Реки и озёра Республики Коми
план-конспект по окружающему миру

Знакомство с крупнейшими реками и озрами Республики Коми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 331_gruppa_hudoeva_kseniya.docx274.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

Виртуальная экскурсия

Реки и озера Республики Коми

Составила студентка 331 группы

Худоева Ксения

МАОУ СОШ № , класс ____ каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена 1  Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

ФИО преподавателя-консультанта:

Допущена к проведению занятия:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                  (Подпись учителя)                                                                                                    

Цель:

Содержательная: Сформировать у учащихся представление о крупнейших реках и озёрах РК.

Деятельностная: создать условия для формирования УУД

Предметные: изучить тему крупнейшие «Реки и озера РК» , их характеристики, расположение.

Метапредметные:

А) Познавательные:

Развивать умения работать с контурной картой, правильно оформлять названия рек и озёр;

Б) Регулятивные:

Осуществлять рефлексию изученного «Мини – викториной»

В) Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать и слышать друг друга;

Личностные: развивать умение оценивать свои поступки и деятельность.

Оборудование:

У учителя: контурные карты РК, карточки с интересными фактами, с информацией про реки и озёра, презентация.

У учащихся: ручка

Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование

Этапы:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формы:

Подготовительный этап:

-Здравствуйте, ребята, меня зовут, Ксения Андреевна, и я буду проводить  у вас занятие по окружающему миру. Сейчас на партах вам понадобится только ручка, так что остальные принадлежности вы можете убрать.

-Сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, но какую вы должны догадаться сами, для этого отгадайте ребус.

https://abali.ru/wp-content/uploads/2012/04/gerb_komi1.png

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/sea/rekaimore4.jpg

И

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-ozera-dlya-detej-14.jpg

Настраиваются на занятие.

Разгадывают ребус.

- Реки и озёра Республики Коми;

Ребус.

Основная часть:

- Правильно, тема нашего занятия «Реки и озёра Республики Коми».        

Прочитайте высказывание:

 « Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Леонардо да Винчи

- Как вы понимаете это высказывание?

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Действительно, вода играет огромную роль в жизни человека, растений и животных, это источник жизни, главный компонент всех организмов и ни одно живое существо не может прожить без воды. На территории Республики Коми располагаются более 78 тыс. озер и более 1500 рек и притоков.

- Как вы считаете это много или мало?

- А теперь давайте подумаем, что  такое озеро? Чтобы узнать определение этого слова, обратите внимание на слайд, перед вами представлены слова в разброс, вам необходимо восстановить последовательность.

- Есть ли у озера начало и конец?

- Тогда что же такое река?

Попробуйте восстановить порядок слов, чтобы выйти на определение.

Сейчас мы будем работать с картой, а для этого нам необходимо познакомиться с некоторыми понятиями:

- Что такое русло реки?

-Что такое истоки рек?

-Что такое устье реки?

http://boomerangclub.ru/up/images/informaciya/priroda-sakhalina-i-kuril/multemediinie-diski/salmon/baza/images/5/5_4.jpg

- У вас на партах лежат карточки №1. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и подписать на карте определения, с которыми мы только что познакомились, а именно река, озеро, устье реки, русло, и истоки.

- Давайте проверим (ответ на слайде)

- Все ли выполнили верно?

-Что мы с вами сейчас узнали?

-Отлично, а теперь, чтобы поближе познакомиться с реками и озёрами РК, я предлагаю отправиться вам на экскурсию. Но перед отправлением, давайте посмотрим, какие станции нас ожидают в маршрутном листе.

Маршрутный лист:

1. Мы пираты

2. Узнавайка

3. Крупнейшие реки РК

4. Крупнейшие озёра РК

5. Проверяйка

И первая станция нашего маршрутного листа:

1. Мы пираты (работа с картой)

- Ребята, как вы думаете, почему первая станция так называется, чем занимались пираты?  Правильно, а чтобы найти клад необходимо хорошо знать расположение рек и озёр на карте, верно?

Давайте поработаем с картой Республики Коми.

( У каждого на парте лежит контурная карта, возьмите её)

- Заполнять карту мы будем все вместе, название рек и озер  пишем печатными буквами, горизонтально.

Первая река, которую нам необходимо найти -  это Вычегда. Она располагается в южной части  Республики Коми, и протекает из представленных территорий в: Усть – Куломе, Корткеросе, Сыктывкаре. Кто выйдет к доске, чтобы показать реку.

Правила показа:

1. Показываем мы ручкой, не пальцем.

2. Правой рукой показываем, не поворачиваемся к одноклассникам спиной.

Следующая река, которую нам необходимо найти – это Печора. Она располагается в северной части РК, и протекает из представленных территорий в: Усть-Цильма, Ижма, Усинск, Вуктыл.

Теперь давайте обозначим на карте реку Сысолу.

Она располагается в южной части РК, и протекает из представленных территорий в:

Сыктывкаре (Кировский парк), Визинге, Койгородке.

Следующей, обозначим реку под названием Мезень. Она располагается  в западной части РК, и протекает из представленных территорий в: Кослане.

А теперь, давайте обозначим крупнейшие озёра.

Первое озеро называется Ямозеро. Оно располагается в северо-западной части РК, и протекает в районе Усть-Цильмы.

Следующим мы запишем Синдорское озеро. Оно располагается в центральной части РК, и протекает из представленных территорий: на границе Корткеросского района и города Емва.

- Ребята, мы с вами настоящие пираты, сумели обозначить крупнейшие реки и озёра на карте Республики Коми.

-Как вы думаете, нам пригодятся знания, полученные при работе с картой? Где?

Для прохождения следующих станций, мне необходима ваша помощь, каждому из вас я раздам карточки, кому-то попадутся карточки со станции «Узнавайка». А кому-то с других станций, вам необходимо быть внимательными и когда я вас приглашу вы должны будете выйти к доске и ознакомить класс с информацией, находящейся на вашей карточке.

 - Хорошо, а следующая станция, которую мы посетим, называется «Узнавайка».

2. Узнавайка (интересные факты про реки и озера РК)

Некоторые ученики получили карточки, на которых написаны интересные факты про реки и озёра РК. Итак, я приглашаю ученика получившего карточку №1, 2, 3, 4, 5.

- Остальные ребята, внимательно слушаем, т.к. на одной из следующих станции нас ожидают вопросики, как вы слушали своих одноклассников.

Чтобы перейти к следующей станции, мне нужны помощники. Сейчас я раздам вам карточки, на которых представлена информация полезная для класса. Ваша задача про себя  информацию с этой карточки изучить, а когда я вас попрошу, прочитать перед классом.

3. Следующая станция называется «Крупнейшие реки РК»

На карте мы крупнейшие (основные) реки отметили, интересные факты узнали, а теперь давайте каждую реку рассмотрим поподробнее.

Сейчас мне нужна помощь ребят, получивших карточки с данной станцией, ваша задача выйти и выразительно прочитать информацию, представленную на вашей карточке, а остальные ребята должны определить, какая информация истинная, а какая вымышленная.

Читает один из учеников:

№1. Не Африки, а республики коми.

№ 2. Не отсутствуют, а множество.

№ 3. Рыба: окунь, лещ, щука, судак, ёрш и т.п.

№ 4. Протекающая

- Вот и закончилась 3 станция, что мы с вами делали на данной станции?

- нам может пригодиться умения находить ложную информацию от истинной?

- А теперь, пришло время познакомиться поближе с озёрами, которые мы отметили с вами на контурной карте, про них вам расскажу я.

Ямозеро – это первый по величине водоём РК.

Форма водоема округлая, он окружен болотом. Озеро считается мелководным, средняя глубина водоёма - порядка 1,7 метров. До сих пор учёные не могут определить, как возник этот феномен природы. Однако они уверены, что в прошлом водоём был гораздо больших размеров. 

Синдорское озеро:

Синдорское озеро, расположенное в центральной части Республики Коми, входит в семерку самых недоступных достопримечательностей России. Оно славится своей изумрудной водой, удивительной чистоты природой и легендами, которые окутывают озеро и делают местный воздух немного волшебным. Озеро во все времена славилось богатым уловом: рыбы в озере водилось столько, что ее хватало не только на прокорм деревни, но и на продажу.

 Согласно мифологии Коми, в деревне Кони жил герой Йиркап — непревзойденный охотник, чье мастерство было на высоте, благодаря волшебной лыже, сделанной из особого дерева. Несли его лыжи вперед быстрее ветра.

Однажды колдунья поспорила с Йиркапом: «Тридцать оленей убьешь, а вот тридцать первый, голубой, тебе не достанется!». Действительно, охотник, добыв три десятка животных, долго не мог найти голубого. Наконец увидел его и после долгой погони настиг как раз у Синдорского озера. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи. Ее рассерженная мать в отместку лишила героя сил, и Йиркап провалился под лед. Бултыхался, бултыхался — ничего не мог поделать. Вытащил нож и отрезал завязки лыж. «Если бы не отрезал завязки, я вытащила бы тебя на берег», — промолвила чудесная лыжа. Но охотник, уходя на дно, брыкнул ногой, да так, что лыжа пролетела насквозь через здоровенную сосну, дыру проделала. Ходит поверье, что старики и теперь могут указать на тот дырявый пень… Такова судьба первого человека, нашедшего Синдорское озеро.

- Ребята, вам понравилась легенда?

- Как вы считаете, важно ли знать реки и озёра своей родной республики? Зачем?

- У нас осталась последняя станция «Проверяйка», как вы думайте, что мы сейчас с вами будем делать исходя из названия станции?

1. Что такое река?

2. Какая самая крупная река  в РК?

3. Назови крупнейшие озёра РК?

4.  Есть ли у озера начало и конец? Почему?

5.  Что такое исток?

- Ребята, мы с вами прошли все станции с нашего маршрутного листа, вы молодцы.

- да\нет

- много

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

- нет

- Водный поток, больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья.

Русло – это углубление в речной долине, по которому текут воды реки.

Исток – это место начала рек.

Устье – это место впадения реки в другую реку, озеро, море.

- Работают с картой.

- что такое озеро, река, устье реки, русло реки и исток

- искали клады

-да

- Находят и подписывают реки РК.

- Да, например если мы отправимся на экскурсию.

№ 1. В Республике Коми есть все виды рек — равнинные, горные, озерные, болотные, карстовые (уходящие в трещины и воронки).

№2. Самая крупная река Республики Коми — Печора. Длина ее — 1809 километров.

№3. К основным рекам Республики Коми относятся Ижма, Мезень, Сысола, Уса, Вашка, Вычегда, Вымь.  

№4. Крупнейшие озера Республики Коми — Синдорское и Ямозеро. Многие озёра  Республики Коми имеют большое рыбохозяйственное значение.

№5.С древних времён реки нашего региона играли исключительно важную роль в хозяйственном освоении Коми края. Реки являлись главными образующими объектами рыболовного промысла и транспортными магистралями.

Читают информацию с карточек, определяя, что из представленного истинно. А что ложно.

№1:

Вычегда – это река несущая свои воды по равнинам в зоне тайги в основном по территории Африки. Практически все ее берега покрыты таежными лесами, которыми так богата Республика Коми. Нет на реке ни скал, ни обрывов, ни порогов, течёт она привольно, широко и неторопливо. Самыми большими населенными пунктами являются: Котлас, Сыктывкар, Коряжма

№ 2. Печора – это река, протекающая в Республике Коми, которая считается самой большой рекой севера Европы. На реке Печора отсутствуют населённые пункты. Река служит для судоходства и промышленной рыбной ловли.

№ 3.Сысола - это левый приток реки Вычегда. В месте впадения Сысолы в Вычегду стоит столица Республики Коми – Сыктывкар. В реке Сысола отсутствует рыба. Река течет на запад, принимая многочисленные притоки.  На берегах реки в настоящее время находятся 74 поселения.

№ 4. Мезень – это река в России  не протекающая по территории Республики Коми. Питание у реки смешанное –снеговое и дождевое. Река Мезень считается в Европе самой чистой среди водных артерий, впадающих в моря. Река протекает по трем природным зонам: лесотундра, северная и средняя тайга. Рыбы в Мезени много на всем ее протяжении.

- рассказывали про реки РК, убирали вымышленную информацию

- да

- Ямозеро, Синдорское.

- да\нет

- проверять, что мы усвоили сегодня

1. Водный поток, больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья.

2. Печора

3. Ямозеро, Синдорское

4. Нет, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

5. Исток – это место начала рек.

1. Афоризма, высказывание великого человека;

2. Перепутались слова, восстанови порядок;

3. Работа с контурной картой (в парах);

4. Работа с карточками;

5. Фантастическая добавка;

6. Легенда

7. Мини – викторина

8. Лестница знаний

Заключительный этап:

Давайте оценим вашу работу на занятии, у каждого из вас на парте лежит человечек; вам надо в него записать своё имя и по очереди каждый выйдет  и поставит человечка на ту ступеньку, как он работал и как понял сегодняшнюю тему занятия (прклеит).

Занятие окончено, До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реки и озёра

Методическая разработка по окружающему миру по теме "Реки и озёра" по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления....

НРК Реки и озёра Южного Урала

НРК по оружающему миру по программе Школа России 4 класс. Выполнила Ученица Ардашова Анастасия...

НРК Реки и озёра Южного Урала

Работа ученицы 4 класса Ардашовой Анастасии по программе Школа России...

Путешествие по реке истории Республики Коми

Экскурсия в этнографический музей, где ребята узнают историю своей родной республики, знакомятся с традициями и бытом народов коми....

Проект-презентация "Реки и озёра Москвы и Подмосковья"

Работа проводилась в рамках внутришкольного проекта "Реки и озёра Москвы и Подмосковья". Для исследования выбрали реку Неглинная. Презентация состоит из трех частей (рекомендуется перед просмотром объ...

Тема: Реки и озёра.

Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенн...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....