Рабочая программа по окружающему миру 4 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора А.А. Плешакова УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя  школа №41»

Рассмотрена и одобрена                      Согласована                         Утверждена

на заседании методического              с заместителем                      руководителем                  

объединения                                          директора по УВР                образовательного

руководитель ШМО                                                                             учреждения

______________________                      _________________              ________________

   / Е.В. Догадова /                                    /О.П. Забенкова/                     /В.В. Терёхин/

 «29» августа 2019 г.                             «30» августа 2019 г.              «02» сентября 2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

УМК «Школа России»

4 «Б» класс

Количество часов: 68

Учитель начальных классов: Горбунова Л.Н.

Учебный год: 2019-2020

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2019 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия 2019-2020 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме);

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы;

5) домашнее задание.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений

в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели данного курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  •  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Окружающий мир»:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

     Учебный предмет «Окружающий мир» относится к образовательной области «Обществознание и естествознание».

В 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели в год.

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа №41» г. Саранск Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год  на изучение курса «Окружающий мир» в 4 «Б» классе отводится 69 часов.

1. в I четверти – 16 часов,

2. во II четверти – 16 часов,

3. в III четверти – 20 часов,

4. в IV четверти – 17 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта

Реализация учебной программы по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» для 4 класса обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, А.Е. Соловьева. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

Для учащегося:

1. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2019.

3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019.

4. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас - определитель. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2016.

5. А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2016.

6. А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2016.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты

У учащихся  будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение ее природного и культурного наследия;
  • умение  осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  • чувства сопричастности  к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за Родину, российский народ, историю  России посредствам  знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  • осознание своей этической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство и многообразии»;
  • понимание себя наследником ценностей  многонационального российского общества и всего человечества, в том числе  на основе формирования понятий « Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
  • осознанная готовность к  выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России  и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживать чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
  • мотивация к творчеству труда, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовных ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные  результаты        

Регулятивные

Учащиеся  научатся:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по теме;
  • планировать своё высказывание ( выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение ) ;
  • планировать свои действия;
  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении  как конце действия, так и по ходу его реализации;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Учащиеся  научатся:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов ( художественных и познавательных ) ;
  • использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • строить доказательства точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных  и практических задач, владеть общими приемами решения учебных задач;
  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников ( библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ.

Коммуникативные

Учащиеся  научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и

вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнера по общению ( деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того о чем говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной  и письменной форме;
  • аргументировать свою позицию;
  • понимать различные позиции других  людей, отличные от собственной, и ориентироваться  на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо»,  др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);
  • использовать речь для регуляции своего действия;  
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Предметные результаты

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото-и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

«Правила безопасной жизни»

Выпускник научится:

  • различать опасности, которым могут подвергнуться люди на объектах железнодорожного транспорта, объяснять причины указанных опасностей;
  • распознавать железнодорожные знаки;
  • определять зоны повышенной опасности на железнодорожном транспорте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выполнять правила поведения на железнодорожном транспорте;
  • ответственно выполнять правила противопожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • адекватно действовать в экстремальных ситуациях;
  • решать ситуационные задачи по теме.

III. Содержание учебного предмета, курса (69 ч)

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание

 «Земля и человечество» (8 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звёздное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

«Природа России» (11 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Проверочная работа по разделу «Природа России».

«Родной край – часть большой страны» (13 ч)

Наш край. Водные богатства нашего края. Экскурсия. Поверхность нашего края. Наши подземные богатства. Земля - кормилица. Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных

водах. Экскурсия к водоёму. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. водах. работа. Обобщение пройденного. Защита проектов.

«Страницы Всемирной истории» (6 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории».

«Страницы истории России» (21 ч)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая Отечественная война и Великая Победа. Страна, открывшая космос. Проверочная работа по разделу «Страницы истории России».

«Современная Россия» (10 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие. Презентация проектов. Обобщение пройденного за год.

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Человек и природа

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени

и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга - украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна - спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,

расположение на глобусе и карте. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых

организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 - 3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 - 3 примера). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Международная Красная книга. Международные экологические организации (2 - 3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с

другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Внутренний  мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества. Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транспорта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России,

Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при

прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,

Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца России (по выбору).

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История - наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры - свидетели различных эпох в истории человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества -  долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде

на велосипеде.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:

Урок интеллектуальных раздумий,  урок проблемных поисков,  урок поиска истины,  урок – практикум,   урок – дискуссия,    урок – диалог,    урок – наблюдение, урок – исследование, круглый стол,   проект, смотр знаний,  урок – аукцион,  урок – мозговой штурм,  урок – презентация, урок – путешествие, урок – экскурсия, виртуальная экскурсия, виртуальное путешествие, коллективная работа, групповая работа, работа в паре и т.д.

Формы организации учебного процесса:

  • фронтальная беседа,
  • устная дискуссия,
  • самостоятельные и контрольные работы,
  • коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,
  • различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),
  • новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное, дифференцированное обучение.

Для организации учебно-познавательной деятельности используются технологии:

  • адаптивного обучения,
  • игровая,
  • ИКТ,
  • проектная,
  • исследовательская,
  • здоровьесберегающая.

Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

  • интерактивные технологии,
  • метод сотрудничества,
  • методики проектирования,
  • дифференцированный подход,
  • деятельностный подход.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Естествознание», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления

окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц,

диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника,

 сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Учитель проверяет осмысленность у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

При устных ответах

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.

«4»

Ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности  в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.

«3»

Ставится ученику, если он усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать  результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.

«2»

Ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ с помощью учителя.

Оценки за практическую работу

Ставится с учётом понимания учащимися цели и задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.

Отметка

Норма выполнения

«5»

Ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы.

«4»

Ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы.

«3»

Ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий  наблюдений, формулировании выводов.

«2»

Ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.

Практические работы

Раздел

Тема работа

Дата

I четверть

Земля и человечество

1

№ 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

06.09

2

№ 2 «Знакомство с картой звёздного мира».

11.09

3

№ 3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

13.09

4

№ 4 «Знакомство с историческими картами».

20.09

Природа России

5

№ 5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».

02.10

6

№ 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России».

04.10

7

№ 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России».

09.10

8

№ 8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».

11.10

9

№ 9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре».

16.10

10

№ 10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».

18.10

11

№ 11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».

25.10

II четверть

12

№ 12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь».

06.11

13

№ 13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

08.11

Родной край – часть большой страны

14

№ 14 «Знакомство с картой родного края».

15.11

15

№ 15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

22.11

16

№ 16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание».

04.12

17

№ 17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

06.12

18

№ 18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание».

11.12

19

№ 19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание».

18.12

Итого:

19

Проверочные работы, проекты и экскурсии

Раздел

Проверочная работа

Проект

Экскурсия

Земля и человечество

«Земля и человечество»

Природа России

«Природа России»

Родной край – часть большой страны

«Родной край – часть большой страны»

«Родной край – часть большой страны»

«Поверхность нашего края»

«В лес и на луг»

«К водоёму»

Страницы Всемирной истории

«Страницы Всемирной истории»

Страницы истории России

«Страницы истории России»

Современная Россия

«Современная Россия»

«Современная Россия»

Итого:

6

2

3

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

1

Земля и человечество

8 ч

2

Природа России

11 ч

3

Родной край – часть большой страны

13 ч

4

Страницы Всемирной истории

6 ч

5

Страницы истории России

21 ч

6

Современная Россия

10 ч

Итого:

69 ч

2. Календарно - тематическое планирование

Дата проведения

Название разделов  и тем уроков

Кол-во часов

Домашнее задание

план.

факт.

I четверть (16 ч)

«Земля и человечество» (8 ч)

1

04.09

04.09

Мир глазами астронома.

1

Читать с. 4-8. Выполнить задания.

2

06.09

06.09

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1

Читать с. 9-15. Выполнить задания.

3

11.09

11.09

Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира».

1

Читать с. 16-21. Выполнить задания.

4

13.09

13.09

Мир глазами географа. Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте».

1

Читать с. 22-28. Выполнить задания.

5

18.09

18.09

Мир глазами историка.

1

Читать с. 29-35. Выполнить задания.

6

20.09

20.09

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами».

1

Читать с. 36-40. Выполнить задания.

7

25.09

25.09

Мир глазами эколога.

1

Читать с. 41-47. Выполнить задания.

8

27.09

27.09

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1.

1

Читать с. 48-56. Выполнить задания.

«Природа России» (11 ч)

9

02.10

02.10

Равнины и горы России. Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России».

1

Читать с. 60-65. Выполнить задания.

10

04.10

04.10

Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России»

1

Читать с. 66-70. Выполнить задания.

11

09.10

09.10

Природные зоны России. Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России».

1

Читать с. 71-75. Выполнить задания.

12

11.10

11.10

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике».

1

Читать с. 76-83. Выполнить задания.

13

16.10

16.10

Тундра. Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре».

1

Читать с. 84-94. Выполнить задания.

14

18.10

18.10

Леса России. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов».

1

Читать с. 95-102. Выполнить задания.

15

23.10

23.10

Лес и человек. Проверочная работа №1.

1

Читать с. 103-109. Выполнить задания.

16

25.10

25.10

Зона степей. Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей».

1

II четверть (16 ч)

17

06.11

06.11

Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь».

1

Читать с. 118-125. Выполнить задания.

18

08.11

08.11

У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест № 2

1

Читать с. 126-134. Выполнить задания.

19

13.11

13.11

Проверочная работа по разделу "Природа России".

1

Выполнить задания.

«Родной край – часть большой страны» (13 ч)

20

15.11

15.11

Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края».

1

Читать с. 136-144. Выполнить задания.

21

20.11

20.11

Водные богатства нашего края. Поверхность нашего края. Экскурсия.

1

Читать с. 145-148. Выполнить задания.

22

22.11

22.11

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».

1

Читать с. 149-159. Выполнить задания.

23

27.11

27.11

Земля - кормилица.

1

Читать с. 160-163. Выполнить задания.

24

29.11

29.11

Экскурсия в лес и на луг.

1

Приготовить сообщение о лесах Мордовии.

25

04.12

04.12

Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание".

1

Читать с. 164-169. Выполнить задания.

26

06.12

06.12

Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание».

1

Читать с. 170-177. Выполнить задания.

27

11.12

11.12

Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание».

1

Читать с. 178-186. Выполнить задания.

28

13.12

13.12

Экскурсия к водоёму.

1

Приготовить сообщение о водоёмах Мордовии.

29

18.12

18.12

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание».

1

Читать с. 187-194. Выполнить задания.

30

20.12

20.12

Животноводство в нашем крае.

1

Читать с. 195-203. Выполнить задания.

31

25.12

25.12

Проверочная работа.

1

Приготовить проект.

32

27.12

27.12

Обобщение пройденного. Защита проектов.

1

III четверть (20 ч)

«Страницы Всемирной истории» (6 ч)

33

15.01

15.01

Начало истории человечества.

1

Читать с. 4-7. Выполнить задания.

34

17.01

17.01

Мир древности: далёкий и близкий.

1

Читать с. 8-14. Выполнить задания.

35

22.01

22.01

Средние века: время рыцарей и замков.

1

Читать с. 15-21. Выполнить задания.

36

24.01

24.01

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

Читать с. 22-27. Выполнить задания.

37

29.01

29.01

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Читать с. 28-32. Выполнить задания.

38

31.01

Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории».

1

Выполнить задания.

31.01

Жизнь древних славян.

1

Читать с. 34-39. Выполнить задания.

«Страницы истории России» (21 ч)

39

05.02

Жизнь древних славян.

1

Читать с. 34-39. Выполнить задания.

05.02

Во времена Древней Руси.

1

Читать с. 40-45. Выполнить задания.

40

07.02

Во времена Древней Руси.

1

Читать с. 40-45. Выполнить задания.

07.02

Страна городов.

1

Читать с. 46-54. Выполнить задания.

41

12.02

Страна городов.

1

Читать с. 46-54. Выполнить задания.

12.02

ДО. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Читать с. 55-58. Приготовить сообщение о городах X-XI вв.

42

14.02

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

Читать с. 55-58. Приготовить сообщение о городах X-XI вв. Киеве и Новгороде.

14.02

ДО. Трудные времена на Русской земле.

1

Читать с. 59-64. Приготовить сообщение о древних книгах Древней Руси.

43

19.02

Трудные времена на Русской земле.

1

Читать с. 59-64. Приготовить сообщение о древних книгах Древней Руси.

19.02

ДО. Русь расправляет крылья.

1

Читать с. 65-69. Выполнить задания.

44

21.02

Русь расправляет крылья.

1

Читать с. 65-69. Выполнить задания.

21.02

ДО. Куликовская битва.

1

Читать с. 70-74. Выполнить задания.

45

26.02

Куликовская битва.

1

Читать с. 70-74. Выполнить задания.

26.02

Иван Третий.

1

Читать с. 75-81. Выполнить задания.

46

28.02

Иван Третий.

1

Читать с. 75-81. Выполнить задания.

28.02

Мастера печатных дел.

1

Читать с. 82-86. Выполнить задания.

47

04.03

Мастера печатных дел.

1

Читать с. 82-86. Выполнить задания.

04.03

Патриоты России.

1

Читать с. 87-93. Выполнить задания.

48

06.03

Патриоты России.

1

Читать с. 87-93. Выполнить задания.

06.03

Пётр Великий.

1

Читать с. 94-100. Выполнить задания.

49

11.03

Пётр Великий.

1

Читать с. 94-100. Выполнить задания.

11.03

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Читать с. 101-104. Выполнить задания.

50

13.03

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

Читать с. 101-104. Выполнить задания.

13.03

Екатерина Великая.

1

Читать с. 105-111. Выполнить задания.

51

18.03

Екатерина Великая.

1

Читать с. 105-111. Выполнить задания.

18.03

Отечественная война 1812 года.

1

Читать с. 112-119. Выполнить задания.

52

20.03

Отечественная война 1812 года.

1

Читать с. 112-119. Выполнить задания.

20.03

Страницы истории XIX века.

1

Читать с. 122-126. Выполнить задания.

IV четверть (17 ч)

53

01.04

Страницы истории XIX века.

1

Читать с. 122-126. Выполнить задания.

54

03.04

Россия вступает в XX век.

1

Читать с. 127-133. Выполнить задания.

55

08.04

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

Читать с. 136-139. Выполнить задания.

08.04

ДО. Россия вступает в XX век.

1

Читать с. 127-133. Выполнить задания.

56

10.04

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

Читать с. 140-146. Выполнить задание 1 с. 50..

10.04

ДО. Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

Читать с. 136-139. Выполнить задания.

57

15.04

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

Читать с. 140-146. Приготовить сообщение о блокаде Ленинграда.

15.04

ДО. Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

Читать с. 140-146. Приготовить сообщение о блокаде Ленинграда.

58

17.04

Страна, открывшая космос.

1

Читать с. 147-152. Выполнить задания.

17.04

ДО. Страна, открывшая космос.

1

Читать с. 147-152. Выполнить задания.

59

22.04

Проверочная работа по разделу «Страницы истории России».

1

Приготовить сообщение о космонавте.

22.04

ДО. Основной закон России и права человека.  Мы – граждане России.

1

Читать с. 156-163, 164-167. Выполнить задания.

«Современная Россия» (10 ч)

60

24.04

Основной закон России и права человека.

1

Читать с. 156-163. Выполнить задания.

24.04

ДО. Славные символы России.  Такие разные праздники.

1

Читать с. 168-174, 175-179. Выполнить задания.

61

29.04

Мы – граждане России.

1

Читать с. 164-167. Выполнить задания.

29.04

ДО. Путешествие по России.

1

Читать с. 180-203. Выполнить задания.

62

06.05

Славные символы России.

1

Читать с. 168-174. Выполнить задания.

06.05

ДО. Путешествие по России.

1

63

08.05

Такие разные праздники.

1

Читать с. 175-179. Выполнить задания.

08.05

ДО. Наши проекты. Обобщение пройденного за год.

1

64

13.05

Путешествие по России.

1

Читать с. 180-188. Выполнить задания.

65

15.05

Путешествие по России.

1

Читать с. 189-196. Выполнить задания.

66

20.05

Путешествие по России.

1

Читать с. 197-203. Выполнить задания.

67

22.05

Проверим себя и оценим свои достижения за II полугодие.

1

Подготовить защиту проекта.

68

27.05

Презентация проектов.

1

Выполнить задание.

69

29.05

Обобщение пройденного за год.

1

Итого:

69

61

Программный материал: скорректирован и пройден.

Учитель: Горбунова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков

Рабочая программа  по  окружающему миру  для 2 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева

Аннотация к рабочей программе по  окружающему миру 2 класс    Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии  с Примерной программой начального общего о...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной программы  по...

Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности   Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ШКОЛА РОССИИ

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы  «Окружа...

Рабочая программа по окружающему миру 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...