Окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Молошняк Ирина Алексеевна

Рабочая программа по Окружающему миру,4 класс "Школа России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx495.96 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Ирина\Desktop\img015.jpg

                                Содержание рабочей программы

I.Пояснительная записка………………………………………стр.3-5

1. Общие цели и задачи предмета

2.Общая характеристика учебного предмета

3.Описание учебного предмета в учебном плане

 II.Планируемые результаты освоения предмета…………...стр.6-8

1.Личностные

2.Метапредметные

3.Предметные

III.Содержание учебного предмета……………………………стр.9-11

1.Перечень и название разделов и тем курса, количество часов

Для изучения раздела, темы

2.Учебно- тематическое планирование

3.Количество контрольных работ

IV. Тематическое планирование………………………………стр.12-15

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2017.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для 4 класса. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2019.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты для 4 класса. - М.: Просвещение, 2019.
  4. Демидова М.Ю. Окружающий мир. Готовимся к Всероссийской проверочной работе для 4 класса. Просвещение, 2018.

Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

          Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природа- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

           

  Общая характеристика учебного предмета, курса.

Формы и методы организации учебного процесса:

  - беседа, пояснения, краткие указания;

  - работа в парах, группах;

  - наблюдения явлений природы и общественной жизни;

  - практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера;

  - творческие задания;

  - моделирование объектов и явлений окружающего мира.

 Виды организации учебной деятельности:

  - урок практических работ;

  - урок-экскурсия;

  - урок-проект;

  - урок проверки и оценки своих достижений.

 Виды контроля:

 - фронтальный опрос;

 - презентация проектов;

 - тестирование.

Формы (приёмы) контроля:

 - практическая работа;

 - ответы на вопросы;

 - тесты;

 - само- и взаимопроверка.

Описание учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Сосновская ООШ» на изучение учебного курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов. Из них – 13 часов на внутрипредметный модуль «Мой мир. Мой край» (№ уроков: 1,3,4,8,9.11,20,21,34,40,60,63,68)

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

      При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни;

 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 К концу 4 класса выпускники должны знать:

 • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

• способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

 • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

 • некоторые современные экологические проблемы;

 • природные зоны России;

 • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

• исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

 • важнейшие события и великих людей отечественной истории;

 • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. Обучающиеся должны уметь:

 • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,

• пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

 • проводить наблюдения природных тел и явлений;

 • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

 • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги; • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

 • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

 • приводить примеры народов России;

 • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

• применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

• владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

                                     

                              Содержание учебного предмета, курса.

                                     Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

  Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории.

  Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

                                            Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

   Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России.

  Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.

 Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.

 Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. 

 

                                          Родной край – часть большой страны (15 ч)  

 Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

 Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

 Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность нашего края.

 Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

                                   Страницы всемирной истории (5ч)

 Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в.

Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

 Экскурсия. Мир древности, экскурсия в краеведческий музей.

                             Страницы истории Отечества (20 ч)

 Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

 Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

 Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

 Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

 Россия в XIX – начале XX в.

 Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

 Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг.

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

 Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).

                                         Современная Россия (9 ч)

 Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

 Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Наименования разделов

Кол-во час.

Из них

теоретических

практических

формы контроля

1

Земля и человечество

9

8

9

1тест

2

 Природа России

10

9

10

1тест

3

 Родной край - часто большой страны

15

13

15

1тест1к/р

4

 Страницы Всемирной истории

5

4

5

1тест

5

 Страницы истории Отечества

20

19

20

1тест

6

Современная Россия                                                                      

9

7

9

1тест,ПА

ИТОГО

68

                                 Тематическое планирование

№   урока

Наименование тем

Кол-во часов

по теме

1 четверть

                       Раздел 1. «Земля и человечество»     9 ч

1

 Мир глазами астронома

ВПМ Осенняя экскурсия.

1

2

 Планеты Солнечной системы

1

3

 Звездное небо – Великая книга Природы. ВПМ  Практическая работа № 1: знакомство с картой звёздного неба

1

4

 Мир глазами географа. ВПМ Практическая работа №2: показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

1

5

 Мир глазами историка. Практическая работа №3: знакомство с историческими картами.

1

6

 Когда и где? ВПМ

1

7

 Мир глазами эколога

1

8

 Сокровища Земли под охраной  человечества ВПМ Обобщающий урок-игра по разделу «Земля и человечество»

1

9

 Сокровища Земли под охраной человечества.    Проверка и оценка достижений по разделу

 «Земля и человечество» ВПМ Игра «Планета – это мы»

1

                               Раздел 2.  «Природа России»  10 ч

10

 Равнины и горы России. Практическая работа №4: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

1

11

 Моря, озера и реки России. Практическая работа №5: поиск и показ на физической карте изучаемых объектов.

1

12

 Природные зоны России.

1

13

 Зона арктических пустынь. Практическая работа №6: поиск и показ арктических пустынь на физической карте и карте природных зон.

1

14

 Тундра. Практическая работа №7: поиск и показ зоны тундры на физической карте и карте природных зон.

1

15

 Леса России. Практическая работа №8: поиск и показ зоны лесов на физической карте и карте природных зон.

1

16

 Лес и человек. Проверочная работа № 1 за 1 четверть.

1

17

 Зона степей. Практическая работа №9: поиск и показ зоны степей на физической карте и карте природных зон.

1

18

 Пустыни. Практическая работа №10: поиск и показ зон полупустынь и пустынь на физической карте и карте природных зон.

1

2 четверть

19

 У Черного моря. Проверка и оценка достижений по разделу «Природа России» Практическая работа №11: поиск и показ зоны субтропиков на физической карте и карте природных зон

1

             Раздел 3.  «Родной край – часть большой страны»     15 ч

20

 Наш край.

  ВПМ Обобщающая игра «По природным зонам России»

1

21

 Поверхность нашего края. ВПМ Наш край Экскурсия «Формы поверхности нашей местности»

1

22

 Водные богатства нашего края.  

1

23

 Наши подземные богатства. Практическая работа №12: свойства полезных ископаемых

1

24

 Земля-кормилица

1

25

 Жизнь леса. Практическая работа №13: работа с гербарием растений леса.

1

26

 Жизнь луга. Практическая работа №14: работа с гербарием растений луга.

1

27

 Жизнь в пресных водах. Практическая работа №15: работа с гербарием растений пресного водоёма.

1

28-29

 Экскурсии в природные сообщества

 родного   края

2

30

Административная контрольная работа за Iполугодие

1

31

Проверим себя и оценим свои достижения  за первое полугодие

1

32

Растениеводство в нашем крае. Проверочная работа №16: работа с гербарием полевых культур

1

                                                        3 четверть

33

 Животноводство в нашем крае

1

34

 Презентация проектов (по выбору) ВПМ Экскурсия в краеведческий Музей. Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край». Проверочная работа № 3.

1

                        Раздел 4.  «Страницы всемирной истории» 5 ч.

35

 Начало истории человечества

1

36

 Мир древности: далекий и близкий

1

37

 Средние века: время рыцарей и замков

1

38

 Новое время: встреча Европы и Америки

1

39

 Новейшее время: история продолжается сегодня. Проверка и оценка достижений по разделу «Страницы Всемирной истории» ВПМ Игра «Путешествие на «машине времени». Проверочная работа № 4

1

                       Раздел 5.  «Страницы истории России»  20 ч

40

 Жизнь древних славян

1

41

 Во времена Древней Руси

1

42

 Страна городов

1

43

 Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44

 Трудные времена на Русской земле

1

45

 Русь расправляет крылья

1

46

 Куликовская битва

1

47

 Иван Третий

1

48

 Мастера печатных дел. Проверочная работа № 5 за 3четверть

1

49

 Патриоты России

1

50

 Петр Великий

1

51

 Михаил Васильевич Ломоносов

1

                                                             4 четверть

52

 Екатерина Великая

1

53

 Отечественная война 1812 года

1

54

 Страницы истории XIX века

1

55

 Россия вступает в XX век

1

56

 Страницы истории 1920-1930-х годов

1

57-58

 Великая война и Великая Победа

2

59

 Страна, открывшая путь в космос. Проверка и  оценка достижений по разделу «Страницы истории России» ВПМ  Проверочная работа №6 по теме «По страницам истории Отечества»

1

                                  Раздел 6.  «Современная Россия»   9 ч

60

 Основной закон России и права человека

1

61

 Мы – граждане России

1

62

 Славные символы России

1

63

 Такие разные праздники ВПМ

1

64-66

 Путешествия по России.

3

67

 Промежуточная аттестация в форме контрольной работы за курс 4 класса

1

68

 Презентация проектов (по выбору) ВПМ Игра «Крестики нолики»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...