Конспект урока по окружающему миру "Первоцветы", 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Синепольская Юлия Станиславовна

Конспект урока по окружающему миру для обучающихся 1 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Первоцветы

     Цель: дать представление об изменениях в жизни растений весной.

     Планируемые результаты:

     Предметные: - формировать знания о весенних цветах-первоцветах;

                       – развивать память, внимание, мышление, активизировать и    обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.

Личностные: – воспитывать творческий подход к выполнению заданий, любовь к родной природе, ответственное отношение к природным богатствам.

    Оборудование: компьютер, изображение первоцветов, аудиозапись весенней мелодии, слоги, словарное слово, предметные картинки, живые цветы (фиалки, сон-травы, мать-и-мачехи), картина весенней лесной поляны, изображение большого улыбающегося Солнышка.

Ход урока

    I. Организационный момент. 

(Положительный настрой на урок).

Прозвенел звонок, начался урок.

Книжки, ручки и тетрадки

Всё у вас в порядке?

     - Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    Сегодня у нас опять необычный урок. Необычный потому, что у нас присутствуют гости и наше весёлое Солнышко. Оно вам вновь улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

    II. Введение в тему

    - Ребята, но в каждом деле нужна разминка. Поэтому вспомните, о чём мы говорили с вами на прошлом уроке окружающего мира?

(О том, что скоро наступит весна)

    - Сколько весенних месяцев?

    - Назовите их.

                             ***

Весна как девчонка игривая,

Ручьями задорно поёт,

И нас по тропинке извилистой

На лоно природы зовёт.

- Ребята, весна приглашает нас в гости на лесную полянку.

(Вывешивается картина весенней лесной поляны)

- Посмотрите и скажите, что происходит в природе с наступлением весны?

(Ярче светит солнце, начинает таять снег, бегут ручьи, прилетают птицы, распускаются деревья, начинают цвести цветы.)

- Ребята, а какие объекты живой природы вы видите на этой прекрасной поляне? (Мы видим деревья).

- А можно ли эту поляну сделать ещё более красивой? Как?

(Украсить цветами)

    – Ребята, вы любите цветы?

    – Знаете их названия?

    – Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны из слогов составить слово.

ВО-ТЫ-ПЕР-ЦВЕ (Приложение 1.)

ПЕРВОЦВЕТЫ

    III. Основная часть

    – Правильно, тема нашего урока – «Первоцветы», цветы весны.

    1. Словарное слово: ПЕРВОЦВЕТ (прикрепляется на доску).     (Приложение 2.)

    – Ребята, как вы понимаете, это слово? (Небольшое растение, которое расцветает ранней весной – первым.)

    – Под лучами весеннего солнца начинает таять сугроб. Доберётся весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.

    – Как вы понимаете слово, подснежник?

    – Правильно, из-под снега появляются первые цветы. Подснежниками в разных местах называют разные цветы: и голубые, и жёлтые, и белые. Тот цветок, который расцветает по весне первым, и есть подснежник, первоцвет.

    – Послушайте стихотворение, которое написал Ян Колос:

Здравствуй, милый, мой цветок,

Леса гость весенний.

Как красиво ты расцвёл

Здесь в уединенье!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

    – Прослушав это стихотворение, что вы почувствовали?

    – Какими словами поэт описал цветок?

    – Сегодня мы говорим о цветах-первоцветах. Каждую весну на прогулке, посещая лес, встречаем эти цветы. Мы все ими любуемся, радуемся.

    – Какие весенние цветы, вы знаете?

    – Давайте познакомимся с ними.

    2. Загадка.

Первый вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник).

    – О каком цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка «Сон трава» и живой цветок.) (Приложение 3.)

    – Как называется, этот цветок?

    – Этот цветок называют «сон трава», из группы цветов – подснежники, это первые цветы  леса. Растёт этот цветок только на солнечных полянках.

    – Давайте рассмотрим внешний вид этого цветка. (У него есть стебель,он покрыт пушком, он защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью, лист продолговатый, вытянутый, цветы бывают белые, жёлтые, голубые, растёт по одному.)

3. Физминутка.          

                                      Вы, наверное, устали?

                                      Ну тогда все дружно встали.

                                      Руки подняли и покачали –

                                      Это цветы в лесу.

                                      Руки согнули, кисти встряхнули –

                                      Так ветер сбивает росу.

                                      В стороны руки, плавно помашем –

                                     Это к нам птицы летят.

                                      Как они сядут, тоже покажем,

                                      Руки отставим назад!

    4. «Найди отличия». (Приложение 4.)

    5. – О каком цветке-первоцвете пойдёт сейчас речь?

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Голубенькие ушки тихонько подняла.

В траве она хоронится, не любит лезть вперёд.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт.

                                                                           (Е.Серова)

    – О каком весеннем, лесном цветке, говорится в стихотворении? (Показывается картинка фиалки и живой цветок.) (Приложение 5.)

    В лесу растёт удивительный цветок фиалка. Все лепестки лесной фиалки нежного бледно-голубого цвета. Скромная лесная красавица прячется в густой тени. На её душистые нежные цветы садятся шмели и бабочки.

    – Давайте рассмотрим внешний вид фиалки. (Есть стебель, растёт не поодиночке, а кустиками, цветы голубого, фиолетового цвета, листики круглой формы, гладкие.)

(Детям предлагается потрогать цветок.)

    6. Гимнастика для глаз.

    7. (Показывается картинка цветка «мать-и-мачеха»). (Приложение 6.)

    – Ребята, кто знает, как называется этот цветок?

    – Вы затрудняетесь назвать. Я познакомлю вас с весенним первоцветом, а называют его «мать-и-мачеха».

    Мать-и-мачеха – необычное растение. Сначала она цветёт, а потом отращивает листья. И листья у неё необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, тёплая и мягкая.

    – Как вы думаете, какую сторону называют матерью, а какую мачехой?

    – Тёплая сторона мать, а холодная – мачеха. Мать-и-мачеха раскрывает свой цветок только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит. Этот цветок растёт вдоль дорог и возле воды. Это лекарственное растение. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а зимой заботится о нашем здоровье.

    – На какой цветок похожи цветы мать-и-мачеха?

    – Правильно, этот цветок похож на одуванчик.

- Ребята, к сожалению, многие раннецветущие стали очень редки. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего лишь несколько дней. Стоит ли рвать эти цветы, если стоят они в доме лишь всего 1 день, а то и меньше?

 Ребята, берегите первоцвет! Ведь многие из них занесены в Красную книгу, то есть находятся под охраной нашего государства. Собирать их и продавать запрещено Законом. И если бы цветы могли говорить, они попросили бы о помощи, о пощаде! Природу легко уничтожить, труднее её сохранить для будущего. А наша с вами задача – беречь каждую былинку, каждый цветочек! Всё живое на Земле!

8.  «Найди и покажи». (Один ребёнком описывает внешний вид цветка, а второй ребёнок должен выбрать и назвать цветок и сказать где он растёт.)                                                     

9. Творческая работа учащихся 

- А теперь давайте полянку делать ещё более красивой.

(со стола ученики берут рисунок цветка и украшают им полянку, называя его название, звучит весенняя мелодия).

- Ожила полянка, запестрела цветами. Посмотрите ещё раз на неё.

- Какой она была в начале урока?

- А какой стала теперь?

- Благодаря кому она так похорошела?

    IV. Итог урока. Рефлексия.

    – Назовите цветы, о которых говорили на уроке?

    – Как их можно назвать одним словом?

    – Скажите, когда зацветает: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

    – Где растёт: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

    – Как выглядит, опиши: сон трава, (фиалка, мать-и-мачеха)?

    – Как вы думаете, можно рвать цветы большими букетами?

    – Я думаю, что вы будете хорошими друзьями природы. И когда вы пойдёте в лес и увидите цветы, вы не будете их рвать, топтать, а будете ими любоваться.

    – Что интересного вы расскажете дома, друзьям?

    – Дома вы нарисуете понравившийся цветок-первоцвет и принесёте на нашу выставку.

    – Ребята, а теперь посмотрите друг на друга. Что вам хочется сделать?

    - Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь мне!

    - Какое у вас настроение?

    - У меня тоже прекрасное настроение, как и у нашего Солнышка, потому что вы порадовали и меня и гостей.

    V. Оценивание.

    - Спасибо вам! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: окружающий мир Класс: 2

Тема: «Звёздное небо», урок № 1Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2013 г.Раздаточный матер...