Главные вкладки

    4 класс "Слух"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Лариса Анатольевна Барановская

    Разработка урока окружающего мира 4 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc109 КБ

    Предварительный просмотр:

    МО Абинский район, МБОУ СОШ №30

    Учитель начальных классов Барановская Л.А.

    Технологическая карта  урока  окружающего мира 4 класс.

    Предмет: окружающий мир

          Тема урока: Слух.

          Раздел: Как человек воспринимает окружающий мир.

    Цель: Используя мобильную естественно - научную лабораторию с мультисенсорным регистратором данных исследовать влияние звуков на здоровье человека.

    Задачи:

    1.Познавательные

      а) Изучить строение органов слуха человека.

      б) Изучить влияние различных источников звуков на здоровье человека.

    2.Развивающая.

     Развивать у учащихся способность логически мыслить, обобщать, выделять проблемы здоровьесбережения,  продолжать формирование умений самостоятельной работы с мобильной естественно – научной лабораторией с мультисенсорным регистратором данных.

    3.Воспитательная.

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм поведения в обществе.

    Планируемые результаты урока:

    Предметные: - иметь представление о том, как шум влияет на здоровье человека и успеваемость в школе.

       - самостоятельно измерять уровень звука, используя ЛабДиск-Гломир (мобильную естественно - научную  лабораторию)

    Метапредметные результаты:  

     Регулятивные  УУД:

    -давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.

    -уметь планировать свои действия

     -  Познавательные  УУД:

    - развивать умение ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать  информацию, представленную в виде графиков и делать выводы на основе результатов замеров.

        -развивать умение измерять уровень звука

          Коммуникативные   УУД:                                

                             -слушать и понимать других, оформлять свои мысли;

                             -находить способы  созидательной  деятельности при  общении в группе;

                             -соблюдать правила культурного,  взаимоуважительного общения

     Личностные результаты:

    -иметь желание учиться,

                             - воспитывать  доброжелательность, внимательное отношение друг к другу.

    - формировать осознанное отношение к физическому и психическому здоровью.

    Формы  проведения  урока: индивидуальная, групповая, парная.

    Основные понятия: Уровень звука, шум, орган слуха.

    Межпредметные связи:  математика, физика, литература, русский язык.

    Ресурсы: Компьютеры, ЛабДиск-Гломир (мобильная естественно - научная  лаборатория) , презентация, рулетка, ватные тампоны, карточки- инструкции с алгоритмом действий, портрет композитора Людвига ван Бетховена,учебник Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.


    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Мотивационный этап

       (5мин.)

    1.Самоопределение к деятельности.

    2. Создание проблемной ситуации.

    3. Выход на тему, цель, учебные задачи.

    Этап учебно – познавательной деятельности

      ( 19 мин.)

    1.Изучение нового материала .

    2.Работа в группах

    3.Результатив-

    ность

    Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

    Ребята, предлагаю игру.

    Закроем глаза и постараемся определить, с какой стороны (слева, справа, сзади, спереди и т. д.) идёт звук.

    Учитель. Согласимся ли мы с выводом:

    « Слух помогает нам ориентироваться в окружающем мире?»

    Чей портрет перед вами на доске?

    Откройте учебники на стр. 40 и прочитайте про себя статью об этом композиторе.

         Музыкальные произведения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена  известны во всём мире. В конце жизни Бетховен тяжело заболел: он полностью потерял слух. Но он продолжал сочинять и заниматься музыкой с учениками. Как же можно учить музыке, лишившись слуха? Бетховен слушал игру учеников на рояле с помощью трости. Одним её концом он опирался о крышку инструмента, а другой конец держал в зубах. Чувствуя вибрацию, он мог « слышать» музыку.

           Известно, что многие глухие люди прекрасно танцуют. Они воспринимают ритм танца ногами через пол.  

      Учитель. Сформулируйте тему урока.

    Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

    Учитель. Самая большая роскошь на земле роскошь общения. А именно самого элементарного общения лишены плохо слышащие люди. Начиная с 25 лет, у человека снижается острота слуха, но в последнее время болезнь катастрофически молодеет, в 1 5- 18 лет — человек не может рассчитывать на тонкий слух. В чём причина потери слуха? Как сохранить слух? Каково влияние звуков на здоровье человека? На все эти вопросы нам предстоит с вами ответить.

    Учитель. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, проведём практическую работу по определению остроты слуха с помощью ЛабДиска-Гломир,  и проанализируем её результаты.

    -Мы будем работать в группах.

    -Подойдите к компьютерам и подключите ЛабДиск.

    -У каждой группы карточки-инструкции. Карточка - инструкция содержит план деятельности ( алгоритм действий).

       -  Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводим шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов. 

    Первая группа слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р.

    Вторая группа слов — гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные.

    Цель работы: определить остроту слуха.

    Оборудование: ЛабДиск-Гломир, компьютер, карточки-инструкции, рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

    Ход работы: работа проводится в группе.

           Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном, далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь.

          Каждый раз исследователь фиксирует данные на ЛабДиске.

          Группа детей наблюдает за показаниями уровня звука на мониторе компьютера.

          Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют метром. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят с каждым участником группы.

    Оценка полученных результатов: 1) слова 1-й группы в норме различаются на близком расстоянии (низкочастотные); 2) слова 2-й группы в норме различаются на дальнем расстоянии (высокочастотные).

    Занесите результаты измерения уровня звука в таблицу на каждого участника группы.

    Приветствуют учителя, настраиваются  на урок.

    Играют

    Высказывают свои мнения

    Композитора Бетховена.

    Читают по учебнику статью.

    Формулируют тему урока.

    Тема урока: « Слух».

    Формулируют цели урока.

    Узнать, какие бывают звуки и  как влияют на здоровье человека? Как можно измерить звук?

    Слушают учителя.

    Разбиваются на группы

    Подходят к компьютерам и подсоединяют ЛабДиск.

    Проводят исследование при помощи ЛабДиска и карточек

    Составляют слова: ворон, море, двор, номер….

    Составляют слова: час, щи, чижик, заяц, шерсть…

    Испытуемому вставляют в ухо ватный тампон.

    Исследователь произносит слова шепотом.

    Исследователь фиксирует данные на ЛабДиске.

    Наблюдают за показаниями на мониторе компьютера.

    Меняют ватные тампоны.

    Опыт проводят с каждым из группы.

    Оценивают полученные результаты

    Заносят результаты в таблицу

    Вывод: Результаты практической работы показали, что не все мы обладаем хорошей остротой слуха.

    Собирают деформированное предложение.

    Развивать умение слушать и понимать других.

    Уметь проявлять дисциплинированность и внимание .

    Мотивировать к самостоятельному выполнению заданий и их обоснованию, фиксировать затруднения.

    Регулятивные, личностные.

    Умеют технически правильно выполнять двигательные действия

    Формирование навыка работать в группе.

    Определить средства достижения целей.

    Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

    Формировать навык работать в группе.

    Выполнять практическую работу, используя карточки- инструкции с алгоритмом действий.

    Проводить групповые наблюдения во время практической работы.

    Проводить исследовательскую работу при помощи мобильной естественно - научной лаборатории ЛабДиск- Гломир.

    Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

    Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья и безопасность окружающих.

    Моделировать высказывание на здоровьеформирующую тематику.

    Имя участника

    На близком расстоянии  

    (указать замеренное расстояние)

    На дальнем расстоянии

    (указать замеренное расстояние)

    1.Иванов Петя

    1м - 35 дБ

    4м - 0 дБ

    2.

    3.

    4.

    Учитель. Какой вывод вы можете сделать?

     У вас на столах деформированное предложение. Соберите.

     «Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, надо много знать.»

    Что же мы должны знать, чтобы сохранить здоровье?

    4.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний.

    (9 мин)

    5.Физминутка

    ( 1 мин.)

    6.Работа в парах

    ( 4 мин)

    Слайд 1.Строение органа слуха. Поражение хотя бы одной части слухового анализатора может привести к потере слуха полного или частичного.

    Учитель. Назовите причины, вызывающие нарушение работы слухового анализатора.

    Слайд 2

    Учитель. Что такое шум? Рев авиационных моторов, пароходов, поездов, шум машин и станков на промышленных предприятиях, угрюмое гудение стиральной машины и пылесоса .Человеческое ухо беззащитно. В отличие от глаза оно не имеет век, не закрываются даже во сне. Природа позаботилась о том, чтобы повысить у животных и первобытнообщинного человека функцию бдительности так, чтобы даже во сне у них были ушки на макушке и сигналы опасности своевременно воспринимались слуховым постом. Поэтому шум бесконтрольно продвигался к нашим барабанным перепонкам.

    Слайд 3

     Рассмотрим таблицу «Шум». На ней перечислены различные источники шума.

    Звуки в пределах от 0 до 80 дБ приятны для восприятия и отрицательных эмоций не вызывают. Если громкость превышает 80 дБ, шум вредно влияет на здоровье.

    Залп из орудия, например, может разрушить сразу тысячи волосковых клеток, и процесс этот необратимый. Повседневное воздействие шума вызывает их медленное разрушение, клетки как бы умирают от «акустики». Отсюда повсеместный рост глухоты.

    Слайд 4

    Второй губительный эффект громких звуков — связан с нервной системой. По данным французских ученых, шум виновен  в 70% неврозах.

    Чутко реагирует на него сердце, желудок, страдает нервная система. Многие авторитетные специалисты считают, что шум причастен даже к аллергии.

     Мы загрязняем окружающую среду не только отходами промышленности, выхлопными газами, но и музыкальным шумом, по праву именуемым «звуковым мусором».

    Длительное пребывание в условиях повышенного звукового давления ведет к нарушению логики мышления, отсюда понижение производительности труда на 10-20 %.

    «Тишины хочу, тишины…Нервы, что ли обожжены?» воскликнул однажды поэт Андрей Вознесенский. Наверное, в жизни у каждого из вас были минуты, когда и вам хотелось произнести нечто подобное.

    Выяснить отношение к шуму решила группа будущих врачей нашего класса. Для этого они составили анкету из четырёх вопросов и обратились с ней к ученикам третьих, седьмых и десятых классов.

    - Расскажите, какие результаты вы получили.

    Для начала мы с тобой

    Для начала мы с тобой

    Крутим только головой.

    (Вращения головой.)

    Корпусом вращаем тоже.

    Это мы, конечно, сможем.

    (Повороты вправо и влево.)

    Напоследок потянулись

    Вверх и в стороны.

    Прогнулись.

    (Потягивания вверх и в стороны.)

    От разминки раскраснелись

    И за парты снова сели.

    (Дети садятся за парты.)

    Учитель. Действительно, с шумом нужно бороться. А создаём мы его сами. Иногда и не задумываясь, что вредим своему здоровью и здоровью окружающих.

    Не менее эффективен и другой способ защиты - противопоставить опасному шуму мелодичные звукоряды.

    Об этом вы можете получить более полную информацию из текста

    -Ребята, у вас на столах листочки с текстом. Прочитайте и посоветуйтесь, влияет ли музыка на здоровье?

    Работа с текстом.

    Необыкновенную способность музыки отмечали многие ученые, врачи, психологи.

    О врачующем воздействии музыки человеку известно многие тысячелетия. Египетские жрецы пытались звуками лечить людей. В древнем Египте не знали про димедрол и лечили бессонницу пением хора.

    В древней Греции музыкой и чарующим пением лечили нервные заболевания.

    Увлекались музыкотерапией и в 18-19 веках. К методам музыкотерапии прибегают врачи и сегодня.

    Французский журнал рассказал читателям об интересном эксперименте, проведенном в Национальном институте переливания крови. Во время процедуры там проигрывали специальную музыкальную программу.

    Пациенты не падали в обмороки, пока звучала поддерживающая мелодия.

    Но вот послышались поп-ритмы, и сердце словно испуганно встрепенулось, заторопилось, его удары потеряли силу спокойной работы.

    В музыкотерапии применяются в основном классические произведения. Специалисты предлагают каталоги лечебной музыки, в которых перечисляются произведения для снятия раздражимости, против беспокойства и тревоги, для снятия озлобленности,

    успокоительные, при головных болях.

    Сформулируем выводы по данному тексту .

    Учитель: Верно, звуки могут разрушить здоровье и восстановить его

    Смотрят презентацию.

    Громкие звуки, шум.

    Слушают учителя.

    Рассматривают таблицу.

    Слушают рассказ учителя.

    Вопросы анкеты.

    1. Любите ли вы громкую музыку?
    2. Можете ли вы делать уроки, если включён телевизор?
    3. Мешает ли вам шум на переменах?
    4. Хотелось ли вам иметь своё место уединения во время перемены? 

    Проект будущих врачей. -На первый вопрос положительно ответили 44 % учащихся. На второй вопрос положительно ответили

     26 %. На третий вопрос положительно ответили 7 %. А вот на четвёртый вопрос положительно ответило

    83 %. По результатам анкеты мы сделали вывод, что шум не способствует умственной работе. С шумом в школе нужно бороться.

    Читают текст

    Высказывают свои мнения.

    Характеризовать основные функции органа слуха.

    Оформлять свои мысли в устной форме

    Проводить наблюдения о влиянии шума на физическое состояние человека, готовить выступления, обсуждать полученные сведения.

    Развивать умение лаконично и чётко излагать свои мысли.

    Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации проекта, направленного на приобретение недостающих знаний о влиянии шума на здоровье человека.

    Восстановить силы через ритмические движения.

    Обмениваться сведениями о влиянии музыки на здоровье, полученными в ходе работы в паре.

    Читать про себя текст.

    Рефлексия.

    Итоги урока

    ( 2 мин.)

    Продолжите предложения:

     -Сегодня  я узнал…,

     -Было интересно…,

     -Было трудно…

    Сегодня на кружке: «Почемучка» мы вместе составим программу из классических и современных музыкальных произведений, поднимающих вам настроение.

    А дома:

    а) Сделать проект на тему: « Звуки, которые нам мешают и звуки, которые нам помогают»

    б) Сделать памятку : «Береги слух!»

    Урок закончен до свидания!

    Учащиеся продолжают предложения, анализируют свою деятельность

    Записывают домашнее задание

    Уметь осознано и произвольно осуществлять свои действия в соответствии с самооценкой.

    Формировать навыки ведения здорового образа жизни, уметь применять на практике полученные знания.

    Развивать умение высказывать своё предположение на основе полученных знаний на уроке.

    На  уроке окружающего мира используются различные виды деятельности:

    - физминутка;

    - работа в группах с сенсорной лабораторией ЛабДиск Гломир по карточкам - инструкциям с алгоритмом действий;

    - работа в парах с текстом;

    - работа с деформированным предложением;

    - работа с измерительными материалами (сантиметровой лентой);

    - оформление практической работы и занесение данных в таблицу.

    Карточка-инструкция с алгоритмом действий при работе с ЛабДиском Гломир:

    Практическая работа № 5.

    Задание: Измерить уровень звука.

    1. Подсоедините лабораторный диск к компьютеру.

    2. Включить прибор – нажиманием на кнопку снизу.

    3. Открыть на компьютере программу GlobiWorld.

    4. В парке «Окружающая среда» нажмите кнопку ЛАБОРАТОРИЯ.

    5. На панели инструментов найти кнопку «Параметры дисплея» и выбрать столбчатую диаграмму.

    6. Нажать столбчатую диаграмму, кнопку «Датчик» и выбрать датчик «ИСС»

    7. На панели инструментов найти кнопку «Частота замеров», выбрать (1\с).

    8. На панели инструментов найти кнопку «Количество замеров», выбрать (100 замеров).

    9. Провести эксперимент.

    10. Нажать кнопку «Пуск».

    11. Наблюдать за показаниями уровня звука на мониторе компьютера на близком и дальнем расстоянии.

    12. Найдите показания уровня звука на близком и дальнем расстоянии на графике и внесите этот показатель в таблицу.

    13. Проделать данные шаги для каждого участника группы.

    Использованная литература и интернет-ресурсы:

    1. Андреева Е.Ц. и др. Шум и шумовая болезнь: Ленинград, 2004
    2. Суворов Г.А., Лихницкий А.М. Импульсный шум и его влияние на организм человека: Ленинград, 2010
    3. Тэйлор Р. Шум: Мир, 2008
    4. Физические поля и безопасность жизнедеятельности / А.В. Гордиенко.- М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006 год. 
    5. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т./Под ред. Исаева Л.К. Т.1. – М.: ПАИМАС. 2007. – 512с.
    6. Шум как экологический фактор. Физика в школе № 7. 2005 г.
    7. Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
    8. Физика 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев и др. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
    9. http://www.delta-grup.ru
    10. http://ru.wikipedia.org/
    11. http://www.obzh.ru
    12. http://bgd.alpud.ru/
    13. http://www.megabook.ru/
    14. http://www.aragor.ru