Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Михеева Лариса Александровна

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК ПЕРСПЕКТИВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Окружающий мир60 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе УМК «Перспектива»

Составила учитель начальных классов МБОУ 2 Гавриловской сош

Михеева Лариса Александровна

Тема урока: В широкой степи.

Тип урока: введение нового знания

Технология: проблемно-диалогическая

Метод: деятельностный.

Цели урока: сформировать представление о природной зоне степей;                                      

                       ознокомить с географическим положением зоны степей, ее                  

                       особенностями, животными и растительным миром, ролью

                       человека; развивать умение работать с картой, атласом- определи-

                       телем, дополнительной литературой, с гербарием; научить наблю-

                       дать, рассуждать, делать выводы.

Планируемые результаты:

         Познавательные умения:

  • находить и показывать зону степей на карте;
  • характеризовать природные условия, животный и растительный мир;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи.

Регулятивные умения:

  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
  •  выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

  •  адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;
  • договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Личностные умения:

  • формулировать правила бережного отношения к почве, растительному и животному миру зоны степей.

Обородувание:

  • карта «Природные зоны России»;
  • аудиозапись русской народной песни «Ах ты, широкая»;
  • гербарии степных растений и зерновых культур;
  • слайды, фотографии с изображением природных объектов степи;
  • раздаточный материал;
  • книга А.А.Плешакова  и А.А.Румянцева «Великан на поляне»;
  • атлас — определитель.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                Нас сегодня ждёт дорога,

                И узнать нам надо много.

                Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                Чтобы времени зря не терять.

                О том, как потрудились дома.

                           Поспешим друзьям рассказать.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, с  какими природными зонами мы познакомились?

  • Какую природную зону мы исследовали на прошлом уроке? ( Мы изучали зону лесов).

1) Работа по карточкам.

  • Карточка №1.

а) Задание: установи соответствие.

Положение зоны

Природная зона

Климат

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана

Крайний Север (Арктические пустыни)

Лето короткое, холодное; зима длинная, очень холодная. Полгода полярный день

К югу от зоны тундры

Тундра

Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче

Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём

Лесная зона

Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильные метели

б) Рассмотри рисунок и укажи, какие из этих растений можно встретить в лесу.

Карточка №2.

а) Задание: составь рассказ о растении, изображенном на иллюстрации, по плану (на карточке иллюстрация дуба):

  1. Название  растения.
  2. Дерево, кустарник, трава.
  3. В каком лесу произрастает: хвойном, смешанном, лиственном.
  4. Как называются плоды этого дерева.
  5. Какое они имеют значение.
  6. Кто их распространяет.

б) Найди правильный ответ.

Основное занятие в тундре:

  1. Вырубка леса.
  2. Осушение болот, выращивание растений.
  3. Оленеводство.
  4. Выпас скота, овец, лошадей.

Карточка №3.

а) Задание: дополни схему «Значение леса».

                                   Дом для растений, животных, грибов.

  •    

                                     Место для отдыха человека.

                               

                                  Источник древесины.

б) Укажите треугольником животных, типичных для Крайнего Севера.

Тюлень                   морж                      белка                       иволга

суслик                    хомяк                      еж                            белый медведь

кайра                      гага                         тупик                       заяц

Карточка №4

Задание:Исправь географические ошибки  в тексте.

  Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Зона лесов делится на четыре части (три). Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

Карточка №5.

Задание: Вставь пропущенные названия зон:

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

     в)  …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена  сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Посмотрите, что это за иллюстрации? (изображены правила поведения в лесу.) Что может нанести ущерб лесу и даже привести к его гибели? Какие меры нужно применять, чтобы его сохранить?

  1. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Закройте глаза, послушайте русскую народную песню и представьте себе то, о чем поется в песне. (Учитель включает аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая»)

  • Что представили себе, слушая песню?

      Итак, мы продолжаем путешествовать по родным просторам.

Выше облаков поднялся самолет. В просветы между облаками видны реки, леса, поля, города. Сверху земля похожа на географическую карту.

       Мы летим к югу. Лесов все меньше, а земля как будто раскрашена: мелькают черные зеленые квадраты и полосы.

       Самолет опустился на землю. Как ровно кругом, и видно далеко-далеко.

       Помните, мы были в тундре, безлесной равнине, к северу от зоны лесов. А теперь мы улетели к югу от лесного пояса и опять оказались на безлесной равнине. Но она совсем не похожа на тундру. Тут не встретишь ни болот, ни  кочек.

Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь — полей раздолье.

Южнее полосы лесов.

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это.... (степь).

  • Итак, какова тема нашего урока?
  • Откройте учебник на с.90 и рассмотрите иллюстрации.
  • Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? (где расположена, каковы природные условия)

  1. Работа по теме урока.

1. Работа по карте.

а). Где расположена зона степей?  ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)

б). Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами. (По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

в). В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)

         г). Какая полоса разделяет зону степей и лесов? (Лесостепи.)

2. Беседа. Используется электронное приложение к учебнику.

  Сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

В степи много солнечных дней, снега выпадает немного, и весной он быстро сходит. А лето долгое и жаркое. Дуют горячие сухие ветры — суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Дождей выпадает немного, в основном в начале лета. С наступлением жары дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до — 30.

   В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. На их месте раскинулись поля и сады. Когда-то тут росли высокие густые травы. Теперь дикорастущие степные растения можно увидеть только в заповедниках и на нераспаханных участках.

  1. Работа в группах.

Для изучения животного и растительного мира, экологии степей разделимся, как обычно на три группы.

1 группа изучает растительный мир степей.

Материалы для 1 группы: гербарий, учебник (с.92), предметные картинки.

Карточка- помощница

  1. Какие растения произрастают в степи?
  2. Общая особенность растений.
  3. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

2 группа изучает животный мир степи.

Материалы для 2 группы: фотографии и картинки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с.91, «Странички Умного Совенка» (с.140-141).

Карточка- помощница.

  1. Какие животные обитают в степи?
  2. Отличительная черта степных животных.
  3. Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окраска)

3 группа изучает экологию степей.

Материалы для 3 группы: рассказ «Пусть живут удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне», фотографии трудовой деятельности людей в степи, фотографии животных, занесенных в Красную книгу.

Карточка-помощница.

  1. Основные занятии населения степей.
  2. Экологические проблемы степей.
  3. Охрана природы степей.
  4. Животные и растения степей, занесенные в Красную книгу.

Учащиеся самостоятельно изучают и обсуждают материал в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует их. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала Учитель дополняет сообщения групп, если возникает такая необходимость.

1 группа. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов,  которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы. Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак.

 Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко  в землю.

-Сделайте вывод: как в степи растения приспособились к природным условиям? (Травянистые растения; корни: луковицы, длинные, корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

2 группа.  В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель.

Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа,  серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

  Сделайте вывод: как приспособились к жизни представители животного мира? (В основном — некрупные животные; защитная окраска; ведут наземный и подземный образ жизни.)

3 группа:Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл, журавль -  красавка, дрофа, кузнечик, степная дыбка.

Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

    -Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)

-Большое спасибо докладчикам.

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного материала.

1. Работа в рабочей тетради.

с.52-53 задание №3, №4, №5.

  1. Рефлексия.

Вот мы и познакомились с новой природной зоной — степью. А сейчас проверим кто же был самым внимательным на уроке. На карточках записана характеристика этой зоны. Найдите ошибки и исправьте их.

  • Расположение.         Севернее зоны лесов.

  • Климат.           Зима теплее, чем в лесной зоне. Лето холодное, дождливое.

  • Растения.        Ковыль, дуб, тюльпан, полынь, осина.

  • Животные.      Сайгак, волк, суслик, хомяк, розовый скворец, дрофа.

  • Занятия            Животноводство, охота, земледелие, добыча полезных  

населения.       ископаемых.

Взаимопроверка.

  1. Подведение итогов урока.

-Вы отлично поработали сегодня. Я очень довольна вами. – А вам понравился урок?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Как вы считаете, справились ли вы со всеми предложенными вами заданиями?

- Как вы оцениваете свое сегодняшнее настроение на уроке Окружающего мира?

Спасибо за урок, до свидания.

IХ. Домашнее задание.

  1. Учебник: прочитать статьи на с 90-93; ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
  2. Рабочая тетрадь с.52 №1, №2, №5



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...