Рабочая программа по предмету "Человек", 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Яркова Валентина Николаевна

Рабочая программа по учебному предмету "Человек" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Человек, 1 класс, 2 вариант (обучение на дому).

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 1 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

На уроках «Человек» используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Работа с книгой;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:

  • формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
  • развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
  • развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
  • формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • Представления о себе.
  • Моя семья
  • Гигиена тела.
  • Одежда и обувь
  • Прием пищи.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:

I ч. –     ч          

II ч. –     ч.                              

III ч. –    ч.                                  

IV ч. –    ч.                             Всего за год – 34 часа.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • иметь представления о собственном теле;
  • относить себя к определенному полу;
  • уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
  • уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
  • уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
  • иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
  • узнавать одежду, обувь.
  • уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
  • различать изнаночную сторону одежды.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

В программе  предмета выделяются разделы:

Представления о себе.

  • Части тела.
  • Моё здоровье: режим дня.
  • Моё здоровье: личная гигиена.
  • Моё здоровье: одевание по погоде.
  • Организации своего свободного времени.
  • Сообщение о состоянии своего здоровья.
  • Называние своего возраста.
  • Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
  • Рассказ о себе с помощью речи и жестов.
  • Закрепление пройденного материала.
  • Знание возрастных изменений человека.

Моя семья

  • Определение своей социальной роли в семье.
  • Различение  социальных ролей членов семьи.
  • Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
  • Закрепление пройденного материала.

Гигиена тела

  • Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
  • Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
  • Чистка зубов. Полоскание полости рта.

Одежда и обувь

  • Различение сезонной обуви.
  • Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
  • Различение сезонных головных уборов.
  • Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
  • Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
  • Соблюдение последовательности действий при раздевании
  • Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды
  • Закрепление пройденного материала.

Приём пищи

  • Еда вилкой.
  • Использование салфетки во время приема пищи.
  • Повторение пройденного материала.

6. календарно-тематическое планирование.

тема

колич. часов

сроки

Основные элементы содержания

Практика

Представления о себе.

1.

Вводное занятие

1

Актуализация знаний, умений и навыков, через игру.

Актуализация знаний, умений и навыков.

2.

Я и моё имя

1

Идентификация себя со своим именем своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; через просмотр демонстрационного материала, игровые и практические упражнения.

Идентификация себя со своим именем,  своим изображением, отражением.

3.

Распознавание половой принадлежности по внешним признакам, одежде.

1

Идентификация половой принадлежности по внешним признакам, через дидактические игровые упражнения

Идентификация половой принадлежности.

4.

Части тела: туловище, руки.

1

Формирование умения различать и называть  части тела: туловище (шея, спина, живот).  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

Формирование умения различать и называть  части тела: туловище (шея, спина, живот).  

5.

Части тела: руки, ноги.

1

Формирование умения различать и называть части тела: ноги.  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную и конструктивную деятельность.

Формирование умения различать и называть части тела: ноги.

6.

Части тела: пальцы.

1

Формирование умения различать и называть  части тела: пальцы.  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

Формирование умения различать и называть  части тела: пальцы.  

7.

Дорисовывание частей тела человека

1

Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету.

Дорисовывание частей тела человека по подражанию, по трафарету.

8.

Личная гигиена: уход за телом.

1

Формирование умения ухаживать за своим телом, через просмотр видео материалов, практических упражнений

Формирование умения ухаживать за своим телом.

9.

Закрепление пройденного материала

1

Идентификация себя со своим именем,  своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью (как мальчика или девочки), закрепление представлений о частях тела человека. Через игровую и изобразительную деятельность.

Идентификация себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; со своей половой принадлежностью, закрепление представлений о частях тела человека.

10.

Лицо человека: глаза, нос.

1

Формирование умения различать и называть части лица (глаза, ресницы, брови, нос, ноздри, рот, губы, щёки, лоб, подбородок).  Через просмотр демонстрационного материала,  практическую, игровую изобразительную деятельность.

Формирование умения различать и называть части лица.

11.

Лицо человека: щёки, лоб, подбородок.

1

12.

Мои эмоции: радость – грусть,  восторг.

1

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые упражнения.  

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

13.

Мои эмоции: удивление.

1

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

Формирование умения различать и

14.

Закрепление  пройденного материала.

1

Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека, через игровые упражнения.

Закрепление знаний о частях лица, об эмоциях человека.

15.

Мои эмоции: страх

1

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других. Через просмотр демонстрационного материала, игровые действия, упражнения.  

Формирование умения различать и называть, распознавать своё эмоциональное состояние и других.

16.

Моё – чужое.

1

Формирование умение определять «моё» и «не моё», через игру,  практические упражнения.  

Формирование умение определять «моё» и «не моё».

17.

Моё здоровье: режим дня.

1

Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья.  

18.

Моё здоровье: личная гигиена.

1

Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья.  Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

Осознание важности соблюдения личной гигиены  для здоровья

19.

Моё здоровье: одевание по погоде.

1

Осознание важности одевания по погоде для здоровья, через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые  упражнения.

Осознание важности  одевания по погоде для здоровья.

20.

Моё здоровье.

1

Формирование умения распознавать  свои ощущения,  определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий,  практических упражнений.

Формирование умения распознавать  свои ощущения,  определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

21.

Называние своего возраста.

1

Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения.

Формирование умения осознавать свой возраст, называть его.

22.

Рассказ о себе с помощью речи и жестов.

1

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!»  Через практическую, игровую деятельность.

Формирование умения осознавать и  называть  своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!»  

23.

Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.

2

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию.

Формирование умения осознавать и  сообщать  своё имя возраст, любимое занятие.

24.

Закрепление пройденного материала.

1

Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру.          

Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих.

25.

Мои интересы и желания.

1

Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время.   Через просмотр демонстрационных материалов, игровые упражнения, беседу.  

Формирование умения осознавать и выражать свои интересы, желания; представлений о занятиях в свободное время.

Моя семья

26.

Члены моей семьи.  

1

Формирование представлений о членах семьи. Через просмотр демонстрационных материалов, игру,  изобразительную деятельность.

Формирование представлений о членах семьи.

27.

Моя семья: бытовая деятельность членов семьи.

1

Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи.

28.

Моя семья: досуговая деятельность членов семьи.

1

Формирование представлений о  досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Формирование представлений о  досуговой деятельности членов семьи.

29.

Моя семья: профессиональная деятельность членов семьи.

1

Представление о профессиональной деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия.

Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

30.

Закрепление пройденного материала: моя семья

1

Закрепление представлений о членах семьи, через игру.

Закрепление представлений о член Повторение пройденного материала ах семьи.

31.

Итоговое занятие

1

Повторение пройденного материала, через игру.

7. Учебно-методическое обеспечение

  • Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
  • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.

8. Материально-техническое обеспечение

 Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения

Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...

Рабочие программы 1 класс адаптивный вариант для обучения на дому

В программе представлена пояснительная записка, содержание  для обучения учащихся 1 класса на дому (индивидуально)....

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)

Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)...

Рабочая программа по изобразительной деятельности, 1 класс 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 4 класс

УМК "Школа России"Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» адресована для учащегося  4 класса, находящегося  на домашнем обучении по медицинским показателям...

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 2 класса,  находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям на основе  авторской программы А.А.Плешако...

Рабочая программа по окружающему миру для индивидуального обучения на дому, 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 1 класса, находящихся на индивидуальном обучении на дому по медицинским показателям.УМК "Школа России"...