Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора А.А. Плешакова УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\Титул ГОР\Scan10015.JPG

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы автора А.А. Плешакова, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2020 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2020-2021 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов изобразительное искусства с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009 г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Окружающий мир»:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

     Учебный предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание».

В 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 33 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2020-2021 учебный год  на изучение курса «Окружающий мир» в 1 «Б» классе отводится 66 ч.

1) в I четверти – 16 часов,

2) во II четверти – 15 часов,

3) в III четверти – 19 часов,

4) в IV четверти – 16 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» для 1 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, А.Е. Соловьева. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020.

Для учащегося:

1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2020.

3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас - определитель. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2020.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 
  • представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье  и своей малой родине;
  • представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;
  • представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
  • первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России*;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;

правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  •  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  •  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  •  осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении  как конце действия, так и по ходу его реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); 
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ.

Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
  • различать флаг и герб России;
  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;
  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
  • различать овощи и фрукты;
  • определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;
  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
  • сравнивать реку и море;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;
  • различать животных холодных и жарких районов;
  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
  • различать прошлое, настоящее и будущее;
  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
  • соотносить времена года и месяцы;
  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
  • раздельно собирать мусор в быту;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
  • подбирать одежду для разных случаев;
  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • правильно переходить улицу;
  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
  • различать виды транспорта;
  • соблюдать правила безопасности в транспорте.

Учащиеся  получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
  • распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • понимать правила поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;

осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

Название раздела

Тема урока

Краткое содержание

Что и кто?

1

Что такое Родина?

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что  можно  увидеть  под  ногами.  Камни,  их  разнообразие  (форма,  размер,  цвет)  и  красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя  и  осенняя  окраска  листьев.  Сосна  и  ель,  их  различение  по  общему  виду,  хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто  такие  насекомые,  рыбы,  птицы,  звери.  Знакомство  с  разнообразием  животных,  их внешним строением. Что  окружает  нас  дома.  Разнообразие  и  назначение  предметов  домашнего  обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение  безопасному  обращению  с  вещами,  компьютером,  домашними  животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору  учителя). Знакомство  с  государственными  символами  России:  флагом,  гербом,  гимном.  Наш  город (село) – часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что  у  нас  над  головой?  Что  у  нас  под  ногами?  Знакомство  с  растениями цветника.  Практические работы: Знакомство  с  комнатными  растениями.  Знакомство  с  лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное  исследование  сосны  и  ели.  Что  общего  у  разных  растений?  Знакомство  с глобусом.

2

Что мы знаем о народах России?

3

Что мы знаем о Москве?

4

Проект «Моя малая родина»

5

«Что у нас над головой?»

6

Что у нас под ногами?

7

Что общего у разных растений?

8

Что растет на подоконнике?

9

«Что растет на клумбе?»

10

Что это за листья?

11

Что такое хвоинки?

12

Кто такие насекомые?

13

Кто такие рыбы?

14

Кто такие птицы?

15

Кто такие звери?

16

Что нас окружает дома?

17

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?

18

На что похожа наша планета?

19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Как, откуда и куда?

20

Как живет семья

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения  с  электроприборами.  Сборка  простейшей  электрической  цепи  (по  усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как   живут   растения   и   животные.   Знакомство   с признаками   живого   и   условиями, необходимыми   для   жизни   организмов.   Простейшие   правила   ухода   за   комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как  путешествует  письмо.  Откуда  берутся  хорошо  известные  детям  продукты  питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы: Изучение  свойств  снега  и  льда.  Отработка  простейших  приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

21

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

22

Откуда в наш дом приходит электричество?

23

Как путешествует письмо

24

Куда текут реки?

25

Откуда берутся снег и лед?

26

Как живут растения?

27

Как живут животные?

28

Как зимой помочь птицам?

29

Откуда берется и куда девается мусор?

30

Откуда в снежках грязь

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Где и когда?

32

Когда учиться интересно?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры –удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История  велосипеда,  его  устройство.  Велосипед  в  твоей  жизни.  Правила  безопасного обращения с велосипедом. Профессии  взрослых.  Кем  ты  хочешь  стать.  Каким  может  быть  окружающий  мир  в будущем. Зависит ли это от тебя.

33

Проект «Мой класс и моя школа»

34

Когда придет суббота?

35

Когда наступит лето?

36

Где живут белые медведи?

37

Где живут слоны?

38

Где зимуют птицы?

39

Когда появилась одежда?

40

Когда изобрели велосипед?

41

Когда ты станешь взрослым?

42

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Почему и зачем?  

43

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

Солнце – ближайшая  к  Земле  звезда.  Форма  и  размеры  звезд.  Созвездие  Льва.  Луна –естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука,  которая  учит  нас  бережно  относиться  к  окружающему  миру,  к  своей планете. 22 апреля – День Земли. Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

44

Почему Луна бывает разной?

45

Почему идет дождь и дует ветер?

46

Почему звенит звонок?

47

Почему радуга разноцветная?

48

Почему мы любим кошек и собак?

49

Проект «Наши домашние питомцы»

50

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

51

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

52

Зачем мы спим ночью?

53

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

54

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

55

Зачем нам телефон и телевизор?

56

Зачем нужны автомобили?

57

Зачем нужны поезда?

58

Зачем строят корабли?

59

Зачем строят самолеты?

60

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

61

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

62

Зачем люди осваивают космос?

63

Почему мы часто слышим слово «экология»?

64

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»

Обобщение

65

Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года.

Как  мы  находили  ответы  на  свои вопросы.  Роль  наблюдений,  опытов,  книг  и  других источников информации в познании окружающего мира. Проекты: «Моя  малая  Родина»,  «Моя  семья»,  «Мой  класс  и  моя  школа»,  «Мои домашние питомцы».

66

Презентация проектов «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обобщение пройденного.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

1. Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. 

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. 

2. Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. 

 Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. 

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и Мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. 

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. ^ Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. 

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. 

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим Народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. 

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыми родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. 

3. Правила безопасности жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. 

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

 Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.  

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей нравственный долг каждого человека.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Практические работы

Раздел

Тема работа

Дата

Что и кто?

1

№ 1 «Знакомство с разнообразием камней».

18.09

2

№ 2 «Знакомство с комнатными растениями, их распознавание с помощью атласа-определителя».

25.09

3

№ 3 «Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям».

02.10

4

№ 4 «Работа с гербарием».

07.10

5

№ 5 «Изучение строения птичьих перьев».

16.10

6

№ 6 «Изучение строения шерсти животных».

21.10

Как, откуда и куда?

7

№ 7 «Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды».

20.11

8

№ 8 «Сборка электрической цепи из электро-конструктора».

25.11

9

№ 9 «Приготовление «морской» воды».

02.12

10

№ 10 «Изучение свойств снега и льда».

04.12

11

№ 11 «Приемы ухода за комнатными растениями».

09.12

12

№ 12 «Приемы ухода за животными из живого уголка».

11.12

13

№ 13 «Изготовление кормушки из бумажного пакета».

16.12

14

№ 14 «Сортировка упаковок из-под продуктов».

18.12

15

№ 15 Исследование снежков и снеговой воды».

23.12

Где и когда?        

16

№ 16 «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды».

27.01

17

№ 17 «Определение на глобусе экватора».

29.01

Почему и зачем?  

18

№ 18 «Изучение возникновения и распространения звуков».

10.03

19

№ 19 «Как правильно чистить зубы».

16.04

Итого:

19

Проверочные работы, проекты и экскурсии

Наименование раздела

Проверочная работа

Проект

Экскурсия

Что и кто?

«Что и кто?»

«Моя малая родина»

«Что у нас над головой?»

«Что растет на клумбе?»

Как, откуда и куда?

«Как, откуда и куда?»

«Моя семья»

Где и когда?

«Где и когда?»

«Мой класс и моя школа»

Почему и зачем?  

«Почему и зачем?»

«Наши домашние питомцы»

Обобщение

«По итогам года»

Итого:

5

4

2

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Естествознание», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления

окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,

диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,

 сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Учитель проверяет осмысленность у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Оценки за практическую работу

Ставится с учётом понимания учащимися цели и задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.

Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Проверочная работа

Практическая работа

Проект

Экскурсия

1

Что и кто?

19

1

6

1

2

2

Как, откуда и куда?

12

1

9

1

3

Где и когда?

11

1

2

1

4

Почему и зачем?  

22

1

2

1

5

Обобщение

2

1

Итого:

66

5

19

4

2

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

план.

факт.

I четверть

16

Что и кто?

19

1

02.09

02.09

Что такое Родина?

1

2

04.09

04.09

Что мы знаем о народах России?

1

3

09.09

09.09

Что мы знаем о Москве?

1

4

11.09

11.09

Проект «Моя малая родина».

1

5

16.09

16.09

«Что у нас над головой?». Экскурсия.

1

6

18.09

18.09

Что у нас под ногами?

Практическая работа  №1 «Знакомство с разнообразием камней».

1

7

23.09

23.09

Что общего у разных растений?

1

8

25.09

25.09

Что растет на подоконнике?

Практическая работа №2 «Знакомство с комнатными растениями, их распознавание с помощью атласа-определителя».

1

9

30.09

30.09

«Что растет на клумбе?». Экскурсия.

1

10

02.10

02.10

Что это за листья?

Практическая работа №3 «Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям».

1

11

07.10

07.10

Что такое хвоинки?

Практическая работа №4 «Работа с гербарием».

1

12

09.10

09.10

Кто такие насекомые?

1

13

14.10

14.10

Кто такие рыбы?

1

14

16.10

16.10

Кто такие птицы?

Практическая работа №5 «Изучение строения птичьих перьев».

1

15

21.10

21.10

Кто такие звери?

Практическая работа №6  «Изучение строения шерсти животных».

1

16

23.10

23.10

Что нас окружает дома?

1

II четверть

15

17

06.11

Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?

1

18

11.11

На что похожа наша планета?

1

19

13.11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?».

1

Как, откуда и куда?

12

20

18.11

Как живет семья.

Проект «Моя семья».

1

21

20.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа №7 «Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды».

1

22

25.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа №8 «Сборка электрической цепи из электро-конструктора».

1

23

27.11

Как путешествует письмо.

1

24

02.12

Куда текут реки?

Практическая работа №9 «Приготовление «морской» воды».

1

25

04.12

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа №10 «Изучение свойств снега и льда».

1

26

09.12

Как живут растения?

Практическая работа №11 «Приемы ухода за комнатными растениями».

1

27

11.12

Как живут животные?

Практическая работа №12 «Приемы ухода за животными из живого уголка».

1

28

16.12

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа №13 «Изготовление кормушки из бумажного пакета».

1

29

18.12

Откуда берется и куда девается мусор?

Практическая работа №14 «Сортировка упаковок из-под продуктов».

1

30

23.12

Откуда в снежках грязь.

Практическая работа №15 «Исследование снежков и снеговой воды».

1

31

25.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проектов  «Моя малая родина», «Моя семья».

1

III четверть

19

Где и когда?

11

32

13.01

Когда учиться интересно?

1

33

15.01

Проект «Мой класс и моя школа».

1

34

20.01

Когда придет суббота?

1

35

22.01

Когда наступит лето?

1

36

27.01

Где живут белые медведи?

Практическая работа №16 «Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды».

1

37

29.01

Где живут слоны?

Практическая работа №17 «Определение на глобусе экватора».

1

38

03.02

Где зимуют птицы?

1

39

05.02

Когда появилась одежда?

1

40

10.02

Когда изобрели велосипед?

1

41

12.02

Когда ты станешь взрослым?

1

42

17.02

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».

1

Почему и зачем?  

22

43

19.02

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

1

44

03.03

Почему Луна бывает разной?

1

45

05.03

Почему идет дождь и дует ветер?

1

46

10.03

Почему звенит звонок?

Практическая работа  №18 «Изучение возникновения и распространения звуков».

1

47

12.03

Почему радуга разноцветная?

1

48

17.03

Почему мы любим кошек и собак?

1

49

19.03

Проект «Наши домашние питомцы».

1

50

24.03

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

IV четверть

16

51

07.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

52

09.04

Зачем мы спим ночью?

1

53

14.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

54

16.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Практическая работа №19 «Как правильно чистить зубы».

1

55

21.04

Зачем нам телефон и телевизор?

1

56

23.04

Зачем нужны автомобили?

1

57

28.04

Зачем нужны поезда?

1

58

30.04

Зачем строят корабли?

1

59

05.05

Зачем строят самолеты?

1

60

07.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1

61

12.05

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

62

14.05

Зачем люди осваивают космос?

1

63

19.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

64

21.05

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».

1

Обобщение

2

65

26.05

Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года.

1

66

28.05

Презентация проектов «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обобщение пройденного.

1

Итого:

66

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева

Аннотация к рабочей программе по  окружающему миру 2 класс    Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии  с Примерной программой начального общего о...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной программы  по...

Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности   Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ШКОЛА РОССИИ

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы  «Окружа...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...