"Космос"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Филатова Марина Андреевна

Цель: расширение знаний и представлений детей о космосе. Закрепить знания учащихся о составе слова, частях речи, синониме, многозначном слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_vneklassnogo_zanyatiya_kosmos_0.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного занятия: «Космос»

Цель: расширение знаний и представлений детей о космосе. Закрепить знания учащихся о составе слова, частях речи, синониме, многозначном слове.

Задачи:

Образовательные:

• Уточнять и расширять представления детей о космосе ;

  • Повторить и закрепить следующие понятия: имя прилагательное, имя существительное, глагол, словосочетание, синоним, многозначное слово.

• Пополнять и активизировать словарный запас.

  • закреплять умение пользоваться словарями.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность;

• Закреплять умение действовать в соответствие с инструкцией;

• Творческое мышление и воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать организованность, активность, самоконтроль;

• Воспитывать чувство гордости за историю нашей страны.

Ребята, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. В день, когда человек впервые поднялся в космос, а случилось это в 1961г. космодром «Байконур» стал известен всему миру. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, для этого вам нужно разделиться на 4 экипажа.

                                                                                     Конкурс 1.

Командам выдаются конверты с вопросами к кроссворду.

По горизонтали: 2. Мир, вселенная. 5. Небесное тело, вращающееся вокруг солнца и получающее от него свет и тепло. 7. Жители планеты Земля. 8. Одежда космонавта.

По вертикали: 1. Самая яркая звезда, вокруг которой вращаются планета Земля и еще 7 планет. 3.Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. 4. Космический корабль. 5. Часть пространства, ограниченная со всех сторон замкнутой поверхностью.

Конкурс 2.

Задание команде 1: образовать из слов кроссворда однокоренные прилагательные.

Задание команде 2: образовать со словами кроссворда словосочетания с другими частями речи.

Задание команде 3:  разобрать 5 слов из кроссворда  по составу.

Задание команде 4: Составить рассказ используя слова из кроссворда (5-6 предложений)

                                                        Конкурс 3. «Викторина звёздная рулетка»

За каждый правильный ответ дается жетон.

  1. Назовите планеты Солнечной системы?
  2. Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес?
  3. Как называется один оборот искусственного тела вокруг Земли?
  4. Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль?
  5. Что такое Вселенная?
  6. Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел?
  7. Самая большая планета Солнечной системы?
  8. Кто первым вышел в открытый космос?
  9. Первая женщина космонавт?
  10. У какой планеты есть кольца?
  11. Одежда космонавтов?
  12. Первый космонавт планеты?

Конкурс 4.

На доске записаны слова:

космонавт, ракета, планета, спутник, космос, астронавт, Вселенная, звезда

Задание дается для всех команд.

Задание 1. Найти синонимы. (Космонавт – астронавт, космос – вселенная).

Задание 2. Найти многозначные слова и объяснить их значение.

Спутник –

космический аппарат; 
небесное тело (Луна);
друг по жизни;
товарищ в путешествии.

Ракета –

космический корабль; 
снаряд.

Конкурс 5.

Задание для всех команд: придумать предложение с любым из слов, разобрать его по членам предложения и частям речи.

Учитель подводит итоги конкурса и награждает победителей.

На доске записаны предложениями:

Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года.

Пионерами космоса гордится страна.

Караваны ракет помчат людей в космические дали.

У. Прочитайте предложения, отметьте непонятные слова, найдите их значения в толковом словаре русского языка.

Дети находят поясняющие значения непонятных слов.

– Обратите внимание на то, из каких языков пришли эти слова в русскую речь.

  • Караван (франц.) – движущаяся вереница чего-либо.
  • Пионер (франц.) – человек, прокладывающий новые пути.
  • Эра (лат.) – событие, момент, от которого ведется летоисчисление.

– Как видите, все эти слова имеют несколько значений. То есть они многозначные. Вы выбрали именно те толкования, которые особенно подходят для нашего урока.
Слова, которые проникли в русскую речь из других языков, обогащают нашу лексику, со временем становятся широко употребляемыми, родными. Но и русские слова проникают в речь других народов. Об этом мы тоже поговорим на нашем занятии. Но прежде разберемся в том, кто такие 
пионеры космоса, что значит космическая эра и как понимать выражение караваны ракет.

                                                                          Конкурс 7.

Дети выстраиваются друг за другом у доски. 
По сигналу учителя они быстро записывают на доске слова на тему «Космос», которые нашли в словаре. 
Выигрывает та команда, которая записала больше слов за 2 минуты. Повторяющиеся слова не учитываются.

                                                                      Конкурс 6.

 Когда Юрий Гагарин вернулся на Землю после своего полета, он написал такие строки: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел _ _ _

Часть этого текста оказалась зашифрованной. Найдите ключ к шифровке и дополните фразу утраченными словами. Что у вас получилось?

На доске:

К (1, 3, 7)

Н (11, 13, 20)

Л (18)

А (2, 9, 12, 14, 16, 19, 23)        

П (4, 17)

С (10)

Р (5, 8)

Е (6,21)

Ш (15)

Т (22)

! (24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадки о космосе" для учащихся 2 класса. Проверяем готовы ли дети оправиться в космос ( в классе проводится игра "Космическое путешествие"). Загадка-ответ и т.д.

В классе проводится игра "Космическое путешествие" на протяжении года. Для проверки готовности к космическому путешествию была создана данная презентация. В презентации один слайд загадка, второй...

Космос. Человек и космос. Исследование космоса.

Презентация ко Дню космонавтики....

Загадки о космосе. Викторина "Освоение космоса"

Подборка загадок о космосе, Викторина посвящённая дню космонавтики....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Космос и Вселенная» для учащихся кружка прикладного творчества «Самоделкин» по теме: 55-летие первого полёта человека в космос

Цель:  Познакомить детей с историей развития отечественной космонавтики и теми людьми, которые внесли огромный вклад в покорение Вселенной. Задачи:   Образовательные:   Р...

План проведения Всемирной недели космоса «Космос объединяет мир» в МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ с 4.10.2018 по 10.10.2018

Организация информационной и методической поддержки, оформление тематических книжных выставок «Влюблённые в небо»...

Педагогический проект «Космос и человек. Что я знаю о космосе?».

Сформировать целостное представление о развитии пилотируемой космонавтики, об исследовании космоса с помощью космической техники, продемонстрировать достижения страны в освоении космического пространс...

Проект по теме: «История освоения космоса. Первопроходцы-покорители космоса»

Информационно-творческий проект средней продолжительности. Цель проекта: воспитание и развитие личности младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности...