Урок окружающего мира во 2 классе "Условия жизни, роста и развития растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Катюкова Ольга Викторовна

Тема урока: "Условия жизни, роста и развития растений".

Тип урока: урок   моделирования.

Цель урока: исследование и моделирование условийжизни, роста и развития растений

Задачи урока:

  1. создать условия для наблюдения за прорастанием, развитием и жизнью растений в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов;
  2. развивать умение записывать ход эксперимента в схематической форме с помощью условных значков либо  рисунком с небольшим количеством подписей. Уметь выделять существенные условия.
  3. учить планировать свою деятельность, работать в группе;
  4. развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности;
  5. воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся;
  6. воспитывать интерес к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема урока: "Условия жизни, роста и развития растений".

Тип урока: урок   моделирования.

Цель урока: исследование и моделирование условийжизни, роста и развития растений

Задачи урока:

  1. создать условия для наблюдения за прорастанием, развитием и жизнью растений в зависимости от природных условий, путём проведения экспериментов;
  2. развивать умение записывать ход эксперимента в схематической форме с помощью условных значков либо  рисунком с небольшим количеством подписей. Уметь выделять существенные условия.
  3. учить планировать свою деятельность, работать в группе;
  4. развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности;
  5. воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся;
  6. воспитывать интерес к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Планируемый результат

Предметные умения

  • овладеть практически значимыми умениями и навыками по соблюдению условий прорастания, развития и жизни растений;
  • умение делать предсказания результатов опыта.
  • умение откидывать неподтвердившиеся гипотезы, делать выводы;
  • анализировать возможные условия для жизни, роста и развития растений, делать выводы;
  • записывать ход эксперимента в схематической форме с помощью условных значков либо  рисунком с небольшим количеством подписей;
  • умение планировать простейший эксперимент (опыт). Необходимость учитывать контрольный экземпляр («с чем сравнивать?»).

Личностные УУД:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах, группах;
  • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • формулировать учебные задачи;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • проводить классификацию, указывая на основание классификации;
  • проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

  •  слушать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Работа в парах

Книгопечатная продукция:

Е.В.Чудинова «Рабочая тетрадь по окружающему миру»

Карточки по изучаемому материалу.

Технические средства обучения:

компьютер, интерактивная доска, документкамера.

Экранно-звуковые пособия:

презентация в PowerPoint «Условия жизни, роста и развития растений».

К моменту проведения данного урока дети  знают схему эксперимента; умеют выделять существенные и несущественные условия процессов;  планировать и проводить простейший опыт; владеют понятиями плоды и семена; знают условия, необходимые для прорастания семян.

К уроку потребуется материал для исследований по количеству групп детей: проросшие или непроросшие семена различных растений, находившихся в различных условиях.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

мотивационно-ориентировочный этап

Актуализация

Мотивировать детей  на формулирование темы и задач урока

-У всех хорошее настроение, улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Начинаем урок окружающего мира.

-Отгадайте загадку:

Посадили зернышко – вырастили солнышко (подсолнух).

Подсолнух

-Предлагаю, работая в группе,

установипоследовательность процесса

роста и развития растения

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpghttp://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpghttp://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpg

http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpg

        http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpg

        http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpghttp://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/25/13/2429749.jpg

-Вспомним правила работы в группах.

Перечисляют правила работы в группах

Помощь группам при установлении последовательности развития подсолнуха

Приклеивают картинки в нужном порядке

-Проверим.

Интерактивная доска

- А при любых ли условиях процесс роста растения будет одинаков?

-Напомните тему нашего урока.

Нет

Условия жизни, роста и развития растений.

-А с какими растениями начали работать вы на прошлом уроке?

Фасоль, горох, укроп, тыква, пшеница

-Какую работу по данной теме вы проделалина прошлой неделе?

1)Выдвинули гипотезы.

2)С помощью знаков зафиксировали (обозначили) разные условия.3)Поместили семена растений в разные условия.

-Какова задача нашего сегодняшнего урока?

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. сравнить получившиеся результаты эксперимента;
  2. заполнить таблицу наблюдения за развитием растений при помощи рисунков и знаков;
  3. сделать  выводы,  используя результаты своих опытов и наблюдений (выяснить: какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений).

Выявить необходимые (существенные) условия для жизни, роста и развития растений.

II. Этап анализа и моделирования.

Проанализировать возможные условия для жизни, роста и развития растений.

Умение сразу отбросить несостоятельные гипотезы.

Умение планировать простейший эксперимент (опыт).Необходимость учитывать контрольный экземпляр («с чем сравнивать?»).

Умение делать предсказания результатов опыта.

Умение записывать

планируемый опыт в схематической форме с помощью условных значков либо  рисунком с небольшим количеством подписей. Уметь выделять существенные условия.

-Группы готовы подвести итоги своих экспериментов, представить результат и сделать вывод о том, какие же условия необходимы для жизни, роста и развития растений?

-Готовы.

-После того, как вы выполните работу в группах, вы оцените работу группы и вклад каждого.

-За какую работу вы поставите крестик в самом верху на шкале «Работа выполнена отлично»?

-На шкале «Дружно-недружно»?

-И, посовещавшись, оцените работу каждого.

Физминутка. (Олимпийцы)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу……

- Возьмите свои образцы, карты.

Приступайте к работе.

Дети работают в группах:

  1. рассматривают опытные образцы;
  2. сравнивают;
  3. фиксируют схематически результаты;
  4. формулируют вывод.

-Группы готовы представить свои результаты и выводы.

        

-Опираясь на проведённый вами эксперимент, уберите то условие, которое не способствует, мешает хорошему росту и развитию растения.

Представление результатов своей работы.

Документкамера

Убирают карточку-символ одного, ненужного условия  с доски

III. Этап оценки.

(отсрочен во времени). Умение откидывать неподтвердившиеся гипотезы, делать выводы. Формули-ровать тему урока.

После выступления всех групп:

- Так какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?

-Догадайтесь, о каком растении написал сказку Х.К.Андерсен, если сказка называется  «Пятеро из одного стручка»?

 Послушайте отрывок из сказки и ответьте на вопрос:

- Какое условие роста растения соблюдала героиня сказки?

-«Мать подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер. Бережно, но крепко привязав веревку к подоконнику, она другой конец аккуратно прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек (растения) гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг веревки».

- Так значит, какого условия не хватает на доске?

-Оцените работу группы и вклад каждого на обратной стороне листочка.

-Листочки сдайте.

-Итак, выполнили мы задачи, которые ставили вначале урока?

ЗАДАЧИ УРОКА:

IV. Этап контроля

Создавать необходимые условия для проведения спланированного опыта.

-Послушайте, какая ситуация произошла с Мишей. Миша хотел вырастить цветы к Новому году. Чтобы получился сюрприз, спрятал ящик с рассадой в теплую темную кладовку.

-Покажите знак «Согласие», если вы согласны с Мишей, что сюрприз получится.

-Знак «Сомнение», если сомневаетесь.

-Знак «Несогласие», если считаете, что цветы не вырастут.

-Почему цветы у Миши не выросли или выросли некрасивыми?

-Прочитайте утверждения. Рядом с верным утверждением поставьте +, если утверждение не подходит к рассказу, то поставьте -.

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Проверка:  - + - -.

-Оцените правильность выполнения задания.

Самостоятельно работают в карточке.

Проверка по документкамере

Оценивают выполнение работы

Домашнее задание

1)У кого из вас, ребята, появилось желание дома, вместе с родителями посадить и вырастить растение, соблюдая все условия жизни, роста и развития этого растения?

-По желанию, можно взять пакетик с семенами.

-Это будет вашим домашним заданием.

-Кроме этого, я предлагаю вам дома разгадать кроссворд по изученной теме.

2) Кроссворд:

     По горизонтали:

1. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет. (вода)

2. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

(тепло)

По вертикали:

1.Без этого условия не может существовать ничто живое. (воздух)

2.Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть. (свет)

 В

1.В

О

Д

А

2.Т

 Е

П

Л

 О

 Т

З

 Д

 У

 Х

V. Рефлексия

Кому понравился урок –прикрепите цветок жёлтого цвета.

Кто узнала много нового – покажите цветок зелёного цвета.

Кто хочет узнать о растениях ещё больше – покажите цветок красного цвета.

Учитель: Чтобы проросток стал похож на взрослое растение, нужно немало времени. Сказка переносит нас в удивительный мир.

Послушайте отрывок из сказки, догадайтесь, семена, какого растения стали ее героинями.

«В стручке сидело пятеро: они были зеленые, и стручок зеленый, - вот они и решили, что весь мир тоже зеленый…»

Дети: Горошины.

Учитель: Кто знает название этой сказки и ее автора?

Дети: Сказка Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Учитель: Проследим судьбу одной из героинь. Горошина проросла.

Прочитайте отрывки и определите, какие были условия, чтобы из проростка выросло прекрасное растение.

Дети:

1 группа.

«Горошинка взлетела вверх, потом упала на старый дощатый подоконник под окошком и угодила прямо в щель, где в мягкой влажной земле рос мох».

2 группа.

«Настала весна. Однажды утром, когда солнце ярко играло на полу, пробиваясь сквозь окошко, девочка посмотрела на него и воскликнула:

- Что это такое зеленое виднеется за стеклом?

Мать подошла к окошку и сказала:

- Да здесь какое-то растеньице выросло».

3 группа (Раскрыть, в чем еще нуждаются некоторые растения).

«Мать подставила палочку к зеленому ростку, чтобы его не сломал ветер. Бережно, но крепко привязав веревку к подоконнику, она другой конец аккуратно прикрепила к самому верху оконной рамы, чтобы стебелек (растения) гороха мог держаться и, подрастая, виться вокруг веревки».

Любовь, забота. (Беседа о бережном отношении к окружающим нас растениям – экологическое и эстетическое воспитание).

Почему цветы у Миши

не выросли или выросли некрасивыми?

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Почему цветы у Миши

не выросли или выросли некрасивыми?

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Почему цветы у Миши

не выросли или выросли некрасивыми?

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Почему цветы у Миши

не выросли или выросли некрасивыми?

1. Зимой цветы не растут.

2. Им не хватало света.

3. Им не хватало тепла.

4. Им не хватало воздуха.

Кроссворд:

     По горизонтали:

1. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

2. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет.

По вертикали:

1. Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть.

2.Без этого условия не может существовать ничто живое.

1.

2.

1.

Кроссворд:

По горизонтали:

1. Только благодаря этому условию растения развиваются летом быстрее, чем зимою.

2. Без этого условия, растение развиться не сможет, а взрослое растение – погибнет.

По вертикали:

1. Без этого условия растение развивается хилым и светлым, может погибнуть.

2. Без этого условия не может существовать ничто живое.

1.

2.

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...

Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира....

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса "Размножение и развитие растений"

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса  "Размножение и развитие растений"с применением новых образовательных технологий...

Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние различных природных факторов на развитие растений

Учебно-исследовательская работа обучающихся на уроке окружающего мира. Влияние  различных природных факторов на развитие     растений. 2 класс...