Урок окружающего мира "Развитие растения из семени".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

На основе наблюдения за развитием растения из семени, учить выдвигать гипотезу, объяснять результаты опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx614.72 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волоколамска школа-интернат основного общего образования»

Предмет: Окружающий мир. 3 класс.

Программа: Начальная школа «Школа России». Автор А.А.Плешаков.

Тема: Развитие растения из семени.

Цель: дать учащимся представление о размножении и развитии растений из семени; установить последовательность развития растения из семени; определить, из чего образовалась каждая часть взрослого растения; учить наблюдательности; умение делать предсказания результатов опыта; мотивировать детей на выдвижение гипотез;

Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Начинается урок

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Про растения узнать.

II.Актуализация знаний.

Загадка: Дышит, растёт,

             А ходить не может. (растение)

- Давайте  повторим то, что вы уже знаете о растениях.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме?

растение

питается

 

- Что нужно растению для роста и развития? (воздух, солнце(свет, тепло), вода)

- Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений.

На доске: рисунки: дерево, кустарник, травянистое растение.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2661.jpg

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебных задач.

- Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их.

На доске: растение фасоли.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2664.jpg

- Вы дома читали сказку Андерсена «Пятеро из одного стручка».

-  О ком была сказка? / О горошинах./

- Сколько их было? /Пять/

- Сколько проросло? /Одна/

- А что случилось с остальными? /Съели птицы, попали в воду и разбухли./

- Судьба какой из горошин была самой удачной? /Той, которая выросла в новое растение и доставила радость больному ребёнку./

- Какую часть растения используют для размножения? (семена)

- Предположите о чем будем говорить на уроке?

- Мы знаем, для того чтобы выросло растение нужно посадить в землю семя.

- Что происходит с семенем после того, как оно попадёт в почву?

- Давайте вместе попробуем определить задачи нашего урока. Что мы должны сегодня выяснить? (выдвижение гипотез учащимися)

На доске – главные  вопросы:

                - Какие изменения происходят с семенем в земле?

                - Из чего образуется и развивается каждая часть взрослого растения?

- На эти вопросы найдём ответы, если проведём сложную работу – наблюдение над семенами.

IV. Исследовательская работа. Этапы развития семени.

- У вас на столах пронумерованные семена фасоли и иголочки.

- Возьмите семя №1 в руки. Попробуйте снять верхнюю кожуру иголочкой.

- Результат? (с сухого семени кожура не снимается)

- Попробуйте ногтём поцарапать кожуру.

- Результат? (целостность кожуры не нарушается)

- У вас на столах листочки, где написаны выводы. Найдите правильный вывод и зачитайте.

Вывод: кожура семени плотная и с сухого семени не снимается.

- Зачем нужна такая кожура семени?

- Какую роль она играет? (защищает внутренние части семени от повреждения)

- Семя положили в сырую землю. Что с ним произошло?

- Берём в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1.

- Чем они отличаются?

- Результат? Семя №2 увеличилось в размерах, сырое.

- Почему так происходит? Найдите вывод.

Вывод: в семя через кожуру проникает вода, и оно набухает, увеличивается в размерах.

- Осторожно иголочкой снимите с набухшего семени кожуру.

- Результат? (кожура легко снимается с набухшего семени)

- Что находится под кожурой? (две половинки)

- Это семядоли.C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2662.jpg

- Осторожно иголочкой разъединяем половинки семени – семядоли. Что мы видим на одной из семядоли?

- Это зародыш будущего растения. Он ещё очень мал и в нём трудно рассмотреть части будущего растения.

- Возьмите в руки семя №3, снимите кожуру, разъедините семядоли и найдите зародыш.

- Зародыш уже заметно подрос и можно рассмотреть какие – то части.

- Найдите длинную часть зародыша, похожую на червячка. (зарисовать на семядоли у доски, ученики в тетради)

- Это корешок. Он мал и не похож на корень взрослого растения.

- Найдите два маленьких листочка (почку). Это будущие листья. (зарисовать)

- Между корнем и почкой находится круглый «шарик». Это будущий стебель. (зарисовать)

- Итак, мы нашли ответы на поставленные вопросы.

                1. оно набухает, в нём появляется зародыш

                2. из «червячка» - корень, из почки – листья, из «шарика» - стебель

V.Физкультминутка.

        Стал цветок и вдруг проснулся        вправо, влево

        Больше спать не захотел.                вперёд, назад

        Шевельнулся, потянулся,                руки вверх, потянулись                

        Взвился вверх и полетел.                руками вправо, влево

        Солнце утром лишь проснётся,

        Бабочка кружится, вьётся.                Покружиться

- Какую роль в жизни растений играет каждая его часть?

Работа в паре: - По своим рисункам в тетради расскажите соседу об этом.

- Оцените ответы друг друга.

- Продолжим наблюдения.

- Посмотрите на зародыш. Какая часть зародыша развивается быстрее всего? (корень)

На доске: рисунок семени с развитым корнем.

- Почему раньше всех трогается в рост корень?

- Корень добывает из земли питательные вещества для всех остальных частей растения.

- Посмотрите на корень, он очень мал, он не дорос до земли.

- Откуда же берутся питательные вещества, чтобы корень рос на первых стадиях развития?

- Посмотрите на семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени и он начинает расти.

- Что происходит с семядолями потом?

На доске: рисунок следующей стадии развития зародыша.

- Семядоли постепенно стареют , сморщиваются, засыхают и, наконец, отпадают. Они свою роль выполнили.

- Какова роль семядоли в семени?

- Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»?

- Какие части растения он будет кормить?

На доске рисунок взрослого растения фасоли.

- Прочитайте последний вывод.

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2663.jpg

Вывод: корень растет быстрее, чтобы затем добывать питательные вещества для других частей растения.

- Вслед за корнем заметно увеличиваются в размере листья. Они становятся большими и зелёными. Они теперь тоже стали помогать корню кормить растение. Как это происходит, вы узнаете в старших классах, изучая науку биологию.

VI.Закрепление изученного.

На доске 7 картинок, изображающих стадии развития растения (фасоли).

C:\Documents and Settings\All Users.WINDOWS\Документы\Мои рисунки\Kodak Pictures\для урока\100_2665.jpg

Вариант1. Все картинки расположены вразнобой. Задание – расставить их в нужном порядке, показав процесс развития растения из семени.

Вариант 2. Таблица. Стадии  расположены правильно, но две (или четыре) из них перепутаны местами. Задание – исправить ошибку.

Один ученик работает у доски. Остальные выполняют эту работу у себя на карточках.

«Развитие растения из семени»

           Стадия  – семечко.

           Стадия  – корешок с проростком.

          Стадия - появляется корешок.

          Стадия  – стебелёк и два листочка.

          Стадия  - стебель удлиняется, число листочков

          увеличивается.

          Стадия  – взрослое растение с цветами и

плодами.

          Стадия – созревший плод с семенами.

- Оцените свою работу. Какое было задание? Выполнил? Верно и сам?

- Вот эти семь этапов, семь фаз постоянно сменяют друг друга. На одном растении бывает много плодов с семенами. И из каждого семени может вырасти новое растение. Но не из всех вырастают растения. Многие семена могут погибнуть: замёрзнуть, засохнуть. Быть съеденными. Но одно из тысячи обязательно выживет и будет продолжать свой род.

VII. Рефлексия.

- Какое значение имеет кожура для семени?

- Что развивается из корешка зародыша?

- Где находится запас питательных веществ для растения, начинающего жить?

VIII. Итог урока.

- Какова была тема урока? Что узнали за урок?

- Как мы узнавали новое, что для этого делали?

Закончите предложения:

1.Сегодня на уроке мне понравилось…

2. Мне было интересно…

3.Я понял, что…

4.Мне показалось важным…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.

Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...

презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"

На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...

Презентация к уроку Окружающего мира "Растения"

Ядовитые растения встречающиеся в Росии. Иллюстрации, воздействие на организм человека...

Тест к уроку окружающего мира "Растения. Группы растений", 3-4 класс

Тест к уроку окружающего мира "Растения.Группы растений", 3- 4 класс...