Рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2020-2021 г.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру
Количество часов по учебному плану: 33 учебные недели, 66 часов в год, в неделю 2 часа
Учебник: Окружающий мир.1 класс. В 2-х частях. Автор: А.А.Плешаков — М.: Просвещение, 2017г.
Содержание:
Стр. | |
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» | |
II.Содержание учебного предмета «Окружающий мир» | |
III.Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение следующих личностных
результатов:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование следующих умений:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу, растения дикорастущие и культурные, деревья, кустарники, травы, животных диких и домашних, насекомых, рыб, птиц;
- распознавать основные признаки времен года, некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
- описывать, характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
- характеризовать признаки времен года;
- объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
- следовать правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и своем населенном пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- соблюдать правила личной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года, правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей, основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания, знать о культуре поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе первоклассники получат возможность научиться использовать приобретенные знания, умения, учебные действия в практической деятельности и повседневной жизни:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города;
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
- осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).
- Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Введение (1 час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире.
Что и кто? (20 часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (12 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 час)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
3.Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир"
№ | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Введение | 1 ч. |
2. | Кто и что? | 20 ч. |
3. | Как, откуда и куда? | 12 ч. |
4. | Где и когда? | 12 ч. |
5. | Почему и зачем? | 21ч. |
Итого: | 66ч. |
11 | Что это за листья? Практическая работа "Определение деревьев по листьям" | 1 | |||
12 | Что такое хвоинки? Практическая работа "Определение дерева по предложенным хвоинкам" | 1 | |||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | |||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | |||
15 | Кто такие птицы? Практическая работа "Исследование строения пера птицы" | 1 | |||
16 | Кто такие звери? Практическая работа " Исследование шерсти животных" | 1 | |||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | |||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | |||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | |||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | |||
Как, откуда и куда?-12ч | |||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | |||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Практическая работа "Опыты с водой" | 1 | |||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | |||
25 | Как путешествует письмо? | 1 | |||
26 | Куда текут реки? | 1 | |||
27 | Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа "Опыты по исследованию снега и льда" | 1 | |||
28 | Как живут растения? Практическая работа "Наблюдение за ростом и развитием растений" | 1 | |||
29 | Как живут животные? | 1 | |||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа "Изготовление простейших кормушек и подбор корма" | 1 | |||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |||
32 | Откуда в снежках грязь? Практическая работа "Исследование снежков на наличие загразнений" | 1 | |||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |||
Где и когда?-12ч | |||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | |||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |||
36 | Когда придёт суббота? Практическое занятие | 1 | |||
37 | Когда наступит лето? | ||||
38 | Где живут белые медведи? Практическая работа "Работа с глобусом" | 1 | |||
39 | Где живут слоны? | 1 | |||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | |||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | |||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |||
44 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | 1 | |||
45 | Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | ||||
Почему и зачем?-21ч | |||||
46 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | |||
47 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |||
48 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | |||
49 | Почему звенит звонок? Практическая работа "Как возникает звук" | 1 | |||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |||
51 | Почему мы любим собак и кошек? | 1 | |||
52 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |||
53 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |||
54 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |||
55 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |||
56 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |||
57 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |||
58 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |||
59 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |||
60 | Зачем нужны поезда? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
61 | Зачем строят корабли? | 1 | |||
62 | Зачем строят самолёты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |||
63 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |||
64 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |||
65 | Презентация проекта "Мои домашние питомцы" | 1 | |||
66 | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для 3 класса 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса на 2020-2021 учебный год к учебнику «Окружающий мир 3 класс» А.А. Плешакова, УМК «Школа России». В программе представлены кал...
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021
Рабочая программа по окружающему миру 2020-2021 УМК " Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по математике 1 класс 2020-2021 у.г.
рабочая программа по математике 1 класс 2020-2021 у.г....
рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2020-2021 у.г.
рабочая программа по окружающему миру 1 класс 2020-2021 у.г....
рабочая программа по технологии 1 класс 2020-2021 у.г.
рабочая программа по технологии 1 класс 2020-2021 у.г....
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...