Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

    Масальских Наталья Александровна

     

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    Тема: Что такое почва?

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать основной состав почвы;
                             знать понятие «почва»;
                             уметь формулировать выводы в опытах.

    Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес к предмету,  способность к самооценке; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

    Тип урока: «открытие» нового знания.

    Оборудование: УМК «ШР» учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник:в 2ч./А.А Плешаков, Е.А Крючкова М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.;
    УМК «ШР» рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь:в 2ч./А.А Плешаков М.:Просвещение/Рабочая тетерадь,2017.-Ч.1.; раздаточный материал.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата:13.10.2020                                                                        ФИО учителя Евстифеева Н.А.

    Школа:№152                                                                        ФИ студента Масальских Наталья

    Класс:3 «Б»                                                                                ФИО методиста Пометун Н.Н.

    Кабинет: 209

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

    Тема: Что такое почва?

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать основной состав почвы;
                           
    знать понятие «почва»;
                           
    уметь формулировать выводы в опытах.

    Личностные: формировать учебно-познавательный  интерес к предмету,  способность к самооценке; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.

    Тип урока: «открытие» нового знания.

    Оборудование: УМК «ШР» учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник:в 2ч./А.А Плешаков, Е.А Крючкова М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.1.;
    УМК «ШР» рабочая тетрадь Окружающий мир: 2 кл.: Рабочая тетрадь:в 2ч./А.А Плешаков М.:Просвещение/Рабочая тетерадь,2017.-Ч.1.; раздаточный материал.

    Челябинск,2020

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    Метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    14:50-14:51

    -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна, и сегодня я проведу у вас урок.

    -Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

    Настраиваются на урок.

    К: настраиваться на урок.

    II. Актуализация знаний и мотивация
    Словесн.: учебный диалог

    14:52-14:56

    -А начнем мы наш урок со сказки-загадки. Послушайте сказку и скажите, о чем  идет речь.

    ЧУДЕСНАЯ КЛАДОВАЯ

    Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, морковки.

    Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватить.

    Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

    М.Ильин

    -Ребята, кто догадался, о чем идет речь в сказке?

    Что же это за чудесная кладовая?

    -Совершенно верно! Но у  слова «земля» есть несколько значений.

    -Какие значения знаете вы?

    И сегодня на уроке мы с вами поговорим о земле, на которой растут растения. Сегодня мы раскроем секреты этой кладовой. Узнаем, как образуется почва, из чего состоит почва..

    В сказке идет речь о земле.

    Земля – планета.

    Земля – на которой растут растения.

    К:выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесн.: постановка цели урока

    14:57-15:01

    -Кто-то уже догадался, как будет звучать тема нашего урока?
    -Какие цели мы можем поставить?

    -Об этом всем мы сможем узнать на уроке, и в этом нам поможет план.

    План работы:

    1.Что такое почва?
    2.Состав почвы.

    3.Что получают растения из почвы?

    Что такое почва?

    -узнать что такое почва; узнать из чего состоит почва.

    П:умение ориентироваться в любой системе знаний.

    Р:умение определять и формулировать тему и цель урока.

    IV. Открытие нового знания

    Словесн.:беседа

    Практич.:работа с учебником

    15:02-15:10

    Фронтальная форма работы

    -Первый пункт нашего плана вопрос: «Что такое почва?». И чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.

    -Ребята, как вы поняли, что такое почва?

    Сверим наши предположения с определением в учебнике. Откройте учебник на стр.64.Прочитайте текст под картинкой про себя.
    -Что такое почва? Прочитайте вслух только определение.
    -Совершенно верно! Для того чтобы определение нам запомнилось, давайте запишем его, для этого откройте рабочую тетрадь на стр.36 и найдите задание №1.
    -Прочитайте задание! Что нужно сделать?

    -Хорошо! Допишите определение к себе в рабочую тетрадь.

    -Мы с вами ответили на вопрос: «Что такое почва?» и можем продолжать работу дальше.
    -Как звучит следующий пункт нашего плана?

    Земля, на которой растут растения, плодородный слой земли.

    С помощью учебника дописать определение.

    Состав почвы.

    V.Первичное закрепление во внешней речи

    Практич.: выполнение опытов и  запись выводов в рабочую тетрадь.

    Словесн.: учебный диалог.

    15:11-15:15

    -Чтобы узнать из чего состоит почва, мы с вами проведем несколько опытов. По ходу выполнения опытов мы  вместе с вами будем заполнять вот такую таблицу.(У меня она на доске ,а у вас в рабочей тетради на стр.37, в №3.)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1.

    Опыт 2.

    Опыт 3.

    Опыт 4.

    Опыт 5.

    -Откройте свои рабочие тетради на стр.37 и найдите №3.Давайте с вами прочитаем задание. Прочитайте цель работы?
    -Хорошо! Приступим к выполнению задания.

    Фронтальная форма работы

    Опыт№1

    -Сейчас я вам буду демонстрировать первый опыт, а вы внимательно наблюдайте.

    -Я брошу комочек сухой почвы в воду. Что мы видим?

    -О чем нам говорит это явление? Что содержится в почве? Совершенно верно, это говорит о том, что в почве содержится воздух.
    Заполнение таблицы:

    -Ребята, что мы запишем в колонку что делаем?

    -Верно! А что мы запишем в колонку выводы? Какой вывод мы с вами сделали?

    (На доске появляются заполненные части таблицы)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    В почве есть воздух.

    Опыт 2.

    Опыт 3.

    Опыт 4.

    Опыт 5.

    -Хорошо! Молодцы ребята!

    Фронтальная форма работы

    Опыт№2

    -Перейдем к опыту 2.Посмотрите на экран, здесь представлен этот опыт. (Видеофрагмент опыта)

    -Итак, ребята, как вы думаете, почему стекло стало влажным?

    -Да, верно. Стекло стало влажным, так как в состав почвы входит вода. Теперь давайте запишем наши наблюдения в таблицу.
    Заполнение таблицы:

    -Ребята, что мы запишем в колонку что делаем?

    -Верно! А что мы запишем в колонку выводы? Какой вывод мы с вами сделали?

    (На доске появляются заполненные части таблицы)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    В почве есть воздух.

    Опыт 2.Почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    В почве есть вода.

    Опыт 3.

    Опыт 4.

    Опыт 5.

    Парная форма работы

    Опыт №3

    -Перейдем к опыту 3.С этим опытом вы поработаете в парах. Откройте учебники на стр. 65.Ваша задача

    : прочитать опыт 3,обсудить его в парах и заполнить

    табличку. Заполните карандашом, потом мы с вами проверим то, что вы записали. Выполняете задание в парах.

    -Поднимите руки те ,кто не понял что нужно сделать? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

    Проверка:

    -Поднимите руки, те кто справился с заданием? Зачитайте вслух то, что вы записали.(Пара которая выполнила быстрее всех зачитывает как заполнили таблицу, а остальные слушают и проверяют.)
    Заполнение таблицы:

    -Ребята, что мы запишем в колонку что делаем?

    -Верно! А что мы запишем в колонку выводы? Какой вывод мы с вами сделали?

    -Что такое перегной?

    (На доске появляются заполненные части таблицы)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    В почве есть воздух.

    Опыт 2.Почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    В почве есть вода.

    Опыт 3. Почву нагреем и вскоре увидим дым, почувствуем запах.

    В почве есть перегной.

    Опыт 4.

    Опыт 5.

    Фронтальная форма работы

    Опыт №4

    -Сейчас я вам буду демонстрировать опыт 4, а вы внимательно наблюдайте.

    -Я насыплю прокаленную почву в стакан с водой. Что мы видим?

    -О чем нам говорит это явление? Что содержится в почве? Совершенно верно, это говорит о том, что в почве содержится глина и песок.

    Заполнение таблицы:

    -Ребята, что мы запишем в колонку что делаем?

    -Верно! А что мы запишем в колонку выводы? Какой вывод мы с вами сделали?

    (На доске появляются заполненные части таблицы)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    В почве есть воздух.

    Опыт 2.Почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    В почве есть вода.

    Опыт 3. Почву нагреем и вскоре увидим дым, почувствуем запах.

    В почве есть перегной.

    Опыт 4. Прокаленную почву насыпали в стакан с водой.

    В почве есть песок и глина.

    Опыт 5.

    Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

    -Мы видим, что из почвы выходят пузырьки.

    -В почве есть воздух.

    -В колонку что делаем мы запишем: бросили комочек сухой почвы в воду.

    В колонку выводы мы запишем: в почве есть воздух.

    Потому что в почве есть вода.

    В колонку что делаем мы запишем: почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    В колонку выводы мы запишем: в почве есть вода.

    В колонку что делаем мы запишем: почву нагреем и вскоре увидим дым, почувствуем запах.

    В колонку выводы мы запишем: в почве перегной.

    Вещество, которое состоит из остатков растений и животных.

    В колонку что делаем мы запишем: прокаленную почву насыпали в стакан с водой.

    В колонку выводы мы запишем: в почве есть глина и песок.

    П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
    Практич.: выполнение опытов и  запись выводов в рабочую тетрадь.

    Словесн.: учебный диалог.

    15:16-15:20

    Самостоятельная форма работы

    Опыт №5

    -Перейдем к опыту 5.С этим опытом вы поработаете каждый самостоятельно. Посмотрите видеофрагмент с данным опытом. Ваша задача

    : посмотреть опыт 4 и заполнить

    табличку. Заполните карандашом, потом мы с вами проверим то, что вы записали. Выполняете задание самостоятельно.

    -Поднимите руки те ,кто не понял что нужно сделать? На выполнение этого задания у вас есть 4 минуты.

    Проверка:

    -Поднимите руки те, кто справился с заданием? Зачитайте вслух то, что вы записали.(Ученик, который выполнил быстрее всех зачитывает как заполнил таблицу, а остальные слушают и проверяют.)
    Заполнение таблицы:

    -Ребята, что мы запишем в колонку что делаем?

    -Верно! А что мы запишем в колонку выводы? Какой вывод мы с вами сделали?

    -Что такое минеральные соли? Минеральные соли -это питательные вещества, которые содержатся в почве.

    (На доске появляются заполненные части таблицы)

    Что делаем

    Вывод

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    В почве есть воздух.

    Опыт 2.Почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    В почве есть вода.

    Опыт 3. Почву нагреем и вскоре увидим дым, почувствуем запах.

    В почве есть перегной.

    Опыт 4. Прокаленную почву насыпали в стакан с водой.

    В почве есть песок и глина.

    Опыт 5. Насыпали почву в стакан с водой, взяли несколько капель этой воды и нагрели.

    В почве есть минеральные соли.

    -Вот мы и узнали, из чего состоит почва. А значит, мы выполнили второй пункт нашего плана.

    -И мы можем перейти к третьему пункту.

    В колонку что делаем мы запишем: насыпали почву в стакан с водой, взяли несколько капель этой воды и нагрели.

    В колонку выводы мы запишем: в почве есть минеральные соли.

    Соли - питательные вещества.

    К:умение слышать и слушать

    Р:оценка результата работы

    VII.Включение в систему знаний, повторение

    Практич.: выполнение упражнения

    Наглядн.: иллюстрация

    Словесн.:рассказ

    Практич.: упражнение

    15:20-

    15:27

    -Как звучит третий вопрос из нашего плана?

    Работа по цепочке

    -Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем текст учебника на стр.66.(Чтение по цепочке по предложению)

    Фронтальная форма работы

    -Посмотрите, у меня на доске представлена схема, но вот у меня случилась беда. Я никак не могу вспомнить, что получают растения из почвы. Ваша задача: выбрать только то, что получают растения. (Схема представлена на доске, один ученик выходит к доске и выполняет задание комментируя.)

    Предложенные слова: вода, кислород воздуха, перегной, соли, растворенные соли, песок, глина, воздух.

    Проверка:

    -Посмотрите и поднимите руку, кто считает, что все выполнено, верно?
    -Как оценим работу учащегося?

    Вывод:

    -Ребята, что получают растения из почвы?

    -Что получают растения из почвы?

    -Растения получают: воду, кислород воздуха, перегной, соли, растворенные соли.

    Растения получают: воду, кислород воздуха, перегной, соли, растворенные соли.

    П:умение извлекать необходимую информацию.

    Р:сличение способа действия с его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

    К:выражение своих мысли с достаточной полнотой и точностью.

    VIII. Рефлексия деятельности

    (по продукту)

    15:28-15:30

    -Ребята, скажите, какая была тема урока?

    -Какие цели мы ставили на уроке?

    -Что такое почва?
    -Из чего состоит почва?

    -Что получают растения из почвы?

    -Хорошо!

    Ребята, посмотрите на доску, перед вами начало фразы:

    • сегодня я узнал…
    • было трудно…
    • я научился…
    • было интересно узнать, что…
    • я смог…

    -Вам нужно дополнить эти предложения устно.
    -Спасибо за урок!

    Что такое почва?

    -узнать что такое почва; узнать из чего состоит почва.

    Почва – это верхний плодородный слой земли.

    Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, минеральных солей, глины и песка.

    Растения получают: воду, кислород воздуха, перегной, соли, растворенные соли.

    Р:оценка результата работы.



    Предварительный просмотр:

    1.Что такое почва?
    2.Состав почвы.

    3.Что получают растения из почвы?

    В почве есть воздух.

    В почве есть вода.

    В почве есть перегной.

    В почве есть песок и глина.

    В почве есть минеральные соли.

    Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в воду.

    Опыт 2.Почву нагреем на огне и над ней подержим холодное стекло.

    Опыт 3. Почву нагреем и вскоре увидим дым, почувствуем запах.

    Опыт 4. Прокаленную почву насыпали в стакан с водой.

    Опыт 5. Насыпали почву в стакан с водой, взяли несколько капель этой воды и нагрели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

    Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

    Конспект урока по окружающему миру "Где живут белые медведи?" по УМК "Школа России"

    Конспект и технологическая карта урока для 1 класса по окружающему миру Плешаков А.П. "Где живут белые медведи?" + раздаточный материал к уроку...

    Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" (2 кл. УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с историей возникновения, с некоторыми историческими и культурными достопримечательностями МосквыПланируемые результаты учащихся:Предметные:- Формироват...

    Конспект урока по окружающему миру «Путешествие по Франции и Великобритании» (УМК "Школа России", 3 класс)

    Конспект урока по окружающему мируТема: «Путешествие по Франции и Великобритании»Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и ...

    Конспект урока по окружающему миру "В гости к весне (экскурсия)" (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цель деятельности учителя: формирование знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе.Планируемые результаты:Предметные:Знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;Уметь анализ...

    Конспект урока по окружающему миру "Зачем нам телефон и телевизор", УМК "Школа России" (1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование представления о средствах связи и средствах массовой информации; ознакомление с назначением газет, телевизора, интернета, телеграфаПланируемые результаты:Предме...