Конспект урока по окружающему миру 3 класс.Тема:Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока проведен Павленко Полиной Александровной в 3-Г классе ФГОС НООУО (вариант 4.3)

На уроке использовались здоровьесберегающие технологии, проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayka.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект урока

Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К. Грота

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «Г»

Учитель: Павленко Полина Александровна

Тема урока: Растения зимой. Хвойные растения: ель сосна.

 Тип урока: Комбинированный

Технология проблемного обучения и разноуровневого обучения.

Оборудование: учебник, подставка, карточки, смарт доска.

Цель урока (занятия): Расширить представления детей о хвойных деревьях

Задачи: научить распознавать ель и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки, кора на стволе).

Нахождение сходства и различия между елью и сосной.

Распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Коррекционная составляющая (занятия):

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • обогащение словарного запаса;

Планируемые результаты (для обучающихся):

  • формирование знаний детей о хвойных деревьях
  • развитие навыков …..;

Личностные:

  • формирование усидчивости учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;
  • формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устного ответа;
  • способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
  • развивать связную речь учащихся, их активный и пассивный словари;
  • воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в классе; доброжелательное отношение к окружающим;
  • воспитывать интерес к природе, к окружающему миру

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте!

- Садитесь, пожалуйста, на свои места. Сядьте ровненько, пододвиньте стульчики. Пяточки упираются в пол, спинка ровная, ручки на парте.

- Начинаем урок. Давайте проверим, как вы подготовились к уроку. Кто назовет предметы, которые должны лежать на парте к началу урока?

- …., перечисли, что должно находиться у тебя на парте.

(остальные дети проверяют всё ли у них так же, если не так – исправляют)

- Молодцы!

Дневник, учебник.

Дневник, подставка для учебника, учебник, пенал.

II. Актуализация знаний

- Найди «лишнее» слово, скажи, по какому признаку выделили.

-Кто может описать погоду на улице?

- Назовите основные признаки зимы

-Какие природные явления можно наблюдать зимой?

Игра «Найди лишнее слово»

(на доске карточки с заданиями)

Дуб, сосна, клён, смородина

Берёза, осина, ель, липа.

Ель, сосна, берёза, кедр.

-Как вы думаете, о  чем пойдет речь сегодня на уроке?

- А о каких, отгадайте загадки:

Её всегда в лесу найдём,

Пойдём гулять и встретим,

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придёт под Новый год –

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот,

Готовы ей наряды.

- Кто приносил ёлку домой на Новый год?

- У кого была искусственная ёлка? Почему?

- Много елей вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.


У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

- Какие деревья мы будем сегодня изучать?

- Это лиственные или хвойные деревья?

- Почему?

Отвечают на вопросы

Дети называют лишнее слово в каждой строчке.

Ответы детей.


Елка.


Отвечают на вопросы.



Сосна.


Ель и сосну.

Ответы детей.

III.Сообщение темы урока.

Лес зимой укрыт снегом. Деревья стоят без листьев, но они спрятаны под снегом. Очень красив зимний лес. Только ели и сосны остались зелеными. Листья (иголки) ели и сосны тонкие и твердые. Они называются хвоя. Ель и сосна хвойные деревья.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать

хвойные деревья: ель и сосну.

- Как вы думаете, почему ель и сосну мы будем изучать вместе?

Сегодня мы научимся находить черты

сходства и различия, определять части этих

деревьев, их особенности.

- Мы уже сегодня обсуждали, что человек вырубает ели к новому году, как вы думаете, о чем еще мы с вами сегодня поговорим?

-Что произойдёт, если мы вырубим леса?

Сегодня на уроке мы выясним, какую пользу приносит лес людям, и как человек может нанести вред лесу.

 

-Что необходимо для успешной работы на уроке?

 

Ответы детей (деревья похожи между собой)

Как сохранить лес.

Ответы детей.

Слушать,думать,отвечать.

IV.Работа над темой урока.

Предлагаем детям рассмотреть еловую и сосновую ветки, шишки.

Части дерева.

Практическая работа (у детей рисунки ели и сосны, шишки).

-С помощью рисунков найдите части дерева.  

Карточка – задание.

1.Как называется растение?

2.Есть ли у него корень?

3.Найдите стебель.

4.Найдите листья.

5.Найдите цветок.

6.Найдите плод.

-Корень у сосны уходит глубоко в землю, у

ели не глубоко.

-Стебли называют ствол и ветви, они толстые и твердые.

-Листья-хвоинки, которые не все опадают.

Запомните, листья у сосны и ели называются хвоя

- Вместо плодов - шишки с семенами.

Дети рассматривают ветки.

Осматривают ветки, хвою

Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.

У ели сидят по одной, у сосны – по две.

Осматривают шишки

Еловые - вытянутые, узкие, длинные. Сосновые – округлые.

V. Динамическая пауза

(учитель показывает движения и проговаривает  их вместе с детьми)

Во дворе стоит сосна.

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал.

Ветви гнутся взад-вперед,

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать-

1,2,3,4,5.

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

Дети выполняют действия

VI. Возврат к теме урока.

Отличие ели от сосны.

Работа в парах.

-Перед вами веточки ели и сосны, шишки.

Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

-Возьмите в правую руку веточку ели, в левую -сосны.

-Как отличили?

-Как прикрепляются к веточке?

-Возьмите в правую руку еловую шишку, в

левую – сосновую.

-Как отличили?

-Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40-50м. По цвету он красновато – коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловый лес  темный.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно – красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она?

-Чему мы сегодня научились?

Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.

У ели сидят по одной, у сосны – по две.

Еловая, сосновая.

Еловые - вытянутые, узкие, длинные. Сосновые – округлые.





Липкая, клейкая.

Отличать ель от сосны.

Дети составляют предложения.

Составляют рассказ из предложений.

VII. Развитие речи

Значение леса, охрана.

-Возьмите веточки и понюхайте. Запах слышите?

-Какую роль играет лес (ель и сосна) в нашей жизни?

-Лес имеет важное значение в жизни людей. Одно из главных – это чистый воздух. Деревья выделяют кислород, которым мы дышим, особенно полезен воздух в еловом и сосновом лесу.

-Лес это дом для зверей и птиц, место сбора ягод и грибов. К сожалению в последнее время очень много вырубается лесов

-Для чего люди вырубают леса?

-Леса становится все меньше и меньше.

-Представьте, что по лесу протекала речка. Что с ней произойдет, если вырубят лес?

-Хвоей питаются глухарь, даже лоси едят сосновую хвою, белки достают семена из шишек, клесты выводят своих птенцов в лапах ели. А если в лесу вырубят сосны и ели? Не будет белок, птиц.

ЛЕС – ЭТО ВЕЛИКОЕ БОГАТСТВО.

-Что мы должны делать?

-Деревья живут очень долго, до 500 лет, но чтобы вырастить молодую елочку нужно до 10 лет, сосна вырастает чуть быстрее.

Отвечают на вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Кто помнит тему нашего урока?

-Что изучали?

-Что учились делать? (проанализировать выполнение каждого задания).

-Кому было интересно на уроке?

-Кому было трудно?

-Кто узнал новое на уроке?

Игра «С какого дерева эта шишка?»

-Достаньте шишку из корзинки с закрытыми глазами и определите с какого она дерева (иллюстрация шишек.)

Игра «Угадай».

-У меня в руках две иголки, угадайте с какого она дерева (иллюстрация веток.)

Ответы детей

X. Домашнее задание