Технологическая карта урока по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России". Тема: Природные зоны.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Иванова Светлана Эрнестовна

Урок разработан согласно требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okr._miru_4_klass.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Природные зоны России

Класс: 4 «Б»

Учитель: Иванова Светлана Эрнестовна

Цель:   создать условия для формирования представлений о природных зонах России; получения первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа найденной информации; развитию интереса к предмету.

Учебные задачи:

        

Направленные на достижение личностных результатов

У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;

- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

Развивающих: - понимать учебную задачу урока;

     - оценивать свои достижения на уроке.

Познавательных: - отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;

      - пользоваться учебником.

Коммуникативных: -слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- сформировать уважительное отношение к России;

- познакомить с разнообразием природных зон России;

- совершенствовать умения работы с картой;

- формировать умения работать с учебником.

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, презентация, видеоролик для физкультминутки, индивидуальные карточки для рефлексии.

Материалы для учителя: технологическая карта, учебник окружающего мира А.А. Плешаков 4 класс, фонарик, глобус, презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.

- Здравствуйте.  Присаживайтесь.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ...

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ...

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ...

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... 

- Ребята как ваше настроение?

Получают мотивацию для дальнейшей деятельности.

- Здравствуйте.

- Привет.

- Привет.

- Привет.

- Привет.

- Привет.

Отвечают на вопрос учителя.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Предлагает задание для повторения ранее изученного материала.

 На экране представлена физическая карта России.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Какие формы земной поверхности вы знаете? Откройте учебник на стр. 58-59.

- Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Каким цветом она обозначена на карте?

- Кто покажет эту равнину на нашей карте.

Вызывает учащегося к доске.

- Как правильно показать Восточно-Европейскую равнину?

- На физической карте мы видим разные оттенки зеленого цвета. Что они означают?

Посмотрите условные обозначения.

- Найдите на карте Среднесибирское плоскогорье. Каким цветом оно обозначено на карте?

- О чем говорит нам этот цвет, согласно условным обозначениям?

- Как обозначены на карте горы?

- Найдите и покажите на карте Уральские горы.

- Какие горы мы ещё можем увидеть на карте?

- Покажите их на карте.

Работают с картой.

Смотрят на экран.

- Здесь представлена физическая карта России.

- Горы и равнины.

- Светло-зелёным цветом

Выходит к доске. Показывает Восточно-Европейскую равнину.

- Нужно показывать так, чтобы не закрывать карту окружающим.

- Они означают, что поверхность неровная. Есть низменности и возвышенности.

- Светло-коричневым цветом.

- Есть возвышенности.

- Тёмно-коричневым цветом.

Показывают на карте Уральские горы.

- Алтай Саяны, Кавказские горы,

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создаёт проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности.

- Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

- Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете почему?

Предлагает рассмотреть карту природных зон.

- Что обозначают зоны на этой карте?

- Почему происходит смена природных зон?

- Как вы думаете, с чем мы будем знакомиться на уроке?

- Какие задачи мы перед собой поставим? Что мы должны узнать, чему научиться?

Анализируют сложную ситуацию.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения.

- Эти зоны показывают, что природа разнообразна.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны России.

- Мы узнаем, что такое природные зоны России;

- Узнаем, почему происходит смена природных зон;

- Должны научиться работать с картой природных зон России, узнать её условные обозначения.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Побуждает к определению средств достижения цели.

-  Вы поставили цели. А что же нам может понадобиться, чтобы их достичь.

- Как мы будем реализовывать наши цели?

Ставят задачи урока.

- Учебник, карта природных зон России, презентация.

- Будем работать с учебником, искать нужную информацию, слушать учителя.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления

5. Этап реализации построенного проекта

Физкультминутка

Организует работу с картой.

Предлагает учащимся опыт с глобусом и фонариком. Вызывает помощников.

- Что можно заметить? Равномерно ли солнце нагревает всю поверхность Земли?

- Откройте стр. 74 вашего учебника. Внизу автор учебника поместил схему. Что она показывает?

- В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности земли и слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы

- Ребята, а какие природные зоны вы знаете?

- Куда мы можем обратиться, чтобы узнать?

- Найдём ответ в учебнике на стр. 74.

- Предлагаю ещё раз обратиться к карте и познакомиться с её условными обозначениями. Откройте стр. 72-73.

- Каким цветом на карте обозначена Арктическая пустыня?

- А на физической карте, что мы обозначаем таким цветом?

- Каким цветом на карте обозначена тундра?

- Вернитесь к физической карте. Скажите, здесь мы можем увидеть тундру?

- Найдите на карте природных зон Тайгу. Каким цветом она обозначена?

- В тайге можно встретить таких представителей растительного мира как: ель, сосна, пихта, кедр.

- Какая природная зона обозначена светло-зелёным цветом?

- Как вы думаете, почему смешанные леса называются именно так? Какие представители растительного мира можно встретить?

- Наряду с хвойными деревьями встречаются лиственные.

- Какой цвет определяет широколиственные леса?

- Почему эти леса называют широколиственными?

- Приведите пример таких растений.

- Дуб, ясень, клён, липа и другие теплолюбивые деревья с крупными широкими листьями.

- Ребята, а в какой природной зоне находится наш город и Ленинградская область?

- Каким цветом она обозначена? Какие растения чаще встречаются в наших лесах?

-Вернёмся к физической карте.

-Какая зона расположена южнее зоны лесов? Каким цветом обозначена эта зона?

Учитель рассказывает о климатических особенностях зоны степей.

-Как вы думаете, какие растения преобладают в зоне степей? Почему?

- Почему зона пустынь и полупустынь окрашена на карте в ещё более яркий жёлтый цвет?

- Ребята, а кто ездил в этом году на море?

- Как вы думаете, какая это природная зона?

- Найдите на карте Черное море. Каким цветом обозначена зона, которая располагается рядом?

- Найдите среди условных обозначений название этой природной зоны.

- Какие промежуточные зоны мы не назвали?

- В природе не бывает резкого перехода. Поэтому есть промежуточные природные зоны, предполагающие постепенный переход от одной зоны к другой.

- А вот что бы вы сказали о смешанных лесах Дальнего Востока?

Предлагает физкультминутку, с целью сбережения здоровья учащихся.

Предлагает посмотреть на экран и повторить движения вместе с актёрами видеоролика.

- Ребята, что мы с вами делали до физминутки?

- Автор учебника задаёт нам вопрос: почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Что нам может помочь при ответе на этот вопрос?

- Найдите в учебнике ответ.

Узнают новый материал.

Анализируют получившийся опыт.

 - Это схема нагревания поверхности Земли солнечными лучами.

Рассматривают схему.

Испытывают затруднение при ответе на вопрос.

- Посмотреть в учебнике

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- Синим цветом.

- Моря, океаны, озёра.

- Фиолетовым.

- Нет.

- Зелёным.

- Смешанные леса.

Высказывают свои предположения.

- Салатовый.

- Там есть растения с широкими листьями.

- Дуб и т.д

Находят на карте зону лесов.

Отвечают на вопрос учителя.

-Зона степей. Она обозначена жёлтым цветом.

-Травянистые растения. Для них достаточно влаги.

- Там практически нет растительности.

Делятся впечатлениями.

Высказывают предположения.

- Зелёным цветом.

- Субтропические леса.

- Лесотундра, Лесостепи, Смешанные леса Дальнего Востока, области высотной поясности

Высказывают предположения о лесах Дальнего востока. 

Повторяют движения вместе с учителем.

Повторяют движения.

- Работали с картой Природных зон России.

Высказывают свои предположения, испытывают затруднение.

- Учебник.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника

П.: пользоваться учебником

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Предлагает видеоролик по теме, с последующим анализом.

- Мы познакомились с картой природных зон, но чтобы карта ожила, предлагаю посмотреть видеоролик.

- Скажите пожалуйста, что вам понравилось/запомнилось в арктической пустыне? (тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, степях, пустыне, субтропиках)

Расширяют знания в области природных зон России.

Смотрят видеоролик.

Проводят анализ видеоролика.

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы

К.: вступать в речевое общение

П.: пользоваться учебником

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Предлагает задание для выполнения в парах.

- Покажите друг другу арктическую пустыню, тундру, тайгу, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыню, субтропики

Выполняют работу в парах.

Показывают друг другу природные зоны России на карте в учебнике.

Р.: понимать учебную задачу урока

К.: слушать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Организует повторение изученного материала по вопросам, предложенным автором учебника.

- Перечисли основные природные зоны России.

- Почему происходит смена природных зон?

- Почему горные области на карте природных зон обозначены отдельно?

- Прочтите, пожалуйста, вывод под зелёной чертой на стр. 75.

- Прочтите ещё раз про себя.

Отвечают на поставленные вопросы.

- Арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

- В северных районах солнечные лучи слабо нагревают Землю. Чем южнее, тем сильнее солнечные лучи нагревают земную поверхность. Это и приводит к постепенному изменению всей картины природы.

- Смена природных зон с севера на юг прослеживается на равнинах, а в горах природа изменяется с высотой. Это явление называется высотной поясностью.

- В направлении с севера на юг в нашей стране сменяют друг друга несколько природных зон. Их смена объясняется неравномерным нагреванием поверхности Земли солнечными лучами. В горах картина меняется с высотой.

Р.: понимать учебную задачу урока

П.: отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; - пользоваться учебником

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Побуждает к анализу и рефлексии своих действий на уроке.

Предлагает заполнить индивидуальные карточки для рефлексии.

 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное            - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Мне приятно было работать с … .

 4. Мне больше всего понравилось на уроке:

- Запишите д/з стр.71-75 читать пересказывать.

Рефлексируют свои действия на уроке.

Заполняют карточки для рефлексии.

Р.: оценивать свои достижения на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда изобрели велосипед?"

Цель урока: формирование представлений об истории возникновения велосипедаЗадачи урока:Дидактические:1. Узнать когда изобрели велосипед и как он менялся с течением времени; 2. Научить правил...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)

Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "На севере Европы"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о странах Европы, культуре и традициях народов, в них проживающих. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с названиями стр...

Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Что такое Бенилюкс?"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о странах Бенилюкса, об их достопримечательностяхЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с названиями стран и столиц, находящихс...

Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России", класс 3, тема: "Что такое Бенилюкс?"

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Задачи урокаДидактические:1. знать что ...