«Размножение и развитие растений»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гафарова Динара Назимовна

Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_razvitie_i_razmnozhenie_rasteniy.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема: «Размножение и развитие растений»

Класс: 3-Б

Учитель: Гафарова Динара Назимовна

Цель: Расширить знания учащихся и познакомить со способами размножения и распространения растений.

Задачи:

Уточнить представление учащихся об опылении растений, роли насекомых в опылении растений;

Учить определять взаимосвязь между строением плода и способом его распространения;

Систематизировать знания учащихся об этапах развития растения из семени.

Предметные универсальные учебные действия:  

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения;

Знать, как распространяются семена деревьев, роль человека и животных в размножении растений;

Познакомить с понятиями «семя», «черенок», «усы», «корневище», «клубни»;

Метапредметные универсальные учебные действия:  

Регулятивные: определение общей цели    и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;  извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала; читать схему (объяснять этапы развития растений из семени)

Коммуникативные:  использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать     иную точку зрения.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Учебно-методическое обеспечение: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.

Технологии:

1) здоровьесберегающая

2) технология игровых методов обучения

3) проблемное обучение

4) информационно-коммуникативные

План занятия

Этапы занятия

Временная реализация

I. Организационный момент

(Здоровьесберегающая технология)

(урок начинается со стихотворения для настроя к работе, психологический настрой)

1 минута

II. Актуализация знаний.

(Технология игровых методов обучения)

1.Проверка домашнего задания. Приём «Незаконченные предложения»

2. Приём «Микрофон». Фронтальный опрос

5 минут

III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

(Проблемное обучение)

Проблемный вопрос. Определение темы урока

3 минуты

IV. Сообщение темы и цели урока.

Определение цели и задач  урока.

3 минуты

V. Работа по теме урока.  Физкультминутка. 

(Технология игровых методов обучения, проблемное обучение, ИКТ-технология, здоровьесберегающая)

Приём «Кроссворд». Практическая работа. Работа в парах.

Работа по учебнику. Проблемный вопрос.

Проблемная ситуация. «Мозговой штурм».

15 минут

VI. Закрепление изученного материала.

(Технология игровых методов обучение, ИКТ - технология)

Работа в парах. Приёмы «Соедини стрелками», «Воссоедини последовательность»

Задания на диске «Приложение к учебнику» Работа с интерактивной доской.

12 минут

VII.Итог урока.

3 минуты

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Беседа. Самооценка.

2 минут

IX. Домашнее задание

1 минута

                                                                         Ход урока.

I. Организация класса. Психологический настрой.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Добрую сказку помню я с детства

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты.

Прежде чем начать работу, мне хотелось бы, чтобы вы определили свое настроение.

Итак, настроение прекрасное, настрой  рабочий.  Осталось поприветствовать друг друга и отправиться в путь за знаниями.

II.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Приём «Незаконченные предложения»

- На ваших столах листики с незавершенными предложениями. Ваша задача – дописать предложения.

  • Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются …(сахар и крахмал)
  • Растения дышит и … (питается)
  • Вода в листья поступает из …(корня)
  • Для дыхания живых существ растения выделяют …(кислород)

Фронтальный опрос.  Приём «Микрофон».

Ответьте на вопросы:

- Что растения получают из почвы?

-Какая часть растений «готовит» пищу?

- Что необходимое для питания растений даёт им свет?

-Что растения выделяют в воздух на свету?

III. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

-Давайте вспомним, что же ещё мы знаем о растениях. На какие группы они делятся?  

-Для чего нужны растения?

-А как вы думаете, бывают ли у растений дети? (Да)

-Где вы наблюдали, что у растений есть дети? Расскажите.  (В лесу, на поляне).

-Действительно, во время прогулок в парке или похода в лес мы часто  видим семейки берёз, рябин, ландышей и других растений.

-А как вы думаете, откуда они появляются? С чем  это связано?

(Опадают семена и вырастают новые растения)

-А кто уже догадался и мне скажет, какова тема сегодняшнего урока?

 IV. Сообщение темы и цели урока.

Да, тема нашего урока «Размножение и развитие растений». (Вывешивается на доску тема урока).

-А как вы думаете, нам необходимы знания о размножении и развитии растений?

-Правильно!   Конечно же -ДА!  Ведь растения живые существа. Они дышат и питаются, а значит, они должны расти и размножаться.

-Как вы думаете, каковы же основные цели нашего урока, исходя из темы урока? Попробуйте их сформулировать. (Вывешивается на доску цели урока)

-А какую же задачу мы перед собой поставим?

 (Узнать, как размножаются растения, что для этого необходимо)

-Что необходимо для её решения на уроке?

(Внимание, активная работа)

-Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой мы  узнаем много нового и интересного.

 V. Работа по теме урока.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в паре.

Приём «Кроссворд». Работа в паре.

По горизонтали:

2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)

5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)

6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)

7. Часть пестика (рыльце)

По вертикали:

1. Наземная часть растений, от которой растут листья , цветы. (стебель)

3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)

4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)

6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)

8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)

Слайд 2.  Проверьте правильность выполнения задания.

Скажите, а какое слово в кроссворде нам еще не знакомо? (Опыление)

-Правильно!  Что же оно обозначает?

Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают? (практическая работа)

1) Опыление. Практическая работа.

Я предлагаю вам всем стать маленькими пчелками.  Рассмотрим строение конечностей и тельца насекомых через лупу (Слайд 3) (мохнатые, покрытые как бы волосками).

Представьте, что ватные шарики — это насекомые. Имитируя движение насекомых, прикасайтесь шариками к цветам. (порошок-краситель двух цветов). После прикосновения на них остается «пыльца». Так как насекомые могут помочь растениям в опылении? (к конечностям и тельцам насекомых прилипает пыльца).

-Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветков.

2) Работа по учебнику

Проверь себя по тексту учебника. (с.78)

-Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?  Слайд 4.

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло? (ответы детей)

-Цветы привлекают насекомых ярким цветом, запахом, формой. Пчелы, шмели, бабочки – это насекомые – опылители. Они помогают растениям размножаться.

Физкульминутка.

-А сейчас давайте подробнее разберём как же размножаются растения?

-  Как вы думаете, всегда ли человек участвует в размножении растений?

(Нет. Если растение культурное, то его в его размножении участвует человек, а если дикорастущее, то оно, наверное, размножается само)

-Действительно, дикорастущие растения размножаются самостоятельно, хотя и культурные растения тоже могут  самостоятельно. Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.

Рассмотрите рисунки. Назовите растения.

(Берёза, клён, одуванчик)

-Подумайте, как семена этих растений попадают на новые территории? (Их разносит ветер)

- Какие приспособления есть у этих семян? (парашютики).

-Давайте рассмотрим рисунок на стр. 79. Что вы можете сказать о  данных семенах? (что семена легкие и имеют специальные приспособления для полёта.)

-Но не у всех растений плоды лёгкие и так легко могут летать. Например, дуб. Как называется его плод? (Жёлудь)

-Так как же путешествуют плоды таких растений?

-Их разносят животные

Ребята, но есть ещё и ягодные кустарники, и деревья. Их семена разносят птицы, склёвывая ягоды. 

Слайд 5.  Но, чтобы из семечка выросло новое растение, оно должно попасть в место, где  есть что?

- Давайте подумаем, что нужно семенам для прорастания? Проблемный вопрос. «Мозговой штурм»

Вывод: когда семя попадает в почву, ему нужно тепло, вода и воздух.

-Как же развивается растение из семени?

Покажем на модели процесс развития растения из семени. Проверим себя по тексту и рисунку учебника. Сначала появляется корешок, а потом стебелёк с листочками. Проросток растёт и со временем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

-Опыление, семя, плод, путешествие – главные понятия, о которых мы с вами сейчас говорили. Теперь мы знаем о них, они нам понятны.

Ознакомление с новыми способами размножения через проблемную ситуацию.

-Вспомните, какие части есть у растения?

-Мы сейчас рассматривали способ размножения растений, с помощью каких частей? (семена, плод)

-Вам предложили из одного этого растения сделать несколько. Как вы это сделаете? (Показ комнатных растений фиалка, хлорофитум, герань).

- Подумайте, каким способом можно размножить это растение? (Если возникают проблемы, учитель объясняет понятия, записанные на доске, черенок, усы, корневище, луковица, клубни…)

Показ и объяснение по презентации (Слайд 6-10)

VI.Закрепление изученного материала. (Сверка с образцом).

На ваших партах есть листики с заданиями. Приёмы «Соедини стрелками», «Воссоедини последовательность»

1. Рассмотрите рисунок. От каких растений эти плоды?

- Какие из этих плодов расселяются с помощью животных? Птиц?

- Стрелками соедините животных и семена. (Самопроверка)

2. На ваших карточках указаны этапы развития растения от семени до взрослого растения в неверной последовательности. Восстановите последовательность. (Взаимная проверка)

3. Задания на диске «Приложение к учебнику». Работа с интерактивной доской.

  • Восстанови последовательность «Развитие растений»
  • Выбери способ размножения растений.
  • Выбери животных, относящихся к опылителям растений.

VII. Итог урока.

- Как размножается большинство растений?

- Как распространяются семена?

-Посмотрите на доску. Непонятных, новых слов на доске нет. Цели нами достигнуты. Доска чиста.

- Можно сделать вывод о том, что мы справились с поставленной перед нами задачей на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?

- Оцените свою работу.

-Если вам наш урок показался интересным и поучительным, встаньте, пожалуйста.

-Поблагодарите пожатием руки своих помощников в паре.

-Спасибо за работу.

IX. Домашнее задание.

С. 78-81 читать, отвечать на вопросы.

Понаблюдать за прорастанием семян гороха или фасоли. (Практическая работа)

Смоделируй из пластилина этапы развития растений (по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размножение и развитие растений.

Урок  по  теме: «Размножение и развитие растений» в разделе  «Эта удивительная природа»...

Размножение и развитие растений

На этом уроке дети знакомятся с размножением и развитием растений...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...

План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...