Конспект урока по окружающему миру " Ухо не только орган слуха".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Голикова Марина Анатольевна

Данный конспект занятия можно использовать на уроке окружающего мира  в 4классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4kl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира в 4  классе

Тема урока: Ухо не только орган слуха

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся об органе слуха;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: плакат, стол-помощник, карточки с правилами.

 

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Как вы думаете, какие умения помогут нам успешно работать на уроке?

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.- Какой раздел мы сейчас изучаем?  (Органы чувств). Вы уже узнали много интересного. Поделитесь своими открытиями.

Продолжите фразу: «Я знаю, что…»

2. Знания ваши меня порадовали, а сейчас проверю вашу сообразительность. Подумайте, что  лишнее:  глаза, голова, нос, язык.( на доске картинки)

-Что обозначают  остальные слова?  (Органы чувств).

Предлагаю продолжить о них разговор.

3.- Определим  тему сегодняшнего урока. Содержание. Откройте страницу.

-Как заявлена тема урока в учебнике?

Тема урока: Ухо не только орган слуха.

- Что вы уже знаете про ухо?   - Какое слово заставляет задуматься? (Не только)    - Значит, мы должны сделать какое-то открытие?

III. Целеполагание и постановка учебных задач.

1.- Прочитаем ещё раз тему урока и поставим цель

Цель: узнать строение  орган слуха, выяснить, какую роль ещё играет ухо, научиться беречь слух.

- Для чего нам нужно это знать?

- Какие задачи мы можем ещё поставить перед собой, чтобы достичь цели урока?

Задачи.

1.Познакомиться со строением уха.

2.Понять, какую роль в организме человека ещё играет орган слуха.

3.Запомнить, как беречь слух.

4.Проверить и оценить свою  работу на уроке.

IV. Открытие нового знания.

1.- Цель урока поставили, определили ряд серьёзных задач.  У нас получился план работы по теме урока, который  поможет добиться поставленной цели.

План.

1.Ухо – это орган слуха.

2.Ухо – это орган равновесия.

2. Составление памятки по охране слуха.

3. Оценка своей работы.

-Если нужно будет, если мы устанем, я поставлю этот знак.   Ф 

В течение всего урока вы будете заполнять карту достижений по всем пунктам этого плана. Посмотрите её.    Отмечайте уровень знаком «+»

Карта достижений

 

Показатели

Оценка усвоения

 

 

высокий уровень

средний

уровень

низкий

уровень

Отметка

1.

Ухо – это орган слуха

 

 

 

 

2.

Ухо – это орган равновесия

 

 

 

 

3.

Охрана слуха.

 

 

 

 

4.

Оценка своей работы.

 

 

 

 

2. Объяснение учителя.

- 1 задача. Обратимся к иллюстрации учебника стр. 58..

То, что мы обычно видим и называем ухом – это только одна из его частей.      Ухо состоит из трех частей. НАРУЖНОЕ УХО – это ушная раковина вместе со слуховым проходом.

Благодаря своей слегка конусообразной форме ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в  СЛУХОВОЙ ПРОХОД, который заканчивается БАРАБАННОЙ ПЕРЕПОНКОЙ. Она представляет собой кусочек тонкой кожи, натянутой туго, как на бapaбaне.

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать. (Вы, конечно, знаете, что звук может вызывать колебания. В момент движения поезда все оконные стёкла дрожат (вибрируют). Вибрируя, барабанная перепонка передает звук в СРЕДНЕЕ УХО, которое находиться в глубине черепа. А там через самые маленькие косточки в теле человека — молоточек, стремечко и наковальню* передает звук во внутреннее ухо — УЛИТКЕ.

Улитка заполнена жидкостью, а её внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам.

— Мозг расшифровывает эти сигналы. Они там превращаются в слова.  В результате вы слышите то, о чём я рассказываю.  Проверим.

V. Первичное закрепление.

1. Выполним задание  в тетради: стр. 28  №  59.    Проверьте у своего соседа правильность выполнения работы.

2. Учебник стр. 59 (три последних абзаца).

3. Расскажите соседу по парте по иллюстрации, что ты запомнил о строении уха, а сосед пусть расскажет вам.

Оцените умения соседа и отметьте уровень в его карте достижений.

- Кто желает высказаться, как вы оценили знания своего соседа об органе слуха.

1) Я оцениваю знания …об органе слуха

-на высоком уровне

-чуть ниже высокого уровня

-на среднем уровне – Кто ещё оценил на высоком уровне?

4. Тема. Цель. – Что мы уже знаем?  - Что предстоит узнать?

Вернемся снова к  рисунку учебника на стр. 58. Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы. Они, как и улитка заполнены жидкостью.  Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется, и мозг распознаёт, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо называют ещё органом равновесия. 

Ф. Встаньте и наклонитесь.

Теперь постойте на одной ноге. – Какой орган помогает вам сохранить равновесие?

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради: стр. 30 №  62, 63. выполните задание, пользуясь учебником стр. 60, 1-й абзац.     Отметьте в карте достижений. – Кто оценил на высоком уровне?

VII. Включение нового в систему знаний и повторение. 3 пункт.

1. —  Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):

Здравствуй, тетя Катерина!

У меня яиц корзина.

Как поживают домашние?

Яйца свежие, вчерашние!

Ничего себе вышла беседа!

Авось распродам до обеда.

- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?

- Чтобы этого не случилось, уши надо беречь. Как?

2. Я предлагаю поработать в группах.  Опираясь на свой собственный  опыт, составим памятку для первоклассников «Как нужно беречь слух».

3. Проверим.

Правила охраны слуха

1. Не ковыряй в ухе острыми предметами— ты можешь повредить барабанную перепонку. Чистить уши можно только ватными тампонами.

2.Нельзя слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

3.Защищай уши от ветра.

4.Не сморкайся сильно.

5.Не допускай попадания воды в уши.

6.Если уши заболели, обратиться к врачу.

7.Мой уши каждый день.

8.Каждое утро разминай ушную раковину.

Знаете ли вы, что на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми нитями связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок и др.). Поэтому хорошо утром делать самомассаж ушных раковин.  Давайте попробуем.

Думаю, мы убедились, что уши надо беречь.

Оценил свои умения в карте достижений.  Как оценили себя?

2.Продолжим работу в группах.  - Как вы думаете, почему я предлагаю вам поработать в группах?

Вам дано высказывание. Вы должны определить и доказать оно истинное или ложное. Можете пользоваться своим собственным опытом, или вам может помочь  стол – помощник.

Высказывание:

Истинно или ложно

1.Шум губителен для всего живого.     

И

2.После карусели у многих кружится голова.

И

3.Ушная сера очень вредна.

Л

4. Самые маленькие кости в организме человека на пальцах ног.

Л

5.Человек не может шевелить ушами.

Л

Задайте вопросы группе, которая отвечала.

Оцените работу группы.

- Какие у вас возникли вопросы?

Отметьте в карте достижений.

VIII.Домашнее задание:

1. Учебник  с. 57-59.

2. Учебник с. 60- 61.

3.Оформить памятку «Как нужно беречь слух» в тетради.

4.Подобрать интересные сведения об органе слуха.  Интернет. Сайт см. учебник.

ΙX . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог нашей работы.

- Какую цель урока мы с вами ставили?    Перед нами стояли важные задачи.

- Как вы считаете,  мы выполняли их?    - Что было трудно?  Интересно?

Оцените результаты вашей работы:

- Я всё понял и могу объяснить другому.

- Я всё понял.

- Понял, но нужно ещё повторить.

- У меня ещё есть вопросы.

Отметьте на карте достижений  последний пункт и выведите знаковую отметку.

- Считаете ли вы, что мы сегодня работали дружно? Вы получили знания, дружно работали, а…

«Знания  и дружная работа – главные помощники на пути к успеху»

Приложение

1.Шум губителен для всего живого. Его воздействие проверено многочисленными опытами. При повышенном шуме мыши теряли аппетит, слабели и погибали, куры переставали нестись.

Жертвой шума становится слух. Правда, вредное влияние шума на слух даёт себя знать не сразу. Чаще всего он действует незаметно, постепенно. Поначалу будто не о чем беспокоиться. Ну, разве что ты стал чуть больше уставать. Или ни с того ни с сего начались головные боли. Но много позже это может пагубно сказаться на твоём слухе. Шум — помеха не только здоровью, но и любому делу.

2.«Тише, идёт операция!» — загорается надпись в больничном коридоре. Тише! — иначе у хирурга может дрогнуть рука, а на карту поставлена жизнь человека. «Тише, идёт эксперимент!» — возникает надпись над дверью лаборатории. Тише! — иначе оператор нажмёт не на ту кнопку, и эксперимент будет сорван.

Если не найти управы на свирепые звуковые волны, они могут погубить не только слух человека, но и самое интересное начинание.

Ушная сера

В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус,  убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Какие кости в организме человека самые маленькие?

Это кости расположенные в среднем ухе, - молоточек, стремечко и наковальня. С их помощью, а также с помощью других органов колебания воздуха (звука) превращаются в сигналы и передаются в мозг.

После карусели у многих кружится голова.

Чтобы понять это, проведём опыт. Нальём в стакан воды. Аккуратно, но достаточно быстро будем перемещать стакан по кругу, затем поставим стакан на стол. Стакан находится в покое, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение.

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда мы катаемся на карусели или кружимся на одном месте. Мы перестали кружиться, жидкость в полукружных каналах всё ещё движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя мы уже стоим на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы.  Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

Где находятся мышцы, которые позволяют шевелить ушами?

Такие мышцы находятся на затылке. Но у 98% людей они не работают. Наши предки млекопитающие могли шевелить ушами, но для человека эта способность оказалась излишней. Животные шевелят ушами для того, чтобы определить, откуда идет звук. А как поступает в этих случаях человек?

Два уха.

Вам нужны два уха, чтобы понимать, откуда пришёл звук. Звук, возникший справа от вас, достигает правого уха первым. В правом ухе он звучит чуть-чуть громче. Головной мозг это отмечает и говорит вам, откуда пришел звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

презентация урока по окружающему миру по теме: "Ухо - орган слуха"

Последовательная проекция слайдов при объяснении темы урока....

Урок по окружающему миру На тему: «Гигиена органов дыхания»

Задачи: личностные : формирование норм нравственного эстетического поведения в разных формах работыметапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя (одноклассников);- умение работать с ...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Слух".

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Слух"....