Урок окружающего мира с применением КОЗ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Проект урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества» разработан согласно тематическому планированию рабочей программы по курсу «Окружающий мир» образовательной программы «Школа России» 4 класс в соответствии с ФГОС. Тип урока - урок обобщение и систематизация знаний. В ходе урока реализуется достижение его цели: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.
При выборе типа урока руководствовалась следующими требованиями: учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания, опора на актуальные виды деятельности. Урок выполняет контрольно-измерительную функцию, так как даёт возможность учитывать уровень и прочность сформированных ранее у учащихся знаний, а так же пополнять эти знания. Для активного включения каждого ученика в учебный процесс, на уроке организована групповая работа.
При формировании групп учитывались межличностные интересы и познавательные особенности учащихся:
- состав класса – 28 человек. По результатам анкетирования выявлены увлечения учащихся: зоологией -29%; ботаникой – 27 %; географией – 25%; экологией – 19%;
- продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
- коллектив сплочённый, отношения между детьми дружеские, умение работать в группах, стремление к совместному поиску выхода из проблемной ситуации и готовностью решить любые учебные задачи;
Поэтому при проектировании урока подбирались технологии, формы, методы и приёмы, создающие благоприятные условия для осознания и осмысления учебного материала; постановки и конструктивного решения учебных проблем; развития внутренней мотивации обучающихся.
Практика показывает, что активные методы обучения изменяют роль ученика, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность учащихся проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических заданий, развивает стремление к знаниям. Одним из методов активного обучения является деловая игра. Деловая игра – это метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, по заданным правилам. Цель проведения деловой игры – расширить представления обучающихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой (игровой) форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
В процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, активизирует мыслительную деятельность, она побуждает участников к творческому процессу. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. Для деловой игры характерно наличие проблемной ситуации, ролей и ролевых целей, коллективная деятельность, имитация профессиональной деятельности. Деловая игра не только оживляет учебный процесс, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала, но и развивает умения и навыки работать в команде, продуктивное мышление, внимание, память, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Игра предоставляет возможность каждому ученику проявить творческие и организаторские способности, что является удовлетворением потребности в самореализации. В этом заключена значимость игры для учащихся младшего школьного возраста.
Урок соединяет в себе природоведческие и краеведческие знания, имеет интегративный характер. Применение на уроке компетентностно-ориентированных заданий обеспечивает целостное и системное видение мира, так как включает в себя дополнительные возможности изучаемого материала. (Приложение 1) Выполнение любого компетентностно-ориентированного задания базируется на умении учиться, а это умение формируется естественным путём, когда ученик учится практически применять изучаемые знания, решать многообразные проблемы, действовать продуктивно. Поэтому урок в виде деловой игры с применением компетентностно-ориентированных заданий позволяет усвоить достаточный объём информации, не причиняя младшему школьнику психологического дискомфорта.
Для урока создана презентация Microsoft PowerRoint, которая служит эталоном для проверки каждого задания и для определения успешности каждой группы (Приложение 2).
Продумана технология создания соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между группами. Итогово-оценочный этап включает в себя выставление баллов после того, как группы выступят и сверятся с эталоном (Приложение 3). Каждая команда стремится набрать наибольшее количество баллов, поэтому вместе работают на успех. При этом каждый ученик желает быть полезным группе и это активизирует участников игры, повышает их мотивацию.
Для обучения навыкам коллективной деятельности используются следующие шаги:
- Формирование групп с учётом познавательных способностей и межличностных интересов;
- Повторение правил работы в группе (Приложение 4);
- Дискуссия и выполнение совместных действий при решении компетентностно-ориентированных заданий;
- Самооценка и рефлексия групповой деятельности.
При проведении игры учителю отводится роль «председателя-ведущего». Он не предлагает свои выводы, не оценивает действия участников, а с помощью групповой дискуссии побуждает участников разглядеть связь между содержанием игры и изучаемым предметным материалом. На протяжении игры ведущий должен поощрять каждого участника, чтобы повысить мотивацию даже самых «малоуспевающих».
Спрогнозированы изменения в ходе урока:
- Если участники не соглашаются со сформированным учителем составом групп, подготовлены жетоны для жеребьёвки.
- Если на VI этапе «Практическая работа в группах» затрачивается времени больше отведённого, то вопросы второго этапа урока можно перенести на этап проверки ранее изученного материала следующего урока.
- Если время останётся, можно использовать резервный материал – игра «Да или нет» (прием технологии критического мышления ТРИЗА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 888.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Комолова Елена Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 8»
Предмет: окружающий мир, 4 класс
Авторы учебника: Плешаков А.А.
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные сообщества»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по обобщению знаний по теме, их систематизации и применению при решении учебно-практических задач.
Задачи урока:
- содержательная: с помощью решения учебно-практических задач обеспечить понимание обучающимися связи веществ в каждом из изученных природных сообществ;
- деятельностная (формирование умений новых способов деятельности): формировать у обучающихся решать учебно-практические задачи на основе ранее изученного или дополнительного информационного материала, формировать выводы, полученные в ходе их решения;
- развивающая: формировать ключевые компетенции обучающихся:
- информационная (умение анализировать и систематизировать информацию и переводить её из одной формы в другую);
- коммуникативную ( продуктивная групповая коммуникация, презентация результатов своей деятельности);
- учебно-познавательная (нахождение, переработка, использование информации для решения учебно-практических задач, рефлексия и самооценка учебно-познавательной деятельности);
- самоорганизационная (применение разных способов решения проблемы);
Содержание учебного материала: природные сообщества.
Единица содержания образования: в природе порядок, нет ничего лишнего, всё взаимосвязано; практическая работа, направленная на подведение к решению учебной задачи.
На данном уроке обучающиеся получат возможность:
- обобщить и систематизировать знания по теме «Природные сообщества», анализировать предложенный материал, подготовить информацию для книжки – раскладушки, составят рассказ об экологических связях в сообществах;
- осуществлять рефлексию собственной деятельности, корректировать способ действий (при сопоставлении с эталоном).
Технологии обучения: технология проблемно-диалогического обучения, игровая технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
По отношению к предметным ЗУНам: формирование ценностного отношения к:
|
| На уроке обучающиеся получат возможность:
|
Межпредметные связи: литературное чтение: эпиграф А,А.Стекольникова, дополнить рассказ об экологических связях ; технология: наклеить растения и животных в в соответствии с природными сообществами; ОБЖ: предупреждение ситуаций, ведущих к экологическим проблемам.
Ресурсы:
Основные: УМК "Окружающий мир" образовательной системы "Школа России»: 1. Учебник "Окружающий мир" (автор Плешаков А.А, М. «Просвещение», 2018 г.)
2. Атлас-определитель «От Земли до неба» (автор Плешаков А.А.)
3. Фрагмент мультфильма «Король лев»
4. Персональный компьютер, интерактивная доска, презентация учителя «Природные сообщества».
Дополнительные:
- Листы для самооценки, раздаточный материал (картинки животных, растений, модель экологических связей, фломастеры, ручки, клей);
- Задания для групп.
Этапы урока (длительность) | Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Планируемые результаты |
I. Оргмомент. (1 мин) | Создание условий для установления эмоционального контакта. | Создание ситуации для оценки готовности к уроку. Слайд 1 Ребята, начнём наш урок с высказывания доктора биологических наук Анатолия Александровича Стекольникова: Наш мир – не случайность, не хаос, – есть система во всем. | Оценивают свою готовность. Настраиваются на работу. | Самооценка готовности к уроку. |
II.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин) | Создание условий для включения учащихся в деловой ритм. | Вопросы: – Как вы понимаете слово хаос? Прочитайте, какое объяснение дается этому слову в словаре Ожегова. Слайд 2 - Что такое система? Попробуйте объяснить. Слайд 3 - Прочитайте, какое значение этому слову дает толковый словарь. Слайд 4 | Учащиеся высказывают предположения. | Включение в работу на личностно-значимом уровне. Познавательный интерес к уроку. |
III. Актуализация знаний и пробное учебное действие.( Подготовка к деловой игре) (4 мин) | Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Подведение детей к проблемному вопросу «В природе полный порядок?» | Учитель выступает в роли ведущего. Фронтальный опрос. – Поднимите руки те, кто согласен с высказыванием А.А. Стекольникова, что в природе порядок, нет ничего лишнего и все взаимосвязано. Слайд 5 – На каком примере мы можем это увидеть? – Какую роль выполняют в природе волки? – Для чего служат в природе мухоморы? – Какую функцию выполняют насекомые? – Значит в природе полный порядок? – А как же нашествие саранчи? Слайд 6 | Самостоятельно читают высказывания и рассуждают. Приводят свои примеры, анализируют предложенные, отвечают на вопросы и высказывают своё мнение. | Актуализация знаний, необходимых для понимания темы. |
IV. Постановка учебной задачи. Формулирование темы (Введение в деловую игру) (4 мин) | Подведение детей формулированию темы и постановке задач урока. | Попробуем вместе разобраться и ответим на этот вопрос в конце урока. –Вспомните, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке окружающего мира? –Что необходимо сделать, чтобы лучше запомнить учебный материал? –Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. –Назовите природные сообщества, которые мы изучили. –Как вы думаете, а в нашем округе есть эти природные сообщества? –Какие сообщества преобладают? –Что создается для сохранения природных сообществ? | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения. Ставят цель, формулируют тему урока. – Мы говорили о природных сообществах. – Обобщить, закрепить знания. –Обобщают и систематизируют знания по теме природные сообщества. –Лес, водоем –Для сохранения исчезающих видов диких растений и животных создаются заповедники. | Определение темы урока и его основной цели. Выдвижение гипотезы и её обоснование. |
V. Проект выхода из затруднения. (2 мин) | Установить, что быстрее справиться с задачами поможет групповая форма работы. | Сегодня на уроке состоится деловая игра. - Для лучшей систематизации знаний мы разделены на группы. Это позволит нам экономить время и помогать друг другу. | Прогнозируют предстоящую деятельность. Распределяют роли. | Составление плана последовательности действий. С помощью практических заданий прийти к выводу, что в природе порядок и взаимосвязь. |
VI. Реализация построенного проекта. Практическая работа в группах (Проведение деловой игры) (18 мин). | Обобщение обучающимися ранее полученных знаний, моделирование способов решения проблемы, построение логической цепи рассуждений. | 1.Задачная формулировка: – Представьте, что вы совершили экскурсию в Юганский заповедник. – На основе текста (Приложение1 ) вам необходимо подготовить основную информацию для книжки–раскладушки. – Прочитайте первое задание и выполните его. (Приложение 1) – Сверьте результаты нашей работы с эталоном проверки. Слайд 7 – Посмотрите еще раз на таблицу и подумайте, можем ли мы сказать, что эти животные и растения составляют единство в природе? 2.Задачная формулировка: – Внимательно посмотрите отрывок мультфильма «Король Лев» и скажите, о чем он? Слайд 8 – Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике. – Выполните второе задание. (Приложение 1) – Сверьте с эталоном проверки правильность заполнения модели. Слайд 9, 11, 13. – Какой рассказ у вас получился? Слайд 10 ,12, 14. – Что такое природное сообщество? – Объекты какой природы составляют природное сообщество? – Можно ли сказать, что между живой и неживой природой существует связь? – Нужны ли определенные условия, чтобы сложилось это единство? На доске открываются опорные слова: Природное сообщество, единство, живая и неживая природа, определенные условия окружающей среды – Сформулируйте вывод. |
Сверяют результаты своей работы с эталоном проверки, оценивают работу.
Просматривают фрагмент мультфильма. Отвечают на поставленный вопрос.
Группам предлагается заполнить модели разных природных сообществ.
Зачитывают составленные рассказы и сверяют результаты своей работы с эталоном проверки. Оценивают свою работу. Опираясь на выполненные задания, делают вывод, что такое природное сообщество. Природное сообщество – это единство живой и неживой природы, которое складывается в определённых условиях окружающей среды. | Сотрудничество в поиске способа решения проблемы, построение логических цепочек рассуждений, доказательство выдвинутой гипотезы. Управление поведением партнера. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VII. Включение в систему знаний. Анализ результатов деловой игры.
(7 мин) | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Каждая группа представляет свой отчет (сообщение), сопровождая свой рассказ демонстрацией моделей. Оценивает свою работу. - Вернемся к высказыванию А.А.Стекольникова. Наш мир - не случайность, не хаос, - есть система во всем. Слайд 15 –Теперь можем согласиться с этим высказыванием? – А если природа не справляется, как на примере с саранчой, то кто к ней приходит на помощь? – На помощь природе в таких случаях приходят экологи. Они выясняют причины природных катаклизмов и разрабатывают пути наименьшего воздействия людей на природу. | Сопоставляют отчеты с ответами на слайде. Лес. Слайды № 9,10 Луг. Слайды № 11,12 Водоём. Слайды №13,14 Подводят итог успешного решения практико-ситуативной задачи - На помощь приходит человек. | Умение контролировать себя в группе и оценивать результат одноклассников. Ориентация в ключевых проблемах жизни |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин) | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Посмотрите, на партах у вас лежат лист самооценки. По ним вы должны оценить то, как ваша группа работала на уроке. | Производить рефлексию деятельности группы. | Фиксация и обоснование результата работы группы. Осознание ценности полученных знания. |
X.Домашнее задание (1мин.) | Подготовить материал по природным сообществам для изготовления на уроке технологии книжки-раскладушки. |
Приложение 1
Компетентностно-ориентированное задание №1
Стимул: Вы совершили экскурсию в Юганский заповедник. Задачная формулировка: На основе текста вам необходимо подготовить основную информацию для книжки-раскладушки. Задания: 1.Заполните таблицу. 2.Сделайте вывод, что такое природное сообщество.
Бланк выполнения задания:
Состав звена | Лес | Луг | Водоём | |
1 | Растения | |||
2 | Растительноядные животные | |||
3 | Хищники |
Вывод: Природное сообщество это ______________________ _____________ и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Инструмент проверки (аналитическая шкала):
3 балла – полное и безошибочное заполнение таблицы 2 балла – допущена 1-2 ошибки при заполнении таблицы 1 балл – допущены 3-4 ошибки 0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Источник информации:
Для сохранения природных сообществ создана широкая сеть заповедников, заказников и других охраняемых территорий, в которых полностью или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества, и где дикие животные и растения находятся в наиболее благоприятных условиях.
Юга́нский запове́дник — особо охраняемая природная территория, расположенная в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби). Для растительности этого округа характерно преобладание елово-кедровых лесов с участием пихты. Наиболее распространенным типом леса является бор-ягодник, получивший свое название за обилие в нижнем ярусе брусники и черники. Если в заповеднике и имеется луговая растительность, то ее численность невелика. Луга представлены мятликом луговым, полевицей белой с небольшой примесью осоки, где под густым травяным покровом обитает полёвка обыкновенная и «краснокнижные» насекомые: махаон и мнемозина. В пойменных разнотравных лугах можно встретить травяную лягушку. Фауна позвоночных животных насчитывает 269 видов. Большинство из них птицы — 216 видов. Список млекопитающих насчитывает 40 видов. Из крупных хищных зверей встречается: медведь, рысь, росомаха. Самый привычный обитатель заповедной территории — соболь, который любит пойменные леса с большим количеством кормов. Значительно реже встречается колонок. Травоядные представлены лосем и северным оленем лесного подвида. Птицы Юганского заповедника представлены в количестве 216 видов. Самые распространенные – озерно-болотные. Имеются в виду такие: стерх, аист черный, казарка краснозобая, лебедь малый. Кречет – главный крылатый хищник. Дважды на центральной усадьбе заповедника был отмечен сапсан. В этих борах встречаются орлан-белохвост, ястребиная сова и беркут. Эти хищные птицы охотятся, как в лесу, так и на лугу. Однако на деревьях, в сухих пятачках встречаются обычные жители чащ – тетерев, куропатка, рябчик и глухарь. На водоёмах обитают разные рыбы. Среди них вы увидите здесь щуку, окуня и ельца. В стоячих и проточных водоемах обитает множество хищных насекомых - жуки-плавунцы, клопы и другие, поедающие друг друга в борьбе за жизнь. Около трети заповедной территории занимают болота. Особенно обширны они в южной части заповедника. Здесь хорошо развит кустарничковый ярус из багульника, морошки и клюквы.
Компетентностно-ориентированное задание №2
Стимул:
Рассказ Муфасы о круговороте веществ заинтересовал Симбу. Ему захотелось узнать, как взаимосвязаны живые организмы разных сообществ в Юганском заповеднике.
Задачная формулировка:
Опираясь на модели и слова для справок, подготовьте рассказ для Симбы.
Задания:
- Заполните заданные модели.
- Составьте рассказ об экологических связях в сообществах и сделайте вывод.
Лес (круговорот веществ)
Организмы потребители (Растительноядные) |
Организмы производители |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях в сообществе леса
Все объекты живой и ___________________ природы, составляющие природные ______________________ леса, связаны между собой ________________________ связями. Рост растений невозможен без __________________, _________________ и воды. Ученые – экологи называют растения организмами-__________________________. Так, в Юганском заповеднике, кедр служит пищей для _______________________, который является организмом потребителем (____________________________). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (_______________________). В нашей цепи –это ______________________. Разрушают мертвые остатки растений и животных ________________, _________________. За что и названы организмами _____________________.
Слова для справок:
Солнца, воздуха, разрушителями, рябчика, растительноядным, сообщества, неживой, экологическими, хищников, соболь, бактерии, грибы, производителями.
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Луг (круговорот веществ)
Организмы производители |
Организмы потребители (Растительноядные) |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях на лугу
Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, ______________, _______________ и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам ______________________. В отличие от леса, на лугу главные растения – _____________. Мятлик луговой, служит кормом для ______________ _____________________, которая питается __________________ пищей. Ястребиная сова является прекрасным ___________________, питается она различной добычей, в том числе и мелкими грызунами. Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и ______________. На лугу происходит круговорот __________________ с участием растений, животных, __________________, ______________________.
Слова для справок:
Производителям, воздух, веществ, растительной, травы, вода, полевки обыкновенной, охотником, почвы, грибов, бактерий
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Организмы потребители (Растительноядные) |
Водоём (круговорот веществ)
Организмы производители |
|
Организмы разрушители |
Организмы потребители (хищники) |
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
2 балла – полное и безошибочное заполнение модели
1 балл – 1 ошибка при заполнении модели
0 баллов – допущены 2 и более ошибок
Рассказ об экологических связях в пресных водах
Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное ______________________. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-_____________________ и служат пищей для ________________________животных. В различных водоемах заповедника встречаются _____________ и _________________. Так пищей карася служат ____________________. Щука относится к _________________ рыбам и охотится на карася. В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит ______________________ веществ. Когда растения и животные ____________________, их остатки попадают на дно. Под действием _________________ они перегнивают и ____________________________.
Слова для справок:
Водоросли, сообщество, разрушаются, круговорот, бактерий, растительноядных, щука, карась, умирают, производителями, хищным
Инструмент проверки (аналитическая шкала)
3 балла – задание выполнено верно
2 балл – 1-2 ошибки при составлении рассказа
1 балл – 3-4 ошибки
0 баллов – допущены 5 и более ошибок
Картинки для заполнения моделей
Водоросли | Карась | Щука | Бактерии |
Мятлик луговой | Полёвка обыкновенная | Ястребиная сова | Грибы, бактерии |
Кедр | Рябчик | Соболь | Грибы, бактерии |
КЛЮЧ
Рассказ об экологических связях в сообществе леса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие природные сообщества леса, связаны между собой экологическими связями. Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. Ученые–экологи называют растения организмами-производителями. Так, в Юганском заповеднике, кедр служит пищей для рябчика, который является организмом потребителем (растительноядным). Рябчик служит пищей для организмов потребителей (хищников). В нашей цепи –это соболь. Разрушают мертвые остатки растений и животных бактерии, грибы. За что и названы организмами – разрушителями.
Рассказ об экологических связях на лугу
Луговая растительность в Юганском заповеднике представлена в меньшей степени. В речных долинах площади лугов невелики. Солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям, которые относятся к организмам производителям. В отличие от леса, на лугу главные растения – травы. Мятлик луговой, служит кормом для полевки обыкновенной, которая питается растительной пищей. Ястребиная сова является прекрасным охотником, питается она различной добычей, в том числе и мелкими грызунами. Жизнь лугового сообщества , как и лесного невозможна без неживой природы и почвы. На лугу происходит круговорот веществ с участием растений, животных, грибов, бактерий.
Рассказ об экологических связях в пресных водах
Юганский заповедник занимает обширное междуречье рек Большой и Малый Юган. Их бассейн включает большое количество водоемов. Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество. Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений, которые являются организмами-производителями и служат пищей для растительноядных животных. В различных водоемах заповедника встречаются щука и карась. Так пищей карася служат водоросли. Щука относится к хищным рыбам и охотится на карася. В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Под действием бактерий они перегнивают и разрушаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира с применением технологии РКМЧП
Тема: «Тела и вещества» Цели урока:развивающие:- способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже име...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-265494-1371025204.jpg)
Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.
Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-512924-1414934304.jpg)
Разработка урока окружающего мира с применением ресурсов сети Интернет по теме: «Нашествие Наполеона».
Представляю Вашему вниманию разработку урока с применением ресурсов сети Интернет по интегрированному курсу « Окружающий мир» для 4 класса в соответствии с учебником О.Т.Поглазовой. Тема урока: «Нашес...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/11/picture-723871-1449812019.jpg)
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-173899-1453752064.jpg)
Урок окружающего мира с применением ИКТ по опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме « Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»
Конспект урока окружающего мира с применением ИКТпо опытно – экспериментальной деятельности в 1 классе по теме« Воздух и вода», УМК «Планета Знаний»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/24/picture-1033745-1524581164.jpg)
Урок окружающего мира с применением технологии проблемного обучения
Данный урок проводится во 2-м классе по теме "Из чего состоят все предметы?".Описаны приёмы проблемного обучения на уроке....
- Мне нравится (1)