

8

Итого

35

6. Календарно- тематическое планирование занятий по внеурочной деятельности

«Природа родного края» во 2 классе ( 1 час в неделю, 35 часов в год)

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые предметные результаты

Характеристика основных видов  деятельности учащихся

План.

Факт.

***

***

***

В гостях у Осени

9

1

В гостях у Осени. Краски осени

1

Учащиеся должны знать:

наиболее типичных представителей животного мира России, Воронежской  области;

какую пользу приносят представители животного мира; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных.

Что планета Земля - наш большой дом;

Солнце - источник жизни на Земле неживое и живое в природе Воронежской  области;

основные группы растительных и животных организмов Воронежской  области и их приспособленность к условиям существования (примеры);

влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

самоценность  любого организма;

значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

различия съедобных и несъедобных грибов;

позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

способы сохранения окружающей природы Воронежского области;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме; экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц родного края на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) .

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности

Приводить примеры явлений природы Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы Характеризовать экосистемы Воронежского края. Описывать климат, особенности растительного и животного мира разных природных зон Воронежской области. Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев

и кустарников .

Работая в паре,  узнавать изученные деревья и

кустарники по листьям. Раскрашивать листья

в соответствии с их осенней окраской.

Сравнивать состояние лиственных и хвойных

растений осенью. Узнавать изученные хвойные

растения.

Воспринимать и  описывать красоту звуков и

красок осени. Работать со взрослыми: определять  деревья и кустарники в природе,  наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных

деревьев, фиксировать результаты в виде записей в рабочей тетради Знакомиться  с растениями цветника по натуральным образцам.

Работать со взрослыми: определять растения

цветников возле дома и (или) в его окрестностях,  фиксировать  результаты работы в виде

записей, рисунков, фотографий. Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике  узнавать и  рассказывать о строении гриба, самостоятельно  рисовать  схему строения гриба,  осуществлять  самопроверку.

Устанавливать  связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника  рассказывать  о разнообразии насекомых. Устно  описывать  паука-

крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные

особенности окраски насекомых. Прослеживать  по рисункам-схемам превращения различных насекомых,  осуществлять самопроверку,  моделировать в виде схем-

аппликаций превращение насекомых.

По своим наблюдениям  отвечать  на вопросы о птицах.

Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим.  Узнавать  на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелётные и зимующие).  Приводить примеры перелётных и зимующих птиц. Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев,  соотносить  их внутренний смысл с природными особенностями

зимних месяцев и с событиями в жизни людей.  Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников с помощью выразительных средств русского  языка, сочинять устный рассказ по картине, сочинять и  записывать произведение любого

жанра о зиме.

Подбирать в творчестве народов своего края

народные приметы и  прогнозировать изменение погоды,  наблюдать  и отмечать характер

погоды. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой весной, фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение весны Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках и в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики. Работать со взрослыми: наблюдать за весенним цветением растений, ,  выражать свои предпочтения в рисунке или фотографии. Сравнивать  старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом,  фиксировать результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение лета. Сравнивать результаты наблюдений в разные сезоны года,  делать  выводы об изменениях погоды в течение года.

2

В царстве растений

1

3

Осенние прогулки по воронежскому  лесу

1

4

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

1

5

Для самых любознательных. Соображалки

1

6

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

1

7

В царстве рыб

1

8

Народные приметы осени

1

9

Происхождение названий месяцев

1

***

***

***

В гости к Зиме

9

10

В гости к Зиме. Зимние месяцы

1

11

Народный зимний календарь

1

12

Для самых любознательных. Новый год

1

13

Зимние слова. Декабрь в народном календаре

1

14

Жизнь животных зимой

1

15

Для самых любознательных. Красная  книга

1

16

Растения зимой

1

17

Зимние мотивы-стихи, песни, забавы

1

18

Как относятся к деревьям разные  народы

1

***

***

***

В гости к Весне

9

19

В гости к Весне. К истокам слова

1

20

Растения весной

1

21

Первоцветы Воронежского  края

1

22

Береза-символ России

1

23

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья

1

24

Верные друзья

1

25

Звери весной

1

26

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

1

27

Первые насекомые

1

***

***

***

В гостях у Лета

8

28

В гостях у Лета. К истокам слова

1

29

Признаки хорошей погоды. Ненастье

1

30

Как образуется дождь?

1

31

Почему бывают грозы?

1

32

Отчего бывает радуга?

1

33

В лес по ягоды пойдем

1

34

Охраняемые природные территории и объекты

1

35

Подведение итогов

1

***

***

***

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021

Рабочая программа по литературному чтению 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021

Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку 2020-2021

Рабочая программа по русскому языку 2020-2021 УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа 1-4 классы 2020-2021

Рабочая программа по всем предметам 1-4 классы " Школа России" 2020-2021 уч.год...

Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год.

Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год....

Рабочая программа по английскому языку 2020-2021 2-4 классы автор вербицкая

Актуальность и новизна настоящей рабочей программы состоит в том, что она учитывает особенности обучения английскому языку младших школьников. Она полностью отвечает требованиям времени и в соотв...

Рабочие программы для второго класса (2020-2021 учебный год)

Рабочие программы для второго класса (2020-2021 учебный год)...