Технологическая карта урока. Насекомые.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Самонина Надежда Григорьевна

Технологическая карта урока. Насекомые, 1 класс окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока         Самонина Надежда Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа-гимназия, детский сад №25» г. Симферополя

УМК «Школа России»

Класс:  1 класс

Предмет:  Окружающий мир

Тема урока:  Кто такие насекомые?

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель:  Знакомство с понятием «насекомые».

Задачи: 

Предметные: учить распознавать представителей животного мира; ответить на вопрос «кто относится к животным?»; сформировать у детей первоначальное представление о насекомых как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных.

Надпредметные: учить считывать  и понимать  информацию из разных источников (фотографии, схемы, таблицы, диаграммы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.

Личностные: растить гражданина своей страны; воспитывать у детей бережное  отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь),   коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, тестовые, самооценивание.

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2014 Ч. 1.

Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир Тесты 1 класс, М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2010. - 128 с.

Оборудование  урока: мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран; интерактивная презентация «Кто такие насекомые?»; фотографии насекомых и других животных); фишки (на картонках изображения Мудрой Черепахи и Вопросика)

                                                                                 

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I.Организационный этап. 

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок                                                                                                        Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?

- Проверим, всё ли готово к уроку. (учебник, цветные карандаши, листок с заданием).

-Что ещё пригодится на уроке?

- А какие качества ещё нужны?                       Итак, мы начинаем наш урок. Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас всё получится. 

Ребята, все ли вы готовы к уроку?  

Если да  тогда подарите друг другу  улыбку и присаживайтесь на свои места.

                                                                                                                                                     Настроение у нас отличное,
А улыбки - дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь начинать урок пора!
                                                                                                                        

 Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.                           Настраиваются  на успешную работу.

Окружающий мир.

Проверяют готовность к уроку.                 Сообразительность, внимание, знания, ум.

Аккуратность.

Да.

Дарят друг другу улыбки и присаживаются на свои места.

Читают стих.

 Л: Принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу  учения, к приобретению знаний и умений; проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность.

Слайд 2.

II. Актуализация опорных знаний и способов

 действий.

Выявить знания детей по изученной ранее теме «Части растения».

1.Блиц-опрос «Закончи предложения».

2.Игра «Бал плодов».

Для начала, вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.

На прошлом уроке мы говорили о разнообразии растений.

Но несмотря на то, что растения так не похожи друг на друга, у них есть общее. Вспомним, что есть общее у растений?

На прошлом уроке мы изучали…

Я знаю такие части растений…

Корень нужен растениям для…

На месте цветков появляются…

В плодах созревают…

Из семян вырастут…

Молодцы.

Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик устроили бал плодов. Но на бал съехались и другие части растений. Муравьишка просит о помощи:

- Дети, помогите пропустить на бал только плоды!

Дети берутся в парах за руки и образуют ворота. Если учитель называет плоды (огурец,  тыква и т.д.) – ворота открыты. Если учитель называет корнеплод (картофель, морковь. свёкла и т.д.) – ворота закрыты.

-Что повторили?                                                   Муравьишка Вопросик благодарен за помощь и пригласил вас на зелёный луг.

Проложите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Как много ярких цветов, приятно пахнет. Здесь живут его друзья.

Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы (стрекочет кузнечик, гудит шмель)-   Но кто же они ? Послушайте запись и назовите друзей Муравьишки! (бабочки, кузнечики. стрекозы, жуки, пчёлы, шмели)

Дети называют друзей. Учитель вывешивает картинки.

     Рассматривают изображения на слайде, называют  части растения.

 Ответы детей на вопросы.

 …части растений.

… корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

… питания.

… плоды.

… семена.

… новые растения.

Выполняют самопроверку по слайду.

Выполняют движения по правилам игры.

Ответы детей.

Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя  учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты

Умение работать в  группе, выполнять правила игры.

Слайд 3- 4.

Слайд 5 -6.

Слайд 7.

.

Физкультминутка

   

СТРЕКОЗА

Утром стрекоза проснулась,

(потираем глазки)

Потянулась, улыбнулась. 

(из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх)

Раз – росой она умылась.

 («умываемся»)

Два – изящно покружилась,

 (кружимся на месте)

Три – нагнулась и присела, 

(наклонились и присели)

На четыре – полетела. 

(машем руками, как крыльями)

У реки остановилась, 

(присели)

Над водою закружилась. 

(потираем глазки)

И на место возвратилась.

Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем (учениками в костюмах насекомых)

Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем

III.Изучение нового материала.

1.Постановка учебной задачи.

2.Построение проекта выхода из затруднения – «открытие нового знания»

Цель – самостоятельно добывать информацию из учебника, выявление особенностей

насекомых

3.Работа по учебнику (стр.20).

    На картинках изображены насекомые.                                                                                              -Как одним словом мы можем их назвать?

-О чем же мы сегодня будем узнавать на уроке?

-Какая тема нашего урока?

-Тема урока: «Кто такие насекомые?»

-А Муравьишка – это насекомое?

-Чему будем учиться?

Несколько уроков мы знакомились с царством растений. Сегодня начинается наше новое увлекательное путешествие.  

  Мы отправляемся  в царство  животных.

- Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные)

На экране (доске)  карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного  насекомого (муха).

Задание 1.  Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы.

- Проверьте свои высказывания.

- Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц.  (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья).

-Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц.

. Давайте поможем муравью Вопросику разобраться с этой нелёгкой задачей.

Животных на Земле очень много и все они разные. Их можно объединить в группы по общим признакам. Перед вами таблица «Животные», которую мы вместе с Мудрой Черепахой  будем заполнять. В 1 классе мы познакомимся только с четырьмя группами животных, но вы должны знать, что их гораздо больше.

На следующем слайде  вы видите эти  4 группы, но записаны они с помощью диаграммы, которая показывает количество видов данной группы на нашей планете.

Как вы думаете, какие группы животных «спрятались» на диаграмме и под каким цветом?

Давайте проверим ваши предположения. (По щелчку появляется  часть ответа – рыбы, птицы, звери).

Как вы думаете, какая группа животных самая большая на диаграмме?

Отгадайте загадку. О ком в ней  говорится?

НАД ЦВЕТКОМ ПОРХАЕТ, ПЛЯШЕТ,

ВЕЕРКОМ УЗОРНЫМ МАШЕТ.     (БАБОЧКА).

 -Рассмотрим бабочку. Находим голову, грудь, брюшко…

- Сколько крыльев у бабочки?

- Сколько мы видим? (2)  Почему?

- Сколько ног? (6)

- Кто прилетел к бабочке?

У них тоже есть голова, грудь, брюшко… (показ на слайде).

- Посчитайте количество ног у каждого.

- Что заметили? Что общего у всех?

                                                                             Как называют животных, у которых по 6 ног?

- Посчитайте кол-во ног у Муравьишки Вопросика.

- Какой вывод делаем?

- Так как же узнать, какое животное – насекомое?

 ВЫВОД: У НАСЕКОМЫХ 6 НОГ.

Рассказ учителя о насекомых.

- Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду.

- Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах?

- В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые)

- Почему насекомых можно назвать непоседами? (Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.)

Ответы детей.

Насекомые.

«Кто такие насекомые?»

Распознавать насекомых

Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.

Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности.

Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.

Дети высказывают свои предположения.

Сравнивают свои высказывания с правильным ответом.

Насекомые.

Отгадывают загадку.

Ребята рассматривают части насекомого.

Дети перечисляют. Всё что  называет кто-то из ребят, все остальные находят на рисунке.

Много ног.

6.

Насекомые.

Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации.

 У НАСЕКОМЫХ 6 НОГ.

    Л: формирование положительной мотивации

П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя  учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты

К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера                                 П:умение находить нужную информацию  в источниках,

анализировать  имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями.

Р:  умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания.

Постановка учебной задачи.

Умение читать диаграмму, таблицу. Прогнозирование

П: анализировать  имеющиеся данные, соотносить их с  собственным опытом и знаниями;

осуществлять моделирование

Р:  умения принимать и сохранять учебную задачу,

К: умение участвовать в коллективном обсуждении.

Выявление существенных признаков.

Умение наблюдать, делать выводы на основе наблюдений.

Слайд 8.

Слайд 9,10

Слайд 11-14.

Слайд 15.

Слайд 16-17.

Слайд 18

Слайд 19..

Слайд 20-29

IY.Физкультминутка   Зрительная гимнастика

Цель – снятие мышечного напряжения глаз.

  Физкультминутка для глаз «Бабочка и гном».

      Дети выполняют упражнения для глаз.                                      Следят глазами за движением бабочки.

Умение расслабиться

Слайд 30.

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

Цель –  умение находить насекомых из множества животных и доказать это, умение работать в группе.

1.Работа в группах

Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое.

2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

3. Работа по учебнику.   Включение в систему знаний и повторение.

4.Работа в рабочей тетради.

В классе на партах, стенах, подоконниках расположены фотографии животных.  Подойдите группой к любому насекомому.

Рассмотрите выбранную фотографию и докажите, что это насекомое. По какому признаку вы определили?

Обвести цветным карандашом насекомых:

1 вариант.

Божья коровка, гусеница, комар, лисица, шмель, муха, карась, бабочка.

2 вариант.

Паук, кузнечик, дождевой червь, оса, ёрш, муравей, шмель, сороконожка.

В ходе проверки выявляются и разбираются ошибки.

Дети работают по учебнику (стр. 21).

Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

Мудрая   Черепаха спрашивает . Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?(Зеленый.)

А для шмеля ?(Желтый, коричневый, черный.)

-Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. (Ответы детей.)

Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить о том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может пустить в ход жало.

В рабочей тетради (стр. 19).

-Каких насекомых вы видите ?  (Жуков.)

-Сколько больших красивых жуков на этой странице? (Шесть.)

Жуки на цветных рисунках увеличены, их настоящие размеры показаны рядом.

Учитель предлагает раскрасить половинки жуков и закрасить кружки возле тех жуков, которых дети видели в природе

Группы, которые стихийно сформировались в предыдущем задании, продолжают работать вместе. Дети договариваются, совместно решают к какой фотографии направится вся группа. Сложность в том, что среди фото насекомых есть фото паука, рака, многоножек…

6 ног или 3 пары ног. (На некоторых фото у насекомых видны ноги только с одной стороны.) После этого задания дети занимают свои места.

Самостоятельно выполняют задание. Самопроверка.

Дети работают по учебнику

Кузнечик, шмель.

Зеленый.

Ответы детей.)

Жуков.

Шесть.

Дети выполняют задание.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Умение доказать свою точку зрения

Умение доказательно выражать свои мысли.

Учитывать позиции других людей.

Слайд 31-32

Слайд 33-35

Y. Применение  изученного. Практическая работа учащихся.

.1.Польза насекомых для человека.

Цель –  рассказать о пользе  насекомых, умение вести учебный диалог.

2. Охрана насекомых

Цель – учить из серии картинок выбирать те, которые относятся к заданию и обосновать свой выбор, коллективное решение проблемных вопросов, воспитывать уважение к миру.

На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе. Они – часть природы.

- Каких насекомых вы видите на экране.

Мы видели на диаграмме, что насекомых очень много. А для чего они нужны? Какую пользу приносят?

Ребята, вы знаете о пользе насекомых. А как их можно беречь? Перед вами иллюстрации. Надо выбрать те картинки, где дети неправильно ведут себя в природе.  Как исправить поступки ребят?

(После рассказа ребёнка, учитель щёлкает по этой картинке и появляется стихотворение-проверка. Повторный щелчок убирает стих. )

Закончить эту часть урока хочется словами замечательного писателя  М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете это выражение?

Правильно. Природа – наш дом. В ней всё взаимосвязано. Всё,  что есть на планете – нужно, даже, если нам кажется, что это лишнее.   Надо бережно относиться к природе, любить и защищать. Как и свою Родину.  Прислушайтесь к словам: Родина, род, родня, родители, родной, природа …

       

                                Варианты ответов детей: для красоты, опыляют растения (обратить внимание на начало урока, когда шло повторение – без опыления насекомых  цветок не превратится в плод), санитары, корм для птиц …

Дети выбирают нужные картинки и объясняют, как это вредит насекомым, рассказывают о том, что надо исправить.

Умение строить речевое высказывание в устной речи.

Извлечение информации из иллюстрации.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

Слайд 36-40

Слайд 41-46

YI. Контроль и самоконтроль

Тест.

Цель – проверить усвоение материала.

Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 10. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -).

Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту?

Работают в тестовых тетрадях.

(Кто такие насекомые?)

Взаимопроверка.

Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать.

Сравнение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона.

YII.  Подведения итогов занятия.

Цель – подведение итогов, формулирование вывода и проверка по учебнику, заполнение части таблицы.

Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие насекомые?

Проверьте в учебнике на с. 20

Мы вернулись к нашей таблице.  С какой группой животных мы познакомились сегодня?

Какая отличительная особенность у этих животных?

Ребята, выберите смайлик с вопросом.

-Я справился со всеми заданиями.                                                                                                                        

-У меня ещё остались вопросы.

Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки.

Насекомые.

6 ног.

Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем.

                                   

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Слайд 47-49

Слайд 50

Слайд 51

YIII.Рефлексия

Цель: осуществление рефлексии деятельности

Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске).

- Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?  (Красный  цветок)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок)

- Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась!  

Чтение ребёнком стихотворения

Если вам по душе красота земная

Берегите её, устали не зная.

Ни к чему обижать бабочку на ветке

Веселее в лесу от её расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.

И пчела просто так тоже не пристанет

Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет.

Бабочка, кузнечик, муравей и птица

Не всегда от нас могут защититься.

Если будут нами уничтожены они,

На планете с вами мы останемся одни!

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание.

Слушают стихотворение.                                  

Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке.

Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбие

Слайд 52-53.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Кто такие насекомые? Окружающий мир,1 класс Школа России"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе из раздела "Что и кто?". В результате изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе обучающийся научится: различать объекты живой и неживой пр...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Тема "Кто такие насекомые?"

Представлено адекватное понимание специфики деятельности учителя по проектированию урока совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, выраженное в корректной диффе...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Кто такие насекомые?", 1 класс

Кто такие насекомые?  1 классЦели: познакомить с насекомыми, формировать представления об отличительных особенностях строения насекомыхТип урока: Изучение нового материалаПланируемые образов...

Технологическая карта урока по технологии УМК "Школа России". Тема: «Коллекция насекомых, сделанных из семян» Изделие: «Панно – насекомое» (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений изготовления аппликаций из природных материалов: семян и пластилина.Задачи урокаДидактические:1. Расширять представления детей о возможностях использовани...