Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Молчанова Ксения Сергеевна

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;

Задачи:

1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показать её значимость, познакомить с видами исторических источников;

2) Воспитательные: воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, формировать представления о необходимости изучения истории;

3) Развивающие:  развивать интерес к изучению истории, речевой навык, способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мир глазами историка».

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;

Задачи:

1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показать её значимость, познакомить с видами исторических источников;

2) Воспитательные: воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, формировать представления о необходимости изучения истории;

3) Развивающие:  развивать интерес к изучению истории, речевой навык, способствовать формированию знаний об исторических источниках, их видах.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, печатный материал.

Ход урока:

I Организационный момент.

Добрый день ребята. Проверьте готовность к уроку. 4 сек.

II  Актуализация знаний.

 Слайд № 2 . Посмотрите внимательно. Как вы думаете ,что это? ( предположения детей)

Это машина времени. Что может машина времени? (На ней можно путешествовать в прошлое и будущее)

Об этой машине мечтают ученые историки. Как вы думаете, почему?

Сегодня  нам на  полчаса одолжили  такую машину. Поможем историкам?

Чьими глазами мы посмотрим на мир?  ( Глазами историков)

Слайд №3 + тема дублируется на доске    3 мин.

III Изучение нового материала.

Любое путешествие требует тщательной подготовки . Поэтому прежде ,чем отправиться  в путь нам нужно продумать план своего путешествия. Как вы думаете, что нас,  как историков,  будет сегодня интересовать? ( ответы детей)

Задачи урока: ( на доске)

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ?

 3 мин.

Перед началом работы ,команды , определите капитана. 10 сек.  на размышление. Команды готовы к путешествию?  10 сек.

У каждой команды на столах план путешествия и  конверты с заданиями. Капитаны вскрывают конверт № 1. Команда  выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания 5 минут.

(Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?)

Проверка задания+ Слайд № 4 + дублируется на доске.

Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ вы будете давать только на 1 вопрос. Начнём с команды № 4 . Капитан команды прочитает нам инструкцию и расскажет, как вы ответили на вопрос № 1.

Капитан 3 команды прочитает вопрос № 2 и скажет как ответила его команда.

Капитан 2 команды. Прочитайте вопрос № 3. Какой ответ дала ваша команда?

Капитан команды № 1 Прочитайте последний вопрос и ваш ответ.

Какие новые слова встретились при знакомстве со статьёй? Мы знаем,  кого называют историками. А что такое архивы?(Хранилища документов).  4 мин.

Теперь мы знаем что такое история.

 А для чего нужно изучать историю? Как вы считаете? ( Ответы детей). Ответы все разные. Поможет нам разобраться в этом вопросе задание ,которое находится в конверте № 2. Капитаны вскрывают конверт и работают с командой чётко по инструкции.

Инструкция:

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки  заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями. 3 команда

 1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки. 1 команда

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке. 2 команда

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было  весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в  настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого. ( 4 команда) 2 мин.

Капитан 3 команды прочитает нам инструкцию. Какой ответ выбрала  ваша команда?

Капитан 1 команды, какой ответ выбрали вы?

Капитан 2 команды, ваш выбор?

Капитан 4 команды, что ваша команда выбрала?2 мин

Перед нами дверь. А на двери замок. Слайд №  6

Эта дверь ведёт в загадочный мир истории. Но прежде , чем попасть внутрь , нужно раздобыть ключ. Ключ в конверте № 3.Задание выполняйте чётко по инструкции.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Какое слово получилось? (Археология) +Слайд № 7

А вот и ключ.

 

Говорили о истории, а в кроссворде новое слово.( На доске слово археология + вопрос.).

Какая же связь между  археологией и историей?  Найдите ответ на этот вопрос на стр. 32 учебника. Как называют учёных ,которые занимаются археологическими раскопками?

( Археологи) появляется слово в словаре. Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.

Физминутка.

Мы идём , идём, идём.

В руках лопату несём.

Раз копнём, два копнём, три копнём.

В руки кисточку возьмём.

Раз махнём, два махнём, три махнём.

Находку ценную найдём.

 Конверт № 4. Капитаны открывают конверты и чётко следуют инструкции.

Дети собирают в группах пазлы с изображением различных предметов.(монета ,платье, ваза ,летопись).

Как одним словом можно зазвать все  предметы, которые мы с вами нашли? ( Археологические находки)

Давайте посмотрим на эти археологические находки  глазами историков? ( Исторические находки)

Все эти вещи с точки зрения историков являются  историческими источниками.  Так какие бывают исторические источники? слайд

Как и полагается в конце путешествия капитан, и члены его команды подводят итог всего путешествия. Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии , используя слова словаря.  Можете посовещаться. Кто хочет попробовать? Кто ещё попробует?

Машину времени пора возвращать, а нам возвращаться в класс. Хотелось бы ,чтобы каждый из вас оставил свои впечатления о путешествии. Перед вами последний 5 конверт. В нём бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку.

Продолжите предложения, пожалуйста.

  •  Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Домашнее задание (слайд)

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема урока: «Мир глазами историков».

Слайд 3

5конвертов ЗАДАЧИ: 1. Что такое история? 2. Для чего нужно изучать историю? 3. Какие бывают исторические источники? Если ответ на вопрос найден, то в поставь

Слайд 4

История-это… ? - наука ,которая изучает прошлое. С греческого языка переводится , как «рассказ о прошлом». Историю изучают учёные - историки. Они трудятся в архивах , музеях, библиотеках.

Слайд 5

Для чего мы изучаем историю ? Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки заселяли, осваивали и защищали нашу страну. Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки . Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков . Мы изучаем историю для того, чтобы в настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Слайд 8

Что такое археология?

Слайд 9

Какая связь между археологией и историей?

Слайд 11

Вещественные источники: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты и т. д.

Слайд 12

Письменные источники: различные документы , берестяные грамоты, рукописи и другие печатные материалы.

Слайд 13

Устные источники: п редания, былины, легенды, баллады, сказки, частушки и т. д.

Слайд 14

Домашнее задание Учебник стр. 29-35 Рабочая тетрадь стр. 18



Предварительный просмотр:

               Тема
«Мир  глазами урока:     историков». 



Предварительный просмотр:

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?

Инструкция.

Дорогие ребята!

Вы работаете в команде, а это значит все вместе, дружно. За  работу  команды отвечает капитан.  Чтобы работа была выполнена быстро и точно , капитан распределяет  задание между участниками команды.

1.Прочитайте текст на  стр. 29-31 учебника .

2. Найдите ответы на вопросы.

3. Запишите ответы в бланке с вопросами.

ВОПРОСЫ:

1. Что такое история?

2. Как переводится  слово « история» с греческого языка?

3. Как называют учёных,  которые  изучает историю?

4. Где трудятся  ученые-историки?

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы было  весело.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы в  настоящем и будущем не совершать ошибок прошлого.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы научиться читать разные исторические книги.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы знать как жили наши предки.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю, чтобы знать чем мы похожи , а чем различаемся от наших предков.

2.Мы изучаем историю для того, чтобы не было скучно на уроке.

Инструкция.

Не забывайте о том, что ВЫ -  единая КОМАНДА. Работайте дружно. Слушайте вашего командира.

 Отвечая на вопрос : « Для чего мы изучаем историю?» , выберите из списка утверждений то, которые считаете наиболее верные.

1.Мы изучаем историю для того, чтобы знать, как наши предки  заселяли, осваивали и защищали нашу страну.

2 Мы изучаем историю для того, чтобы было о чём поговорить с друзьями.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

ПОМНИТЕ О ЕДИНСТВЕ КОМАНДЫ! Все задания выполняйте вместе. Капитан  в ответе за свою команду.

1.Прочитайте рубрику « Ключи от заветной двери» на  стр. 31.

2. Разгадайте кроссворд.

3. Выпишите выделенное  слово, которое у вас получилось.

Инструкция.

Перед вами археологические находки. Найдены они были по частям. Ваша задача собрать их , склеить, составить о предмете рассказ по плану и рассказать у доски.

Капитаны, распределите обязанности между членами своей команды!

План:

1. Что это за предмет?

2. Кто мог быть  владельцем этого предмета?

3. Как использовался этот предмет?

Инструкция.

Перед вами археологические находки. Найдены они были по частям. Ваша задача собрать их, склеить, составить о предмете рассказ по плану и рассказать у доски.

Капитаны, распределите обязанности между членами своей команды!

План:

1. Что это за предмет?

2. Кто мог быть  владельцем этого предмета?

3. Как использовался этот предмет?



Предварительный просмотр:

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

 НУЖНО ИЗУЧАТЬ

 ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

Задачи:

1.ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

2.ДЛЯ ЧЕГО НАМ

 НУЖНО ИЗУЧАТЬ

 ИСТОРИЮ?

3. КАКИЕ БЫВАЮТ ИСТОРИЧЕСКИЕ

ИСТОЧНИКИ?

5       5            5            5



Предварительный просмотр:

Задачи урока:

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

История-это наука, которая изучает прошлое.

 

 2.ДЛЯ ЧЕГО                

     ИЗУЧАТЬ                                                    

НАМ НУЖНО ИСТОРИЮ?

                   3. КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ БЫВАЮТ ИСТОЧНИКИ?



Предварительный просмотр:

 

        Вопросы:

                  По вертикали:

  1. На важных документах, ставят…
  2. Населённый пункт, в котором мы живём?
  3.     Хранилища документов.
  4.     Что это такое?                          
  5.  Учреждение, собирающее и хранящее  книги  для общественного пользования.
  6. Как называют записи, которые ведут от лета к лету?
  7. Предметы быта, из которых, мы употребляем пищу.
  8. Основной бумажный источник знаний?
  9. Деревня, город, река имеет своё…
  10. Как называется наука, которая изучает прошлое?




Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

Продолжи предложения:

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял, что…
  • У меня получилось…
  • Мне было трудно…
  • На следующем уроке я хочу…

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме"Мир глазами историка"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Мир глазами историка". Программа "Школа России" 4 класс....

Тест по окружающему миру по темам: "Мир глазами историка. Когда и где?"

Материал содержит тестовые задание для проверки знаний по темам : "Мир глазами историка" и "Когда и где?"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"...

Самоанализ урока по окружающему миру, по теме «Мир глазами историка»

Дата проведения урока: 23. 09. 2014 годКласс: 4 «б»Учитель: Молчанова К. С....

Конспект урока по окружающему миру по теме - мир глазами астронома

Конспект урока по окружающему миру  по теме - мир глазами астронома (4 класс)...