Реки и озёра Республики Коми
план-конспект по окружающему миру
Знакомство с крупнейшими реками и озрами Республики Коми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
331_gruppa_hudoeva_kseniya.docx | 274.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта Виртуальная экскурсия Реки и озера Республики Коми Составила студентка 331 группы Худоева Ксения МАОУ СОШ № , класс ____ каб. № ___ Дата проведения занятия: _____________ Смена 1 Номер урока _________ Начало урока ________________________ ФИО учителя школы: ФИО преподавателя-консультанта: Допущена к проведению занятия: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) | Цель: Содержательная: Сформировать у учащихся представление о крупнейших реках и озёрах РК. Деятельностная: создать условия для формирования УУД Предметные: изучить тему крупнейшие «Реки и озера РК» , их характеристики, расположение. Метапредметные: А) Познавательные: Развивать умения работать с контурной картой, правильно оформлять названия рек и озёр; Б) Регулятивные: Осуществлять рефлексию изученного «Мини – викториной» В) Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать и слышать друг друга; Личностные: развивать умение оценивать свои поступки и деятельность. | ||
Оборудование: У учителя: контурные карты РК, карточки с интересными фактами, с информацией про реки и озёра, презентация. У учащихся: ручка Образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование | |||
Этапы: | Деятельность учителя: | Деятельность ученика: | Формы: |
Подготовительный этап: | -Здравствуйте, ребята, меня зовут, Ксения Андреевна, и я буду проводить у вас занятие по окружающему миру. Сейчас на партах вам понадобится только ручка, так что остальные принадлежности вы можете убрать. -Сегодня мы с вами будем изучать очень интересную тему, но какую вы должны догадаться сами, для этого отгадайте ребус. И | Настраиваются на занятие. Разгадывают ребус. - Реки и озёра Республики Коми; | Ребус. |
Основная часть: | - Правильно, тема нашего занятия «Реки и озёра Республики Коми». Прочитайте высказывание: « Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи - Как вы понимаете это высказывание? - Вы согласны с этим высказыванием? - Действительно, вода играет огромную роль в жизни человека, растений и животных, это источник жизни, главный компонент всех организмов и ни одно живое существо не может прожить без воды. На территории Республики Коми располагаются более 78 тыс. озер и более 1500 рек и притоков. - Как вы считаете это много или мало? - А теперь давайте подумаем, что такое озеро? Чтобы узнать определение этого слова, обратите внимание на слайд, перед вами представлены слова в разброс, вам необходимо восстановить последовательность. - Есть ли у озера начало и конец? - Тогда что же такое река? Попробуйте восстановить порядок слов, чтобы выйти на определение. Сейчас мы будем работать с картой, а для этого нам необходимо познакомиться с некоторыми понятиями: - Что такое русло реки? -Что такое истоки рек? -Что такое устье реки? - У вас на партах лежат карточки №1. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и подписать на карте определения, с которыми мы только что познакомились, а именно река, озеро, устье реки, русло, и истоки. - Давайте проверим (ответ на слайде) - Все ли выполнили верно? -Что мы с вами сейчас узнали? -Отлично, а теперь, чтобы поближе познакомиться с реками и озёрами РК, я предлагаю отправиться вам на экскурсию. Но перед отправлением, давайте посмотрим, какие станции нас ожидают в маршрутном листе. Маршрутный лист: 1. Мы пираты 2. Узнавайка 3. Крупнейшие реки РК 4. Крупнейшие озёра РК 5. Проверяйка И первая станция нашего маршрутного листа: 1. Мы пираты (работа с картой) - Ребята, как вы думаете, почему первая станция так называется, чем занимались пираты? Правильно, а чтобы найти клад необходимо хорошо знать расположение рек и озёр на карте, верно? Давайте поработаем с картой Республики Коми. ( У каждого на парте лежит контурная карта, возьмите её) - Заполнять карту мы будем все вместе, название рек и озер пишем печатными буквами, горизонтально. Первая река, которую нам необходимо найти - это Вычегда. Она располагается в южной части Республики Коми, и протекает из представленных территорий в: Усть – Куломе, Корткеросе, Сыктывкаре. Кто выйдет к доске, чтобы показать реку. Правила показа: 1. Показываем мы ручкой, не пальцем. 2. Правой рукой показываем, не поворачиваемся к одноклассникам спиной. Следующая река, которую нам необходимо найти – это Печора. Она располагается в северной части РК, и протекает из представленных территорий в: Усть-Цильма, Ижма, Усинск, Вуктыл. Теперь давайте обозначим на карте реку Сысолу. Она располагается в южной части РК, и протекает из представленных территорий в: Сыктывкаре (Кировский парк), Визинге, Койгородке. Следующей, обозначим реку под названием Мезень. Она располагается в западной части РК, и протекает из представленных территорий в: Кослане. А теперь, давайте обозначим крупнейшие озёра. Первое озеро называется Ямозеро. Оно располагается в северо-западной части РК, и протекает в районе Усть-Цильмы. Следующим мы запишем Синдорское озеро. Оно располагается в центральной части РК, и протекает из представленных территорий: на границе Корткеросского района и города Емва. - Ребята, мы с вами настоящие пираты, сумели обозначить крупнейшие реки и озёра на карте Республики Коми. -Как вы думаете, нам пригодятся знания, полученные при работе с картой? Где? Для прохождения следующих станций, мне необходима ваша помощь, каждому из вас я раздам карточки, кому-то попадутся карточки со станции «Узнавайка». А кому-то с других станций, вам необходимо быть внимательными и когда я вас приглашу вы должны будете выйти к доске и ознакомить класс с информацией, находящейся на вашей карточке. - Хорошо, а следующая станция, которую мы посетим, называется «Узнавайка». 2. Узнавайка (интересные факты про реки и озера РК) Некоторые ученики получили карточки, на которых написаны интересные факты про реки и озёра РК. Итак, я приглашаю ученика получившего карточку №1, 2, 3, 4, 5. - Остальные ребята, внимательно слушаем, т.к. на одной из следующих станции нас ожидают вопросики, как вы слушали своих одноклассников. Чтобы перейти к следующей станции, мне нужны помощники. Сейчас я раздам вам карточки, на которых представлена информация полезная для класса. Ваша задача про себя информацию с этой карточки изучить, а когда я вас попрошу, прочитать перед классом. 3. Следующая станция называется «Крупнейшие реки РК» На карте мы крупнейшие (основные) реки отметили, интересные факты узнали, а теперь давайте каждую реку рассмотрим поподробнее. Сейчас мне нужна помощь ребят, получивших карточки с данной станцией, ваша задача выйти и выразительно прочитать информацию, представленную на вашей карточке, а остальные ребята должны определить, какая информация истинная, а какая вымышленная. Читает один из учеников: №1. Не Африки, а республики коми. № 2. Не отсутствуют, а множество. № 3. Рыба: окунь, лещ, щука, судак, ёрш и т.п. № 4. Протекающая - Вот и закончилась 3 станция, что мы с вами делали на данной станции? - нам может пригодиться умения находить ложную информацию от истинной? - А теперь, пришло время познакомиться поближе с озёрами, которые мы отметили с вами на контурной карте, про них вам расскажу я. Ямозеро – это первый по величине водоём РК. Форма водоема округлая, он окружен болотом. Озеро считается мелководным, средняя глубина водоёма - порядка 1,7 метров. До сих пор учёные не могут определить, как возник этот феномен природы. Однако они уверены, что в прошлом водоём был гораздо больших размеров. Синдорское озеро: Синдорское озеро, расположенное в центральной части Республики Коми, входит в семерку самых недоступных достопримечательностей России. Оно славится своей изумрудной водой, удивительной чистоты природой и легендами, которые окутывают озеро и делают местный воздух немного волшебным. Озеро во все времена славилось богатым уловом: рыбы в озере водилось столько, что ее хватало не только на прокорм деревни, но и на продажу. Согласно мифологии Коми, в деревне Кони жил герой Йиркап — непревзойденный охотник, чье мастерство было на высоте, благодаря волшебной лыже, сделанной из особого дерева. Несли его лыжи вперед быстрее ветра. Однажды колдунья поспорила с Йиркапом: «Тридцать оленей убьешь, а вот тридцать первый, голубой, тебе не достанется!». Действительно, охотник, добыв три десятка животных, долго не мог найти голубого. Наконец увидел его и после долгой погони настиг как раз у Синдорского озера. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи. Ее рассерженная мать в отместку лишила героя сил, и Йиркап провалился под лед. Бултыхался, бултыхался — ничего не мог поделать. Вытащил нож и отрезал завязки лыж. «Если бы не отрезал завязки, я вытащила бы тебя на берег», — промолвила чудесная лыжа. Но охотник, уходя на дно, брыкнул ногой, да так, что лыжа пролетела насквозь через здоровенную сосну, дыру проделала. Ходит поверье, что старики и теперь могут указать на тот дырявый пень… Такова судьба первого человека, нашедшего Синдорское озеро. - Ребята, вам понравилась легенда? - Как вы считаете, важно ли знать реки и озёра своей родной республики? Зачем? - У нас осталась последняя станция «Проверяйка», как вы думайте, что мы сейчас с вами будем делать исходя из названия станции? 1. Что такое река? 2. Какая самая крупная река в РК? 3. Назови крупнейшие озёра РК? 4. Есть ли у озера начало и конец? Почему? 5. Что такое исток? - Ребята, мы с вами прошли все станции с нашего маршрутного листа, вы молодцы. | - да\нет - много Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. - нет - Водный поток, больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Русло – это углубление в речной долине, по которому текут воды реки. Исток – это место начала рек. Устье – это место впадения реки в другую реку, озеро, море. - Работают с картой. - что такое озеро, река, устье реки, русло реки и исток - искали клады -да - Находят и подписывают реки РК. - Да, например если мы отправимся на экскурсию. № 1. В Республике Коми есть все виды рек — равнинные, горные, озерные, болотные, карстовые (уходящие в трещины и воронки). №2. Самая крупная река Республики Коми — Печора. Длина ее — 1809 километров. №3. К основным рекам Республики Коми относятся Ижма, Мезень, Сысола, Уса, Вашка, Вычегда, Вымь. №4. Крупнейшие озера Республики Коми — Синдорское и Ямозеро. Многие озёра Республики Коми имеют большое рыбохозяйственное значение. №5.С древних времён реки нашего региона играли исключительно важную роль в хозяйственном освоении Коми края. Реки являлись главными образующими объектами рыболовного промысла и транспортными магистралями. Читают информацию с карточек, определяя, что из представленного истинно. А что ложно. №1: Вычегда – это река несущая свои воды по равнинам в зоне тайги в основном по территории Африки. Практически все ее берега покрыты таежными лесами, которыми так богата Республика Коми. Нет на реке ни скал, ни обрывов, ни порогов, течёт она привольно, широко и неторопливо. Самыми большими населенными пунктами являются: Котлас, Сыктывкар, Коряжма № 2. Печора – это река, протекающая в Республике Коми, которая считается самой большой рекой севера Европы. На реке Печора отсутствуют населённые пункты. Река служит для судоходства и промышленной рыбной ловли. № 3.Сысола - это левый приток реки Вычегда. В месте впадения Сысолы в Вычегду стоит столица Республики Коми – Сыктывкар. В реке Сысола отсутствует рыба. Река течет на запад, принимая многочисленные притоки. На берегах реки в настоящее время находятся 74 поселения. № 4. Мезень – это река в России не протекающая по территории Республики Коми. Питание у реки смешанное –снеговое и дождевое. Река Мезень считается в Европе самой чистой среди водных артерий, впадающих в моря. Река протекает по трем природным зонам: лесотундра, северная и средняя тайга. Рыбы в Мезени много на всем ее протяжении. - рассказывали про реки РК, убирали вымышленную информацию - да - Ямозеро, Синдорское. - да\нет - проверять, что мы усвоили сегодня 1. Водный поток, больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. 2. Печора 3. Ямозеро, Синдорское 4. Нет, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. 5. Исток – это место начала рек. | 1. Афоризма, высказывание великого человека; 2. Перепутались слова, восстанови порядок; 3. Работа с контурной картой (в парах); 4. Работа с карточками; 5. Фантастическая добавка; 6. Легенда 7. Мини – викторина 8. Лестница знаний |
Заключительный этап: | Давайте оценим вашу работу на занятии, у каждого из вас на парте лежит человечек; вам надо в него записать своё имя и по очереди каждый выйдет и поставит человечка на ту ступеньку, как он работал и как понял сегодняшнюю тему занятия (прклеит). Занятие окончено, До свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реки и озёра
Методическая разработка по окружающему миру по теме "Реки и озёра" по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления....
НРК Реки и озёра Южного Урала
НРК по оружающему миру по программе Школа России 4 класс. Выполнила Ученица Ардашова Анастасия...
НРК Реки и озёра Южного Урала
Работа ученицы 4 класса Ардашовой Анастасии по программе Школа России...
Путешествие по реке истории Республики Коми
Экскурсия в этнографический музей, где ребята узнают историю своей родной республики, знакомятся с традициями и бытом народов коми....
Проект-презентация "Реки и озёра Москвы и Подмосковья"
Работа проводилась в рамках внутришкольного проекта "Реки и озёра Москвы и Подмосковья". Для исследования выбрали реку Неглинная. Презентация состоит из трех частей (рекомендуется перед просмотром объ...
Тема: Реки и озёра.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенн...
Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова
На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....