Окружающий мир. 4 класс. "Расы и народы Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Снурникова Елена Александровна

Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и   народами Земли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_4_klass.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира 4 класс.

Тип урока: комбинированный

Тема урока

«Расы и народы Земли».

Учитель начальных классов: Снурникова Е.А.

Цель урока:

Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и   народами Земли.

Задачи урока:

Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов. Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Оборудование: компьютер, экран, проектор

 - мультимедийная презентация,

 - карточки для составления схемы,

 - раздаточный материал (изображения представителей рас, план обсуждения в группах),

 - учебник «Мы и окружающий мир» для 4 класса (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков),

 - дополнительная литература, энциклопедии, сайты интернета, используемые детьми , карта полушарий, словарь Ожегова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок- исследование.

Преобладающий вид работы: беседа.

Психологический аспект построения урока: восприятие – осмысление – понимание – запоминание – воспроизведение материала в речь – обобщение – систематизация.

Организационный момент.

а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

б) Создание эмоционального настроя.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.

Удачи вам!

Мы будем думать, вспоминать обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.

Внимание на доску.!

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                                I. Актуализация знаний и проблемная ситуация

Проверка усвоения предыдущей темы.

Блицопрос.

- Что такое народ?

- Что такое личность?

- Для чего нужно общение?

Посмотрите слайд:

- Кто это?

- Чем они отличаются?

- А что их объединяет?

- Попробуйте определить тему нашего урока

- Какой возникает вопрос?

- Почему?

- Какая тема урока?

II. Объявление и цели урока.

Слайд: Человеческие расы и народы.

- Как вы понимаете, что такое раса?

Слайд: подбери определение к слову «раса»,

  1. Особая группа людей, у которой есть общие интересы.
  2. Особая группа людей, которая отличается от других своей культурой, историей и языком, на котором люди думают и говорят
  3. Особая группа людей, которая по внешним признакам, принадлежащим только ей, отличается от других людей.

- А сейчас послушайте, как  об этом понятии написано в словаре Ожегова.

- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?

1. Понять что такое раса.

2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.

3. Выяснить, чем раса отличается от народа.

- Цвет кожи, волос и другие внешние признаки – это врожденные или приобретенные признаки.

- Все мы представители человечества, а чернокожий мальчик совсем не похож на нас. Что нам надо знать для окончательного ответа на главный вопрос урока?

- Прочитайте рассказ в нашем учебнике стр.19-20 и потом ответим на интересующие нас вопросы.

- Какие три основные расы выделяются?

Учитель вывешивает на доску карточки с названием рас и фотографии, на которых изображены европеоиды, негроиды, монголоиды.

- Назовите основные характерные черты европеоидной расы.

- А теперь рассмотрим портрет представителя негроидной расы.

- Что мы можем рассказать о монголоидной расе?

Работа в парах с таблицей

- Впишите в таблицу названия рас и их признаки.

        Раса                              Признаки

 ____________                 ______________

_____________                ______________

_____________                ______________

Выборочная проверка.

- Один называет (в паре) название расы, а другой признаки.

III. Коллективная работа.

На доске записаны слова. Их надо разбить на две группы. Дай название этим группам.

Впишите их в прямоугольники.

Соедините каждое слово с той группой, к которой они относятся.

якуты   монголоиды   туркмены  евреи

англичане          русские                татары

 

 турки     европеоиды     монголы  армяне

            азербайджанцы  негроиды

Индивидуальная работа (группа учеников  работают с карточками).

Задание: продолжи предложение.

Позиция (мнение)

я считаю, что я представитель ____

_________________

____________расы.

Аргументы

потому что _______

_________________

________________.

- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.

- Докажите свои выводы.

Учитель на доске вывешивает схему:

Посмотрите на схему. Назовите по природным условиям расу.

- Жаркий климат Африки.

- Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии.

- Влажный холодный климат Европы.

(обобщение знаний)

- Скажите а как давно появились расы?

- По мнению многих антропологов, начало формирования человеческих рас относится к концу каменного века. Тогда и сложились группы людей, связанных единством происхождения наследственными физическими признаками.

Посмотрите на доску. Прочитайте

Европа

Америка

Азия

- Что означают эти географические названия?

- Представители каких рас проживают в этих частях света?

IV. Физкультминутка.

Коррекция зрения (слайды)

- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.

- Мы составляем все единое человечество.

Посмотрите на схему, которая на доске. Заполните схему «Единое человечество».

Для этого впишите пропущенные слова.

- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?

- Люди разделяются не только на расы но и на народы.

- Как вы понимаете слово «народ»?

- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?

- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?

- А сколько рас на Земле?

- А народов очень много, около трех тысяч.

Каждый народ имеет своих представителей, которые прославили свою страну.

- Назовите их.

- Очень часто на планете Земля происходят воины. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было?

V. Итог урока.  Проверочный  тест.

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

- Выводы:

Единое человечество состоит из разных рас и народов.

Люди все рас и народов равны между собой.

Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.

Какие же оценки получили участники секций? (У каждого участника группы лист самооценки работы на уроке, лист оценки работы группы. Заполняются учениками.)

VI. Домашнее задание.

Чтение учебника, вопросы на применение нового знания стр.19-21,

творческое (по желанию):                           нарисуйте    литературных героев, (героев сказок или мультфильмов), которые относятся к разным  человеческим расам.

- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будете терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.

Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя

- Человек с неповторимыми особенностями

 внутреннего мира.

- В общении мы можем узнать внутренний мир другого человека

- Дети

- Высказывание детей.

-  Почему детям с разным цветом кожи и разными языками общения интересно играть в одну игру?

- Человеческие расы и народы.

- Отличия людей по цвету кожи, цвету волос, разрезу глаз.

- Ученик читает.

- Внешние признаки человека являются враждебными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков.

- Нам надо знать, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.

- Дети читают

- Европеоидная, монголоидная, негроидная.

- Ее характерные черты – светлая или смуглая кожа, волосы от светлых до черных, радужная оболочка глаз – от серой или голубой до черной.

- Для негроидной расы характерные курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза умеренно выступающие скулы, широкий нос, утолщенные губы.

- Монголоидам свойственны прямые темные волосы, борода и усы, желтоватые оттенки кожи, карие глаза,  сильно выступающие скулы, узкий нос, умеренно утолщенные губы.

- Дети выходят к доске и выполняют задание.

- Под влиянием природных условий и разной географической среды.

- Можнов Артем, Горбулев Егор, Плохих Данил (дети готовили свое выступление дома).

НЕГРОИДНАЯ РАСА

МОНГОЛОИДНАЯ РАСА

ЕВРОПИОИДНАЯ РАСА

- Ответы учеников.

- Части света.

- В Европе – европеоиды (на карту прикрепляют дети иллюстрации).

- В Америке – монголоиды, европеоиды.

- В Азии – монголоиды, европеоиды.

- У всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты.

- Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие.

- Народ – это люди, которые живут на одной территории, разговаривают на одном языке.

- Главным отличием является то что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием.

- Три

А.С. Пушкин, М.И.Кутузов, М.В.Ломоносов, А.С.Попов, Колумб.

- Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете.

- Мы познакомились с понятиями: раса и народ.

 Ответы учеников.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Расы и народы Земли

Данный материал более наглядно покажет различные расы людей на земле. Материал можно использовать на уроках ОМ в 4 классе....

Конспект урока «Расы и народы Земли» 4 класс Программа 2100

Приёмы: на стадии вызова- таблица «ЗХУ», на стадии осмысления- «зигзаг-2»     Цели урока:Осмыслить информацию по теме, что единое человечество состоит из разных рас и народов Земли...

ОКТЯБРЬ 2016 г. Окружающий мир 1 класс Презентация "Народы России"

Народные костюмы и национальные праздники...

Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Тема:  Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.Педагогическая цель: способствовать  формированию целостной картины мира и осознание ме­ст...

7.Окружающий мир.Тема урока: "Семья народов России".

Цель урока: формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их национальных костюмах, традициях....