Внеклассное занятие Природные зоны
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Телицына Инесса Зиновьевна

Природные зоны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnek_zanyat_prirodnye_zony_rossii_2019.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Дячкинская    СОШ

Внеклассное мероприятие

по окружающему миру

в 4 классе

                                                                                               Подготовила

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                  Телицына И.З.

Тема.    Природные зоны России.

Цели: Обобщить знания учащихся о природных зонах России.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Задачи:

-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы;

-формировать навыки самоконтроля;

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

                            Планируемые   результаты:

Личностные умения:

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природе; чувство гордости и любви к России

— понимание своей успешности при изучении темы.

Метапредметные умения:

Познавательные умения:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение; умение работать с картой;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления сводной таблицы.

Регулятивные умения:

 выполнять задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом;

— выбирать правильный вариант выполнения задания; формировать навыки самоконтроля;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания в группе;

 строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

 Сравнивать природные зоны России.

Оборудование: карта «Природные зоны», гербарий, карточки, тест, разрезная таблица, картинки животных, рисунки детей, карточки с названиями животных, картины природных зон, плакат «Заповедник «Ростовский», маршрутный лист, кроссворд.

Межпредметные связи:

Литературное чтение, Русский язык, ИЗО

                               Ход урока.

1.Организационный момент.

       Психологический настрой.

(Учитель говорит, дети повторяют)

  1. Прекрасно все на небе.

Прекрасно на земле.

Прекрасно все на свете.

Прекрасно все во мне.

   2) Нас сегодня ждет дорога,       (говорит учитель детям)

     И узнать нам надо много.

     Так возьмемся, ребята, скорей за работу,

    Чтобы времени зря не терять.

     

II. Актуализация знаний.   Цели и задачи урока.

   

 Чтение наизусть детьми стихотворения.

-Послушайте стихотворение и скажите,  какие природные зоны нашей страны вы узнали?

                         Русь.   Н.Никитин.

-Какие природные зоны?

- Что можно сказать о нашей Родине? Какая она?

- Какая наша тема урока?

- Какие качества нам понадобятся сегодня на занятии?

III. Работа по теме

1.Работа с картой.  Игра «Найди ошибку».

- Найти и исправить ошибки, показ на карте, чтение по предложениям.

Наша страна омывается морями 4  (3)  океанов: Тихим, Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым океанами.

Черное море -  это море Северного Ледовитого океана (Атлантического океана).

На территории России расположены равнины: Западно (Восточно)-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Западно–Сибирская равнина.

Каменным поясом России называют Кавказкие горы (Уральские).

Город Ростов стоит на реке Волге (Дон).

Самое глубокое озеро Онежское (Байкал).

На территории нашей страны 8  (6) природных  зон. Назовите их.

1.Арктические пустыни.   2.Тундра.   3.Леса (тайга, смешанные, широколиственные).  4.Степи.  5.Пустыни.  6.Субтропики.

Самая северная зона – субтропики (арктические пустыни).

 Самая большая зона  – зона степей (лесов).

Мы живем в зоне лесов  (степей).

2.Работа в парах. Определите природную зону.

Каждая пара получает карточку с описанием определенной природной зоны.

Зачитайте текст и узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь. Покажите ее на карте (природные зоны),  на плакате (рисунок).

         

                                           Карточка 1

Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко.  (Арктические пустыни)

                                                 

                                                    Карточка 2

Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Мхи и лишайники господствуют всюду.  (Тундра)

                                                 Карточка 3

Здесь темные, хвойные леса на больших пространствах. Хозяин здесь бурый медведь и лось.  (Лес, тайга)

                                               Карточка 4

Как море, волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое, с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов.  (Степь)

                                                Карточка 5

Солнце  печет немилосердно. Растения почти не имеют листьев. Животные днем спасаются от жары в глубине песка, а охотятся ночью. Ветры наметают барханы из песка.  (Полупустыня)

                                    Карточка 6

Теплая зима и жаркое лето. Здесь много вечнозеленых растений. Многие люди любят здесь отдыхать летом.   (Субтропики)

3.Работа в группах. «Установи соответствие».

Каждой группе вручается конверт с разрезанной на части таблицей «Природные зоны», картинки животных, гербарий. Группа должна выбрать только то, что относится к заданной природной зоне и  картинки животных соответствующие (на столе), гербарий – растения. Проверка: одна группа читает, другая оценивает карточками; дети выстраиваются с картинками животных, растений -  другая группа оценивает.

                 Таблица «Природные зоны»

Природная

зона

Положение

зоны

Климат

Растения

Животные

Занятия

населения

Арктическая

пустыня

Северный Ледовитый океан и острова, расположен-ные в нём.

Полгода – полярный день, полгода – полярная ночь. Климат суровый. Зимой – 60 градусов. Лето  короткое холодное. Зима длинная суровая. Часто дуют холодные ветры, свирепствует пурга.

Мхи, лишайники, полярные маки.

Морж, тюлень, белый медведь,

тупик, чистик, полярный кит.

Научные исследования, перевозка грузов на кораблях, охота, рыболовство.

                                   Таблица «Природные зоны»

Природная

зона

Положение

зоны

Климат

Растения

Животные

Занятия

населения

Тундра

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина.

Климат суровый. Зимой – 40 градусов, сильные метели. Короткое прохладное лето. Почва оттаивает 10 - 50 см, глубже – многолетняя мерзлота.

Ягель, карликовая береза, полярная ива, голубика, брусника, морошка.

Северный олень, песец, лемминг, полярная сова, гуси, утки.

Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых.

  4. Работа в группах. Цепи питания.

- К чему приходится приспосабливаться растениям и животным в разных природных  зонах?

- Как приспособились растения и животные к длительному холоду? А к засухе в пустынях?

- Приведите примеры защитной окраски животных, обитающих в зоне арктических пустынь?

А сейчас давайте построим цепь питания.

Цепи питания.

На столах у каждой группы лежат карточки. Нужно правильно построить цепь питания и выстроиться группе с карточками. Назвать,  к какой зоне относиться эта цепь питания.

1 группа.

Растения – тушканчик – змея.  (Пустыня)

Карликовая ива – белая куропатка – кречет.  (Тундра)

2 группа

Дуб – сойка – сова  (Лес)

Рыба – тюлень – белый медведь.   (Арктика)

4. Физкультурная минутка.

Сейчас мы отдохнем.  Путешественники должны не только уметь ориентироваться в природе, но и уметь правильно отдыхать. А вот в какой зоне  мы побываем, вы мне, потом ответите.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

5. Беседа. Зона лесов.

В какой зоне мы побывали?

Какое значение леса?  Перечислите.

-место отдыха

-  аптека

-  источник чистой воды и пищи

-  источник древесины

- источник топлива

 - дом для растений, животных, грибов

- защитник воздуха, водоемов, почв

А какая экологическая проблема леса?

- вырубка

- браконьерство

- А как мы можем помочь лесу?

- О чем мы должны помнить, приходя в лес?

- Какие правила соблюдать.

Лес это наше богатство. Лес – «легкие нашей планеты». Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетия, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

6. Тест  «Степь».

Можно самостоятельно или поработать устно с карточками (карточки с номерами 1, 2,3).

             

          Тест « Зона степей».

1.На карте природных зон - зона степей закрашена,  каким цветом?

      1)розовым                    2)желтым                         3) зеленым

2.Характерный признак зоны степей – это

1) сплошной травянистый растительный покров  (степи)

2) отсутствие сплошного растительного покрова    (Арктика)

3) обилие мхов, лишайников  (тундра)

3. К степным животным относятся…

1) медуза, краб, морской конек  (субтропики)

2) медведь, кедровки, рысь (лес)

3) суслик, сайгак, кузнечик (степь)

4. Для растений степи характерны

1)длинные корни, листья-колючки  (пустыни)

2) стелющиеся корни, низкорослые растения  (тундра)

3) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые  (степи)

5. Основным занятием населения степей является

1) земледелие  (степи)

2) охота   (лес)

3) оленеводство  (тундра)

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы

1) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей  (тундра)

2) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство (степи)

3) вырубка, браконьерство, неограниченное заготовление древесины  (лес)

7. В «Красную книгу» занесены следующие степные животные и растения.

1) самшит, жужелица - кавказкая, афалина (дельфин)   (субтропики)

2) зубр, филин, женьшень  (лес)

3) пион  тонколистый, дрофа, журавль – красавка  (степь)

7. Беседа. Ростовская область.

1.- В какой области мы с вами живем?

- В какой зоне находится наша область?   (в степной и маленький участок в полупустыне)

2.Рисунки детей «Животные Ростовской области».

Ребята нарисовали животных, которые обитают в Ростовской области.

3.Заповедник «Ростовский».

Презентацию подготовил…

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение, потому что  почти не осталось степей.  Почти повсюду распаханы степи из-за плодородной почвы. На их месте раскинулись поля и сады. На сохранившихся нераспаханных участках степей пасут скот, охотятся на степных животных. Поэтому важная задача – охранять и беречь сохранившиеся степи. Небольшие участки степей охраняются в заповедниках. Например, заповедник  «Ростовский». Он основан в 1995 году. Благодаря сотрудникам заповедника, на многих участках восстановилась растительность и возросла численность животных и растений.

4.Презентации своих работ  «Животные Ростовской области, занесенные в    Красную книгу.

Сейчас ребята расскажут о животных, которые занесены в Красную книгу.

1) Дрофа.  Подготовила …

Дрофу иногда называют степным страусом. Эта крупная птица становится легкой добычей для охотников. Её перья не имеют достаточной жировой смазки и во время осенних дождей становятся тяжелыми, и она не может летать. Её гнезда, расположенные на земле, гибнут во время весенней распашки степей и летнего сенокоса, а осенняя уборка хлебов губит уцелевших птенцов. Поэтому дрофу занесли в Красную книгу.  

2) Степной орел. Подготовил …

Среди птиц степей есть хищники, которые охотятся на открытых пространствах, например степной орел. Пальцы у него небольшие с короткими когтями, поэтому он добывает мелких грызунов, в основном сусликов. Степной орел тоже занесен в Красную книгу.

3) Тарпан.  Рисунок –…, а материал готовил . . .

   Тарпаны это дикие лошади. Их называют ростовским чудом или Донскими мустангами. Табун мустангов хозяйничает в заповеднике «Ростовском» на острове Водный, окруженном соленой водой озера Маныч, больше 50 лет. Это единственный табун тарпанов в нашей стране. Много версий существует по поводу того, как лошади стали вольными. Но казаки уверяют: это они оставляли на острове стареющих скакунов, чтобы те спокойно доживали там. Ученые и сотрудники заповедника, если надо то, помогают животным суровой зимой и засушливым летом.

5. Охрана степей.

Что же надо делать, чтобы сохранить степи и животных, растения?

- нужно прекратить распахивать степи

- строго ограничить выпас скота

- вести борьбу с браконьерством

 

8. Кроссворд. Природные зоны.

… подготовила кроссворд по теме «Угадай природную зону».  В нем мы определим, как хорошо вы знаете названия природных зон, по которым мы с вами путешествовали.

        1) Жёлтое и голубое. Всюду сугробы золотого песка — барханы. Страна солнечного огня. (Пустыня.)

2) Далеко тянутся ледяные поля. Во всей суровости и красоте открывается страна звонких льдов. (Арктика)

3) Равнина серая и сырая. Мох, кочки, лужи. Вдали виднеется лес — высотой по колено. Олени ходят лениво, рога ветвятся, как сказочный костяной лес. (Тундра.)

4) Ветру здесь очень привольно. Он как беркут — мчит на распахнутых крыльях, насвистывая привольно и лихо. Зелёное море весной становится  белым морем летом. Царство трав. (Степь.)

5)Устремились ввысь мохнатые ели, кедры щедро отдают своё богатство людям, в дуплах корабельных сосен селятся белки. До прихода сюда человека хозяином  считался медведь. (Тайга)

6)  Удивительное царство  занимает очень маленькую территорию. Оно расположено на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Субтропики)       

               

           пустыня

           арктика

                тундра

               степь

                 тайга

           субтропики

IV. Итог. Рефлексия.

      Самооценка.

1. Стихотворение

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

2.Итог.

- Как вы понимаете эти строки?

Мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительны и разнообразны природные зоны России. Будущее процветание человечества возможно только при разумном, гуманном отношении к природе. Земля - наш дом, каждый человек должен осознавать свою ответственность перед потомками.

- Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшней работе.

 - Что вам понравилось?

- Какая работа была более интересной, а какая сложной?

3. Заполните листы для самооценки  «Маршрутный лист»

Маршрутный лист  по теме «Природные зоны России».

Фамилия   _______________________

     Деятельность на уроке

                    Оценка деятельности          Баллы

                                                                         0 - 5

1.Игра  «Найди ошибку».

Был активен, отвечал правильно на  

вопросы.                                                                      

2.Работа в парах  «Определите природную зону».

                                                                       

3.Работа в группах «Установи соответствие»

Критерии оценивания                                0 - 5

1.Я был активен в группе.                            1

2.Я выслушивал чужие аргументы              1

внимательно.

3. Я объяснял свою точку зрения,               1

приводил доводы и убеждал других.        

4.Я отстаивал свое мнение корректно.        1

5. Я умею работать в команде: иногда –    

брать на себя ответственность, иногда –     1

подчиняться.                                                  

4.Беседа «Лес».

Был активен, правильно отвечал на

вопросы.

5. Тест  « Зона степей»

Без ошибок-  5                                                    

1 ошибка –    4

2 ошибки –    3

Больше -        2

6.Подготовка дополнительного материала

Количество баллов -

Моя отметка -  

                                    Всего:  30 – 25  =  отлично

                                                  24 – 20 =  хорошо

                                                   19 – 15 = надо повторить

                                             Менее   15 = надо подучить

Вручение календарей природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами

Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...

Внеклассное занятие по окружающему миру «Путешествие по природным зонам»

Внеклассное занятие по окружающему миру«Путешествие по природным зонам»...

Конспект внеурочного занятия по теме "Природные зоны Челябинской области" (УМК "Школа России", 3 класс)

Название кружка: «Моя малая Родина»Направленность внеурочной деятельности: общекультурноеФорма проведения: кружокЦель занятия: познакомиться с природными зонами Челябинской области.Планиру...